THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

30 августа 1940 года в калифорнийском городе Санта-Барбара состоялась свадьба Лоуренса Оливье и Вивьен Ли. Этой церемонии, почти тайной (поскольку присутствовали в качестве свидетелей лишь актриса Кэтрин Хёпберн и сценарист Гарсон Канин) предшествовали бурный роман и непростые разводы влюблённых. Они прожили вместе 20 лет, за которые Вивьен превратилась из начинающей актрисы в кинозвезду, страдающую от тяжёлой болезни и депрессии. А успеха Вивьен Лоуренс так и не смог ей простить. Как и не смог помочь справиться с её психическим расстройством. АиФ.ru вспоминает историю любви одной из самых красивых кино-пар.

Лоуренс Оливье и Вивьен Ли в фильме «Пламя над Англией», 1937. Фото: Кадр из фильма

Вивьен Ли родилась в 1913 году в Индии, где служил её отец-англичанин. О своём желании стать актрисой она заявила родителям ещё в раннем детстве, и они не только не отговаривали дочь, но, напротив, поддерживали её начинания. Отец помог Вивьен поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне. Тогда же, в конце 1931 года, Вивьен познакомилась с адвокатом Гербертом Ли Холманом, за которого вышла замуж в 1932 году. Спустя год у них родилась дочка Сюзанна. Однако, несмотря на семейную идиллию, Вивьен не оставляла мечты о сцене и кино. Экранный дебют Вивьен Ли, которая по совету нанятого агента сменила фамилию Холман на более звучную, состоялся в фильме «Дела идут на лад». Эта небольшая роль осталась почти незамеченной и не заслужила восторженных отзывов критиков. Зато в театре дела шли лучше: в 1935 году Вивьен Ли сыграла в спектакле «Маска добродетели», где на неё обратили внимание не только зрители и журналисты, но и видевший постановку Лоуренс Оливье.

Вивьен Ли с Лоуренсом Оливье. Фото: Википедия

К тому времени Ларри Оливье уже был звездой английского театра: в 30-х годах он появлялся на сцене в постановках «Гамлета», «Макбета», «Отелло», «Короля Лира» - как в главных, так и во второстепенных ролях. Параллельно актёр начал сниматься в кино, в том числе сыграл главную роль в фильме Рауля Уолша «Жёлтый билет». Как и Вивьен Ли, Оливье к тому времени уже был связан узами брака - его первой женой была актриса Джилл Эсмонд, которая родила Лоуренсу сына Таркуина.

Оливье был впечатлён игрой молодой актрисы Вивьен Ли, она, само собой, не раз видела Оливье на сцене и мечтала о знакомстве. Их встреча переросла в дружбу, а потом и в бурный роман, который начался на съёмках фильма «Пламя над Англией» 1936 года - на экране актёры сыграли влюблённых и после этого уже не расставались, несмотря на то, что их законные супруги долгое время отказывались дать развод. «Не помню ни дня своей жизни, когда бы я не вспоминал, как отец оставил мою мать ради самой красивой женщины в мире и как моя мать продолжала любить его, - рассказывал в одном из интервью Таркуин Оливье. - Он был хорошим человеком, и я не испытываю никакой горечи. Вивьен и Ларри должны были быть вместе, они были восхитительной парой».

Несмотря на успех на родине, Голливуд всё ещё оставался для Оливье непокорённой вершиной. Первые попытки пробиться на американские экраны провалились, а потому актёр с энтузиазмом принял предложение сыграть роль Хитклиффа в «Грозовом перевале» 1939 года и уехал в Америку, оставив молодую жену в Лондоне. Впрочем, долго тосковать Вивьен Ли не пришлось - она отправилась в Лос-Анджелес на пробы в «Унесённые ветром». Обойдя конкуренток, актриса получила роль Скарлетт О’Хары, которая в итоге принесла ей не только всемирную славу, но и премию «Оскар». Ларри, который изначально был против участия Вивьен в съёмках, тяжело переживал её успех, который в тот момент затмевал его собственные достижения, - уязвлённое самолюбие стало поводом для первых серьёзных ссор. Биограф Лоуренса Оливье позднее писал в своей книге, что в этот период актриса изводила и Оливье, и коллег по съёмочной площадке перепадами настроения и нестабильным поведением - слухи о маниакально-депрессивном психозе, которым якобы страдала актриса, сопровождали её всю жизнь. Одни актёры и режиссёры рассказывали, как тяжело работалось с Ли, другие, напротив, опровергали это и говорили о том, каким профессионалом была она на съёмочной площадке. Сама актриса во время съёмок в «Унесённых ветром» писала на тот момент ещё законному супругу Ли Холману, что не выносит Голливуд и ненавидит сниматься в кино.

После свадьбы, которую Оливье и Ли все-таки сыграли в 1940 году, оба надеялись на совместные проекты и съемки. Осуществить эту мечту актерам удалось далеко не сразу: так, Вивьен не прошла пробы на фильм Альфреда Хичкока «Ребекка», где Оливье сыграл главную роль. Только в 1941 году супруги сыграли вместе в мелодраме Александра Корды «Леди Гамильтон». Он исполнил роль адмирала Нельсона, она - его возлюбленной Эммы. История во многом повторяла их личную - герои фильма живут вместе, несмотря на замужество Эммы.

Вивьен Ли и Кларк Гейбл в кинокартине «Унесенные ветром», 1939. Фото: www.globallookpress.com

Не все совместные работы пары имели успех. Провалилась бродвейская постановка «Ромео и Джульетты», а оба актёра получили нелестные отзывы в прессе. Переживания, связанные с работой, отразились на здоровье Вивьен Ли, которая в 1944 году заболела туберкулёзом, а позднее перенесла выкидыш - за 20 лет брака они с Ларри так и не завели детей. Ухудшалось и психическое состояние актрисы, она впала в депрессию, сопровождавшуюся тяжёлыми эмоциональными срывами. Объектом нападок всё чаще становился Оливье. В 1947 году, после того, как он был посвящён в рыцари, а Вивьен стала леди, пара вместе отправилась в турне по Австралии и Новой Зеландии. На гастролях, целью которых был сбор средств для лондонского театра Олд-Вик - его руководителем был назначен Оливье - супруги играли в нескольких спектаклях. Несмотря на зрительский успех, турне было изматывающим для обоих - ежедневные выступления сказывались на и так пошатнувшемся физическом и моральном здоровье Вивьен Ли. Тогда даже их партнёры по сцене заметили, каким напряжёнными стали отношения влюблённых - те устраивали скандалы уже не за закрытыми дверями, а прилюдно.

Вивьен Ли и Марлон Брандо в фильме «Трамвай "Желание"», 1951.

Тем не менее, турне имело успех, и это помогло Оливье и Ли оправиться от предыдущих неудач. Тем более, что впереди актрису ждала роль, которая впоследствии станет главной в её карьере. В Лондоне готовились к постановке пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"» - автор и продюсер постановки, видевшие Вивьен в других спектаклях, утвердили актрису на роль Бланш Дюбуа, а её супруг взялся ставить пьесу в качестве режиссёра. И пьеса, и постановка стали предметом жарких обсуждений - автора обвиняли в непристойности и чрезмерной откровенности, актрису - в том, что она не подходит на роль - как может холодная англичанка играть страстную американку? Публика, читая рецензии, раз за разом устраивала аншлаги. Не повлияли статьи в прессе и на мировое признание как Теннесси Уильямса, который за это произведение был удостоен Пулитцеровской премии, так и Вивьен Ли, которую пригласили в Голливуд на съемки киноверсии «Трамвая "Желание"». Главную мужскую роль - Стэнли Ковальски - сыграл в фильме Марлон Брандо, до этого игравший в нью-йоркской театральной постановке пьесы.

Картина принесла актрисе второй «Оскар», но окончательно подорвала и её здоровье, и отношения с Лоуренсом Оливье. Вивьен Ли не раз говорила, что именно роль Бланш Дюбуа привела её к безумию и психиатрической клинике, куда актриса вынуждена была лечь в 1953 году. Этому предшествовала мучительная поездка на Цейлон для съёмок в фильме «Прогулка слона». Оливье от предложенной главной мужской роли отказался, его место занял Питер Финч, который и поддерживал актрису. В жарком и влажном климате обострился туберкулёз, ко всему прочему, Вивьен тосковала в отсутствии мужа - в результате режиссёр принял решение отправить Ли домой, а её роль отдать Элизабет Тейлор. В Лондоне Вивьен, с которой в пути случился ещё один приступ, встречал Оливье, сразу же забравший её не домой, а в клинику.

Лечение изменило актрису почти до неузнаваемости. «Она становилась совсем не той женщиной, в которую я когда-то влюбился, - рассказывал Оливье. - Она теперь была мне настолько чужой, насколько это можно представить». Свои слова актёр подтверждал действиями. Пока Вивьен пыталась справиться с приступами и реакцией на них окружающих, он завёл роман с актрисой Джоан Плоурайт. Несмотря на то, что сам Оливье был обладателем двух «Оскаров», «Золотого глобуса» и премии BAFTA, успех и признание Вивьен Ли в кино превосходили его собственные - смириться с этим великому Ларри было непросто. И ведь именно в тот момент актриса нуждалась в его поддержке, как никогда прежде - со своими болезнями ей приходилось справляться в одиночку. Несмотря на невнимание мужа и ухудшающееся с каждым днём здоровье, она продолжала сниматься в кино и играть в театре.

О разводе Лоуренс Оливье попросил в 1960 году, отправив Вивьен Ли телеграмму и подарив ей по случаю расставания роллс-ройс. После того, как расставание было оформлено официально, актёр почти незамедлительно женился на Плоурайт, которая впоследствии родила ему троих детей.

Кадр из фильма «Леди Гамильтон», 1941.

Вивьен Ли умерла в 1967 году от очередного приступа туберкулёза, которые в последние годы случались с ней всё чаще и были тяжелее с каждым разом. До самой смерти она сохранила титул леди, доставшийся ей от Оливье, и так и не вышла замуж ещё раз, хотя и получала предложения от близкого друга, актёра Джека Меривейла. «Она любила его [Оливье] до самого конца, в этом нет сомнений, - рассказывал сын Лоуренса Таркуин. - Его фотография стояла на её ночном столике. Он был любовью всей её жизни. Она - его большой страстью».

Ларри пережил бывшую супругу на 22 года, взял ещё один «Оскар», два «Золотых глобуса» и пару наград Британской киноакадемии. Несмотря на расставание, он испытывал вину по отношению к Вивьен. Об этом вспоминает жена Таркуина Оливье, которая вместе с супругом навещала его отца в последние годы его жизни. «Он смотрел фильм "Римская весна миссис Стоун" (картина 1961 года с Вивьен Ли в главной роли), - вспоминала она. - Плакал и без конца повторял: "Что же пошло не так"».

К двадцати двум годам жизнь молодой английской актрисы Вивьен Мери Хартли казалась полностью налаженной. Она окончила Королевскую академию драматических искусств в Лондоне, вышла замуж за серьезного человека старше ее - адвоката Герберта Ли Холмана и стала матерью. Правда, роль домохозяйки красавице Вивьен не удалась: уже через год после рождения дочери Сюзанны она с помощью агента получила эпизодическую роль в кино, а вскоре - и в театре. Спектакль «Маска добродетели» стал для актрисы эпохальным по двум причинам. Во-первых, подписывая контракт на роль, она впервые воспользовалась псевдонимом, под которым и стала всемирно известной: Вивьен Ли. А во-вторых, после одного из вечерних показов к ней, восходящей театральной «звезде», за кулисы пришел именитый уже актер Лоуренс Оливье, чтобы поздравить с успехом. Впоследствии окружение Вивьен вспоминало, была любовь с первого взгляда. «Вот увидишь: я выйду за него замуж», - твердо заявила Ли подруге.

Британский актер и режиссер Лоуренс Оливье, которого родные и друзья звали просто Ларри, тоже не остался равнодушным к хрупкой красоте темноволосой и синеглазой Вивьен. Очень кстати подоспело приглашение обоих актеров на съемки нового фильма. «Огонь над Англией», так называлась картина, послужил началом бурного романа, свидетелями которого стала вся съемочная группа. Окружающие перешептывались: супруга Оливье только что родила сына, дочь Вивьен воспитывают отец и бабушка. Но , казалось, не замечали сплетен. Вскоре, несмотря на то, что их законные половины отказались давать развод, Ли и Оливье стали жить вместе. На театральных подмостках он поставил «Гамлета», где Вивьен стала Офелией, поразившей критиков утонченностью своей игры. А еще через какое-то время возлюбленный познакомил Вивьен Ли с одним из самых важных людей в ее жизни. Этим мужчиной оказался Дэвид Селзник, продюсер фильма «Унесенные ветром».

Роль Скарлетт О"Хара принесла Вивьен не только всемирную известность и обожание миллионов зрителей. Она стала первым камнем преткновения в их отношениях с Оливье. Ранимый, как и все творческие люди, Ларри с трудом переживал обрушившуюся на Ли популярность. Во время одной из ссор актрисе даже пришлось в окно «Оскар», полученный за «Унесенных ветром». К слову, вторым своим «Оскаром» она подпирала дверь , демонстрируя Лоуренсу, что награда для нее - пустой звук. К сожалению, этот трогательный жест не помог Вивьен сохранить отношения с обожаемым Ларри.

В их паре Оливье был тем, кто позволял себя любить. При этом сам он не стеснялся рассказывать направо и налево об «отвратительном» характере своей супруги (Вивьен и Ларри поженились спустя пять лет после знакомства). У Вивьен действительно случались приступы гнева и даже истерик, но их крылась в неизученном до конца лекарстве, которым актрису лечили от туберкулеза. А еще она не могла родить Оливье желанного наследника, несколько попыток закончились выкидышами, что Ларри тоже ставил Ли в вину. Однако на публике они все еще оставались идеальной парой. Совместная игра в шедевральной картине «Мост Ватерлоо» окончательно утвердила Вивьен и Лоуренса в статусе любимцев публики.

1960 год стал переломным в судьбе Вивьен Ли. Вскрылся роман ее мужа с партнершей по спектаклю «Комедианты», молоденькой актрисой Джоан Плоурайт. Оливье затребовал развод, цинично предложив в качестве отступного «Роллс-Ройс» с номером ВЛО - «Вивьен любит Оливье». Он даже не явился в суд на бракоразводный процесс: устраивал жизнь с новой возлюбленной, которая впоследствии родила ему троих долгожданных детей. А Вивьен, вчерашняя Оливье, осталась сражаться с унизительным вниманием прессы и тяжелой болезнью в одиночестве. Она скончалась от туберкулеза через семь лет после развода, умерла в своей постели. На прикроватном столике стояла фотография Ларри.

Впрочем, Вивьен впоследствии будет навещать подросшую Сюзанну, брать ее с собой в поездки и даже заходить на чай к ее школьным учителям. А после смерти матери повзрослевшая Сюзанна расскажет, как в детстве восхищалась ее аристократичной красотой, безупречными манерами и стилем – и одновременно ненавидела за то, что больше всего на свете та была вечна увлечена своей работой, друзьями и мужем.

Несмотря ни на что, Лоуренс и Вивьен поселились вместе. Скандал даже пошел на пользу популярности Вив: ее имя стало чаще упоминаться в прессе, и предложений от режиссеров тоже стало больше. Именно в этот напряженный период в поведении 24-летней актрисы появились первые тревожные признаки. Лоуренс зашел к ней в гримерку перед началом спектакля «Гамлет», где она играла Офелию. Вивьен, никогда не возражавшая против его визитов, вдруг начала кричать на возлюбленного, а потом застыла, глядя в одну точку. Тогда Оливье списал это на обыкновенный нервный срыв, хотя нехорошее предчувствие еще долго не покидало его.

В 1938 году Лоуренс отправился покорять Америку. Когда-то его попытка завоевать провалилась, и вот наступил звездный час: актеру предложили роль Хитклиффа в экранизации «Грозового перевала». Вивьен очень тосковала – она не могла надолго оставаться в одиночестве. Режиссер картины, Уильям Уайлер, предложил ей второстепенную роль Изабеллы, но амбициозная актриса была согласна лишь на Кэти. Но поскольку роль уже была отдана Мерл Оберон, Вивьен пришлось остаться в Лондоне.

Фото: Splash News/East news

Недолго думая, она отменила свои лондонские спектакли и отправилась вслед за Лоуренсом. И снова возлюбленный Вивьен сыграл роль ее путеводной звезды. В то время в Голливуде шел кастинг актеров для экранизации знаменитого романа «Унесенные ветром». Книга Маргарет Митчелл была невероятно популярна, и фильм обещал стать успешным. Разумеется, при условии правильного выбора актрисы на главную роль. Продюсер картины Дэвид Селзник как одержимый искал «ту самую» Скарлетт. В феврале 1938 года американский агент Вивьен Ли посоветовал ее кандидатуру. Селзник посмотрел все фильмы с участием Ли, вышедшие в Великобритании. «Новая девушка очень недурна, я на нее надеюсь», - заявил он.

Как только Вив прибыла в США, ее отвели на пробы, после которых у продюсера практически не осталось сомнений. «Она настоящая Скарлетт - темная лошадка и выглядит чертовски привлекательно. Говорю тебе в строжайшем секрете: круг претенденток сузился до Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннетт и Вивьен Ли», - написал Селзник своей жене.

Фото: Splash News/East news

В конце концов роль досталась Вивьен. Съемки проходили сложно: актриса не привыкла к работе на камеру, предпочитая театр. Сумасшедший ритм жизни киношников выматывал ее: работа порой шла без выходных с утра до ночи. Вивьен часто ссорилась с режиссером и Лесли Говардом, который играл ее экранную любовь – Эшли Уилкса. А еще она скучала по Оливье: хотя между ними больше не лежал океан, он работал в Нью-Йорке, а она – в Лос-Анджелесе.

«Как я ненавижу сниматься в кино!», – писала Вивьен своему покинутому мужу Герберту Холману, с которым, несмотря ни на что, сохранила дружеские отношения.

Муки актрисы окупились: вышедший в 1939 году фильм стал классикой, пережив своих создателей, а сама Вивьен получила «Оскар» за лучшую женскую роль. Впрочем, к амплуа звездной дивы она так и не привыкла.

«Я – не кинозвезда, - говорила Вивьен Ли. – Я актриса. Быть просто кинозвездой - это как фальшивая жизнь, прожитая во имя фальшивых ценностей и ради известности. Актерство же – это надолго, и в нем всегда есть превосходные роли, которые можно сыграть».

Фото: Splash News/East news

В феврале 1940 года официальная супруга Лоуренса Оливье наконец согласилась дать ему развод. Герберту Холману ничего не оставалось, как последовать ее примеру. В августе того же года Оливье и Вивьен сочетались браком в калифорнийском городке Санта-Барбара. На церемонии присутствовали лишь двое их друзей, Кэтрин Хепберн и Гарсон Канин.

Вивьен была очень привязана к Лоуренсу – возможно, даже слишком. Она хотела не только быть его супругой в жизни, но и постоянно играть его возлюбленных в кино. Временами это даже вредило ее карьере. Так, Ли не взяли на главную роль в «Ребекке» по Хичкоку. «Она не проявляла никакого энтузиазма, пока главную роль не отдали Оливье», – пожаловался режиссер. В результате главная мужская роль так и осталась за супругом Вивьен, а вот Ребеккой стала Джоан Фонтейн.

В 1941 году они сыграли вместе в фильме «Леди Гамильтон», который пользовался огромной популярностью по всему миру, в том числе и в СССР. Лента была высоко оценена министром Великобритании Уинстоном Черчиллем, а актеры стали его фаворитами. Красота Вивьен на оставила политика равнодушным – до конца жизни он называл ее образцом женственности, и никогда не упускал случая пригласить их с супругом на званый обед.

11 июля 2018, в 12:53

Обычно из девочек, которых в раннем возрасте отдают на воспитание в монастырь, получаются тихие домохозяйки, однако английский монастырь Святого Сердца наверняка был особенным! Потому что из его стен вышли сразу две известные актрисы: Морин О’Салливан, впоследствии сделавшая карьеру в Голливуде и ставшая матерью небезызвестной Мии Фэрроу, и Вивьен Ли, носившая в своем монастырском детстве фамилию Хартли.


Вивьен Ли


У Вивьен была внешность ангела и беспокойный, полный противоречий характер. Однако оптимизма ей было не занимать. Не потому ли первая картина, в которой она снялась, так и называлась - «Дела идут на лад!»? У самой Вивьен дела спорились на всех фронтах: уже в девятнадцать она умудрилась выскочить замуж и родить дочь, одновременно успешно заканчивая Академию драматических искусств. А на театральных подмостках, где она подвизалась в пьесе «Маска добродетели» (вот оно, монастырское воспитание!) ее заметил сам Лоуренс Оливье. Он еще толком и не рассмотрел бойкую дебютантку, а та уже во всеуслышание заявила: «Я выйду за него замуж!»

Сама Вивьен к тому моменту была замужем, да и Оливье был женат… Но судьба явно подстилала им соломки в тех местах, где других ждали острые камни. Для начала Вивьен и Оливье сыграли в одном фильме - им достались роли пылких любовников. Фильм назывался «Пламя над Англией». Однако настоящее пламя он зажег в сердцах актеров: даже не раздумывая, они бросили своих законных супругов и открыто стали жить вместе.

Шесть лет влюбленные были счастливы: Лоуренс ставил спектакли, Вивьен в них играла. Ее явно сумасшедшей Офелии в «Гамлете» рукоплескала публика, но и сама Вивьен периодически совершала такие поступки, что окружающие стали сомневаться в душевном здоровье актрисы.

Однажды с ней произошел и вовсе странный случай: вместо того чтобы произнести привычные слова роли, Вивьен впала в настоящую ярость, ничего общего не имеющую со спектаклем. Она брызгала слюной и орала, топала ногами и оскорбляла оторопевшего Оливье. Вместо привычного ангела с милой улыбкой перед ним бесновалась безобразная ведьма с перекошенным лицом, ничем не напоминавшая знакомую до последних потайных местечек любовницу. Эту женщину Оливье не знал! Приступ окончился так же внезапно, как и начался. Похоже, Вивьен и сама не понимала, что с ней произошло: она молча стояла, уставившись в одну точку на стене. Лоуренс обернулся - на стене не было ничего. На лице Вивьен, которая стояла, покачиваясь, на совершенно ватных ногах, также не было никаких эмоций. Его словно протерли тряпкой.

Если Вивьен ставила перед собой какую-либо цель, всем оказавшимся на ее пути стоило отойти в сторонку: эта маленькая англичанка с высокомерно задранным носиком мчалась вперед со скоростью гепарда и мощью локомотива. «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл были ее любимой книгой, а Скарлетт - ролью-мечтой. Поэтому когда Вивьен узнала, что по любимому роману будут снимать фильм, она буквально впала в неистовство. Играть Скарлетт должна была она, она, она!

Она добилась своего. Хотя съемки были тяжелыми, ее поддерживал любимый. Лоуренс как раз получил работу в Нью-Йорке. «Дела идут на лад!» - и в карьере, и в личной жизни. Они с Оливье получили документы о разводах и наконец поженились официально - скромно и без помпы. На их свадьбе в Санта-Барбаре присутствовало всего два свидетеля: режиссер Гарсон Канин и актриса Кэтрин Хепбёрн.

Если Вивьен Ли не потерялась бы и на конкурсе красавиц, то Лоуренс Оливье, которого справедливо называют «актером номер один ХХ века», без труда смешался бы с любой серой толпой: он, обладавший изумительным даром перевоплощения, внешне не представлял собой ничего особенного. Серые глаза, которые называли «оловянными», заурядные черты… Однако у Оливье было такое лицо, на которое без труда садилась любая маска. Сам актер просто обожал театральное ремесло и все его атрибуты: накладные бороды и парики, исторические костюмы и… горбы! Особенно удавались Лоуренсу шекспировские герои.

На сцене Оливье был чрезвычайно требователен не только к себе, но и к Вивьен: так, играя вместе с ней заглавные роли в спектакле «Ромео и Джульетта», он обвинил партнершу в «провинциальных интонациях и дребезжащем голосе торговки рыбой»! История умалчивает, как ответила ему жена…

В 1948-м «Гамлет» с Лоуренсом в главной роли получает «Оскара». Триумф более чем значительный, поскольку этот британский фильм был первым получившим столь высокую награду. Награда за лучшую мужскую роль также достается Оливье, и в том же году актер получает приз Международного кинофестиваля в Венеции.

Лоуренс счастлив, он не расстается с женой: звездная пара столь вдохновенно сыграла в фильме «Леди Гамильтон», что картина надолго стала самой популярной киноисторией во многих странах. Оливье сыграл адмирала Нельсона, а Вивьен - Эмму. В Англии фильм буквально произвел фурор, сам премьер-министр Уинстон Черчилль организовал его закрытый показ для избранного круга, в который вошел и глава другой англоязычной державы - Франклин Рузвельт. После «Леди Гамильтон» Лоуренс и Ли стали любимцами могущественного премьера. Поговаривают даже, что Черчилль испытывал к Вивьен не только дружеские чувства…

У самой же Вивьен любимым стал другой фильм - «Мост Ватерлоо», картина о любви, причем любви трагической, несбывшейся. И именно в это время актриса тяжело заболевает. У нее диагностируют туберкулез - болезнь, трудно поддававшуюся лечению в то время. Вивьен лежит в клинике, но умоляет Оливье забрать ее оттуда - ей хочется играть Клеопатру на юбилейном фестивале театрального искусства в Лондоне. Муж идет у нее на поводу, и, хотя больная и слабая Вивьен играет хуже, чем обычно, он не решается сделать ей ни единого замечания. Более того, он сознательно понижает планку собственной игры, чтобы Клеопатра Вивьен вышла на первый план. Это ли не настоящая любовь?!

В 1947 году за выдающиеся достижения на благо Британии королева жалует Лоуренсу рыцарское звание. Вивьен теперь также имеет право именоваться «леди Вивьен», но… жена все чаще бросается на мужа с немотивированными упреками и ведет себя при этом совсем не как леди - бранится словами последней торговки и даже пускает в ход кулаки! Дочь Вивьен от первого брака воспитывается у бабушки, подальше от подобных сцен. Сама актриса отчаянно желает детей в этом браке, но беременность раз за разом заканчивается выкидышем. Виновата ли в этом таинственная болезнь, заставляющая Вивьен терять человеческий облик, или же изматывающий график съемок не дает ей выносить ребенка - кто знает?

Жизнь в постоянном напряжении дает о себе знать: супруги все чаще скандалят, иной раз даже на людях. Сэр Оливье и леди Вивьен осыпают друг друга упреками, однако на их профессиональных качествах эти скандалы почти не сказываются. Более того, в пьесе «Трамвай «Желание»», в которой Вивьен получает главную роль, ее игра выше всяких похвал. Публика валом валит на скандальную трагическую пьесу, в которой полно сцен с пьянством и гомосексуализмом и скрытыми намеками на изнасилование. Пьеса пережила более трехсот спектаклей, шедших с неизменными аншлагами, и Вивьен снялась в фильме с этим же названием, где партнером ее стал сам Марлон Брандо.

«Мне было просто и легко с Брандо», - признавалась Вивьен после съемок. Сами же съемки, а особенно спектакли, отнюдь не были такими же простыми и легкими: они изматывали хрупкую актрису, так тесно сросшуюся с ролью Бланш Дюбуа, что для самой личности Вивьен уже не оставалось и места… К тому же Вив, чтобы снять напряжение, много курила и пила, а уж ругалась она так, что могла дать фору любому портовому грузчику!

Роль Бланш принесла Вивьен долгожданную и вполне заслуженную награду - второго «Оскара», но она же в конце концов привела Ли и к тяжкому психическому расстройству. Во время съемок на экзотическом Цейлоне в 1953 году у актрисы начались галлюцинации. Было решено не рисковать и не лечить актрису прямо там, а перевезти в Лондон и поместить в клинику. Однако во время перелета Вивьен так буянила, что буквально разнесла салон самолета в щепки, даже пыталась выпрыгнуть из него прямо в воздухе!

Актрису, здоровье которой и без того оставляло желать лучшего, начали лечить с помощью шоковой терапии, диеты, состоявшей исключительно из сырых яиц, и обертываний ледяными простынями. Самыми страшными были, конечно, бесконечные сеансы электрошока… Но она сама, эта хрупкая маленькая женщина, страстно желала излечиться и вернуться домой, к своему Ларри, ступить на театральные подмостки, так упоительно пахнущие успехом, ощутить на своем лице ослепительный свет софитов…

Из лечебницы возвратилась совсем другая Вивьен - заторможенная, неуверенная в себе, подозрительно тихая. Она медленно приходила в себя, проводя целые дни в обществе мужа, однако прежней Ли она уже не станет никогда… Не стало Вив, выкуривающей по четыре пачки сигарет в день и подпирающей «Оскаром» дверь спальни, потому что, по ее собственному утверждению, «эта уродливая статуэтка не годилась больше ни на что другое»!

Новая Вивьен много пила и пропадала на шумных вечеринках - скорее всего, для того, чтобы забыть, как мучительно выгибалась дугой при электрошоке или как бессильно плакала у окна, понимая, что болезнь все еще сильнее ