THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуют ли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века. Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что просто влюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы. Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства "предназначенный для монастыря" и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшая судьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что "русский человек может всё". И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгую жизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности Иван Северьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грех церковный не захотел каяться "Очарованный странник" и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. И сказано было ему: "И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты". И, действительно, ничто не давало умереть Ивану Северьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила "очарованного странника" в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на две половинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться в монастырь, где и назначено было судьбой находится "моленному сыну". Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытается определить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любви к лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьба на двенадцать лет лишила "очарованного странника" воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч и проявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой рок всячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалился над "странником" и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его от себя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множество профессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, Ивана Северьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот момент первая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть в любом её обличии. "Очарованный странник" уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хоть кого-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим и видит смерти своих товарищей, снова "очарованный странник" обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, что автор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто "русский человек может всё", потому что Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать его праведником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физического раскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, был заложником в руках судьбы, но человеческое терпение небезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой - был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч от злобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехи людские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он был подщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волна народного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести "Очарованный странник".

Дарование и творчество Николая Семеновича Лескова в нашей литературе пока не соединяются с определением «великий». Однако достаточно открыть любое его произведение, чтобы оказаться во власти удивительного таланта. Повести и рассказы писателя возвращают нас в 1860-е годы. изъездил всю Россию, знал народ и его нужды не по рассказам. Он мечтал о постоянном культурном и экономическом прогрессе страны. В своих произведениях он сосредоточен на постижении особенностей национальной жизни и глубин характера героев. И Лесков всегда показывает отношения личности и среды ее обитания.
В повести на первом плане оригинальная личность Ивана Северьяныча Флягина. И уже в названий чувствуется, что основным мотивом повести будет дорога. Путь, которым проходит герой, — это поиски своего места среди людей, своего призвания, постижения смысла жизни. Каждый этап этого пути — новый шаг в нравственном развитии Флягина. Будучи из крепостных, он в начале жизни судит о людях на основании полученного в замкнутом мирке опыта. И мы видим, сколько герою приходится испытать, чтобы оценить свою свободу и свободу отношений с другими людьми.
В начале повести рассказчик, Иван Северьяныч Флягин, говорит о своем пути: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. <...>, всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». В имении графа К. его школили, как лошадей на конном заводе. Иван должен был стать форейтором. Здесь и закончился первый этап его пути нечаянным убийством монашка и бегством из имения. Убитый монашек обещал ему, придя во сне, что «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». А все потому, что он — сын, обещанный Богу его матерью. Сбежав из дома, он волей случая попадает к одному поляку нянькой для маленькой девочки, которую оставила мать. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность не только к животным, но и к человеку. И впервые он принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека — матери. «Она в отчаянии прежалобно вопит и, насильно влекома, за ним хотя следует, но глаза и руки сюда ко мне и к дите простирает… И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти…» За 10 лет татарского плена Флягин ощутил кровное родство со «своим», русским, национальным. Флягин не может слиться с татарским укладом жизни, принять его всерьез и надолго. Здесь существуют лишь элементарные формы борьбы за существование.
Но Лесков далек от идеализации русской жизни. Святая Русь, к которой так стремился Флягин, отмечает возвращение блудного сына своеобразно — плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел… еще раз дома высечь», после лишения отцом Ильей причастия граф приказал управителю опять высечь рассказчика «по-новому, на крыльце, перед конторою, при всех людях». Потом граф отпускает Флягина на оброк, и начинается новое испытание: редкостный знаток лошадей втягивается в то привычное пьянство, которое давно уже стало бичом России. И опять случайность переворачивает его жизнь и дает новое направление. Рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила «магнетизера». Флягин встречает цыганку Грушу и открывает для себя колдовскую силу женской красоты над человеческой душой. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества, в любви и бесконечном преклонении перед другим человеком для героя исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Сбывается обещание «магнетизера»: «Я тебе в жизни новое понятие дам». И сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его.
После смерти Груши — опять дорога, но эта дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях. Обретенное героем единство с другими людьми разрешается в ситуации первой же встречи с убитыми горем стариком и старушкой, сына которых должны взять в рекруты. Флягин идет в солдаты, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел: «Тем и покончили, и отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты…»; «… стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть». Пятнадцатилетняя служба на Кавказе становится для героя новым испытанием. Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, жизнь ни в чем не помогает и ни в чем не под держивает его. Вот он — георгиевский кавалер и офицер, «благородный». Казалось, это хороший конец, итог полной лишений и тягот жизни, и должен начаться новый, счастливый ее этап. И новый этап действительно начинается, но у Лескова все далеко от счастливого конца. «Благородство» не только не способствует «карьере», но даже мешает возможности вернуться к старому кучерскому ремеслу («говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…»). Чтобы не умереть с голоду, Флягин идет в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Но и оттуда он вынужден уйти. И, наконец, Иван Северьяныч доходит до монастыря.
Флягин живет не разумом, а чувствами. В монастыре он пытается одолеть в себе тоску, великую любовь к Груше. Однако он находит успокоение не в суровом аскетизме, а в любви к Родине:
«- Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
— А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
— Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать?
— Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».
Здесь и проявляется личная ответственность героя за судьбу своей земли и готовность умереть за нее. Не случайно в финале рассказа Флягина повторяются все основные мотивы повествования: постоянные искушения, одержимость любовью, плен и дорога. Это значит, что ничего еще не кончено для «очарованного странника», что итоги его жизни не подведены и отпущенная ему «тысяча жизней» не прожита до конца. Читатель встречает героя в пути и покидает его опять в дороге. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как образ «очарованного странника». Чертами этого героя — силой, непосредственностью, душевной добротой — отмечены многие характеры произведений Лескова. Это своеобразное решение автором проблемы положительного героя.

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.

Лыскова Н.Н.

План-конспект урока литературы по теме: «Проблема национального характера в произведениях Н.С. Лескова (на материале программных произведений).

Тема урока: проблема национального характера в произведении Н.С. Лескова «Очарованный странник».

Цель урока: на примере повести «Очарованный странник» показать проблему

национального характера.

Форма урока: урок-беседа с элементами лекции.

Ход урока.


  1. Организационный момент.
Словарная работа.

Повесть была задумана писателем после поездки летом 1872 года на Ладожское озеро

и посещения острова Валаам, на котором находился монастырь. Это событие нашло

отражение в тематике и языке повести.

Послушник – готовящийся к принятию монашества прислужник в монастыре.

Епархия – церковно-административный округ, подчинённый архиерею.

Иеромонах – монашеский чин.

Рясофор – монах или послушник, носящих рясу и клобук без пострижения.

Ремонтер – офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерии.


  1. Беседа по вопросам.

1). Какую жизненную философию утверждает Флягин в рассказе о попике-запивашке? (Человек во всяких обстоятельствах обязан «определиться», найти себе дело. Он молится за самоубийц, в которых видит бедных людей, не сумевших одолеть «борений жизни». Ведь сам Создатель повелевал «толцытеся», и попик нашёл способ быть полезным людям).

2). Какой ещё принцип своей жизненной философии излагает Флягин, рассказывая историю укрощения коня-людоеда?

3). Как заявляет автор повести о связи особенностей русского национального характера с географическими, т.е. природными, особенностями страны? (Бесконечная смена ландшафтов – от Каспия до Соловков – сливается с бесконечным богатством проявлений натуры странника Ивана Флягина. Противоречивые свойства его характера напоминают бесконечную смену пейзажей, описание различных видов видов образа жизни, мыслей народов России, различных событий, переживаемых людьми, и различными поступками и суждениями в разных ситуациях самого героя. Широта русского характера, как и его крайности, обусловлены самой природой).

4). Какие ещё приёмы раскрытия своеобразия русского национального характера использует автор? (Характер раскрывается и через описание внешнего вида героя.

Иван Флягин – богатырь («вверх по-гусарски закрученные усы»), но говорит он лениво. Он силён, но мягок и спокоен, одет в рясу (смирение).

Контраст энергии и вялости не случаен. Сила олицетворяет лишь потенциальные возможности характера, которые в обычное время не дают о себе знать, но в критическую минуту они проявляются, в них секрет мощи России.

Многогранность характера героя проявляется через его восприятие природы, родины. Он очарован миром: горами и морями, полями и степями, ярмарками и татарскими поселениями, цыганскими таборами и родным русским лесом).

5). Как передаёт Флягин попутчикам своё чувство тоски по родине, которое он испытывал в плену? (Через неприятие чужой стороны: степи для него однообразны и мертвы во все времена года (блестит «безжизненно солончак»), всё не радует, а досаждает: ветер, солнце, простор. «Блыщание солончаков» - деталь, которая повторяется в его рассказе, передавая его раздражение. Ему там надоело: «Очень…в Россию хотелось».

Ещё приём: он вспоминает родную деревню, мелочи, отрывки из будней жизни своей; там всё мило, всё значительно).

7). Где герой реализует принципы добра и справедливости? (Отдаёт дитя страдающей матери, теряет место: «пускай любятся», идёт в рекруты вместо единственного сына стариков-родителей, защищает молоденькую артистку из балаганного театра в Петербурге).

8). С каких поступков героя начинается его борение с жизнью? Какое начало в его сознании на этом жизненном этапе показывает автор? (Стихийно-эмоциональное, физическая сила и мощь натуры: удаль, молодецкое ухарство в крайних, опасных проявлениях (слишком сильно ударил кнутом заснувшего старика-монаха, тут же укротил коня и спас графскую семью, сечётся «на перепор» с татарином).

Эта национальная черта, по Лескову: отсюда и сила патриотического порыва, и источник трагических крайностей судьбы народной).

9). Как противопоставляются характеры англичанина Рарея и Флягина в сцене укрощения коня? (Тот проявляет английскую учёность, рассудительность, а Иван – «нутряную хитрость» (разбивает горшок о голову лошади и выливает тесто на её глаза и морду).

Лесков утверждает в рассказе чуждость русскому национальному характеру идеи рассудочности. Отсюда следующая особенность русского человека – фаталистическое осмысление собственной судьбы).

10). Как вера в провидение, предначертание, фатализм в рассказе Флягина о своей жизни раскрывает героя? (Выявляет его наивность, простодушие, интеллектуальную неразвитость, легкомысленное отношение к будущему, суеверие.

Особенно это проявляется в рассказе об искушениях, преследовавших Флягина в монастыре).

11). Можно ли считать, что только фатализмом Флягин объясняет свою судьбу? (В монастырь он пришёл не по пророчеству монаха, а потому, что деваться было некуда. Вера в судьбу и трезвое реалистичное объяснение событий в его сознании сосуществуют).

12). Найдите детали, указывающие на поэтическое чувство, возникшее в душе героя к Грушеньке. (Деньги за пение ему кажутся птицами. Грушу он ещё не увидел, но покорил голос («томный-претомный, точно колокол малиновый»), очаровывает пластика движений в танце, Ивана ослепляет красота девушки).

13). Как вы понимаете сравнение Грушеньки со змеёй и как оно развивается в рассказе? (Психологический подтекст таков: она ещё враждебно относится к богатому незнакомому мужику).

14). Какое сложное психологическое развитие получает коллизия, возникшая в связи с пылким увлечением князя Грушей? (Перекличка с повестью М.Ю.Лермонтова «Бэла»). (Именно простой человек оказывается душевно более тонким, только с ним Груше по-человечески хорошо. Князь же мелок и ничтожен, и он сам сознаёт это: «Ты – артист, ты не такой, как я, свистун». Герой проходит через испытание любовью, и это традиция русской литературы. Флягин благороден, гуманен, ему доступны альтруистические чувства.

Проверке любовью подвергается в повести и князь. Увлечённый планами выгодной женитьбы, он забывает о Груше).

15). Найдите реплики князя в разговоре с Евгенией Семёновной, который случайно подслушал Флягин. Как в них раскрывается человеческая сущность князя? (Работа с текстом).

16). Как артистическая одарённость Флягина проявляется в его отношении к коням? (Он чувствует по отношению к ним восхищение, понимание, привязанность: «окрыляется и точно птица летит и не всколыхнёт», «рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родною страстию», «на небо, как птицы, косят…кажется, сердечный, и улетел бы, да крылышек у него нет» (о лошадях из табунов), «гордая очень тварь был, поведением смирился…но погиб в неволе»).

17). Какие новые душевные грани раскрываются перед читателем в сценах, повествующих о восхищении героя красавицей-цыганкой? Какие поступки отражают рост его нравственного сознания? (Он совершает благие поступки: заменяет собой рекрута, храбро сражается, получает Георгия, но почитает себя великим грешником, по-новому смотрит на свою прошлую жизнь и оказывается под очарованием новой идеи – героического самопожертвования во имя людей).


  1. Лекция. Слово учителя.

(Записать в тетради).

«А потом будет в жизни странника очарование тишины монастырской жизни, особая «отрада упования», пока не услышит он голос свыше: «Ополчайся!» - и не придёт к нему жажда воевать за свой народ, чтобы по-богатырски защитить его от врага. «Мне за народ очень помереть хочется», - признаётся герой, завершая свою исповедь, похожую на повествование сказителя. Так приходит к Флягину идея героического самопожертвования, и образ его достигает эпического величия. Так широкой рекой течёт сюжет произведения, вбирая в себя ручейки его ответвлений и превращая произведение не только в раздумье о судьбе личности, но и в думу о судьбах Отечества».


  1. Обобщение урока.

Домашнее задание: написать эссе на тему: «Проблема национального характера в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Сочинение - Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник”

Повесть Лескова "Очарованный странник" появилась в 1873 году в результате поиска автором ответа на вопрос: существуютли на земле праведники. Эта повесть Лескова – моё самое любимое произведение из классической прозы девятнадцатого века.Язык произведения интересен и изумителен. Образ главного героя так близок читателю во всех своих чертах, что простовлюбляет в себя. Этот, пожалуй, самый значительный и сильный из всех, созданных писателем.

Я считаю, что эта повесть Николая Семёновича Лескова ещё одно достояние русской литературы.Иван Северьяныч – человек особенный, исключительный, странной и необычайной судьбы. С самого детства "предназначенныйдля монастыря" и постоянно помнящий об этом, он, однако не может преодолеть чар мирской жизни. Трагична и дальнейшаясудьба героя. Если её можно выразить какой-либо фразой, то здесь наиболее приемлема фраза самого Лескова, что "русскийчеловек может всё". И это действительно так, ведь сколько всего пришлось перенести Ивану Северьянычу за свою долгуюжизнь. Фатум безжалостно вселился в него с самого рождения и преследовал его всегда и всюду. Уже в юности ИванСеверьяныч совершил самый страшный православный грех, он насмерть засёк ни в чём неповинного монаха. Но за грехцерковный не захотел каяться "Очарованный странник" и за это, он должен был, в кару, претерпеть много зла земного. Исказано было ему: "И будут убивать тебя много раз, но не умрёшь ты". И, действительно, ничто не давало умереть ИвануСеверьянычу, как бы он этого не хотел. Но я думаю, что сила "очарованного странника" в том, что он боролся со своей судьбой за право жить на воле. Его душа разделилась на двеполовинки: одна из которых хотела жить в людском мире, а другая под страхом веры и судьбы пыталась уединиться вмонастырь, где и назначено было судьбой находится "моленному сыну". Влекомый жаждой жизни, Иван Северьяныч пытаетсяопределить себя в ней, но все попытки тщетны, нет ему места в ней. Но на этом страдания героя не прекращаются: из любвик лошадям, привитой Ивану Северьянычу с детства, он совершает ещё один грех – убийство татарского князя. За это судьбана двенадцать лет лишила "очарованного странника" воли и родных просторов. Я считаю, что в плену Иван Северьяныч ипроявил русское мужество и стойкость; потому что несмотря на подщетинку, он пытался вырваться на волю, но злой роквсячески мешал этому. Но не сломила судьба русский дух. После двенадцати лет страданий сам господь, может быть, сжалилсянад "странником" и отпустил его на волю. Но и после плена, ставу свободным, Иван Северьяныч не может найти себе применение в жизни, жизнь просто напросто отталкивает его отсебя, уступая роль судьбе. И здесь, казалось бы в безнадёжной ситуации, не сломлен русский дух; перепробовав множествопрофессий, Иван Северьяныч так и остаётся верен своему конхерству. Но и после всех этих жизненных историй, ИванаСеверьяныча ждёт снова горе. В порыве любви он сталкивает с обрыва свою единственную и любимую Груменьку. В этот моментпервая половина души свержена под натиском горя. Ивану Северьянычу опостылевает белый свет, и он хочет найти смерть влюбом её обличи. "Очарованный странник" уезжает на войну, надеясь, таким образом, обрести желанный душевный покой и хотького-то в этой жизни сделать счастливым. Но и здесь суд господень безжалостен, и снова Иван Северьяныч жив и невредим ивидит смерти своих товарищей, снова "очарованный странник" обречён на жизнь в этом грязном людском мире. Я считаю, чтоавтор в своём произведении полноценно и точно раскрыл черты характера русского народа. Да, я согласен со словами Лескова, сто "русский человек может всё", потомучто Иван Северьяныч Флягин доказал это, прожив такую непростую страдальческую жизнь. Я смело могу назвать егоправедником, даже несмотря на его грехи. Он был заложником этих грехов и искупил их путём душевного и физическогораскаяния. Иван Северьяныч долго терпел людское зло, быв заложником в руках судьбы, но человеческое терпениенебезгранично. Поэтому последней чертой, где он мог обрести покой был монастырь. Именно туда бежал Иван Северьяныч отзлобы людской, ведь жизнь никак не могла принять его в свои рамки, так как эта натура была создана страдать за грехелюдские.

Образ Ивана Северьяныча Флягина можно сравнить с народной маской Росси. Долго терпел русский народ, долго он былподщетинен крепостничеством, но не бесконечно терпение людское. Надоело страдать народу за чужие грехи, нахлынет волнанародного гнева и сметёт оковы крепостного гнёта. Я думаю, что эту мысль и хотел показать Лесков в своей повести "Очарованный странник".



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама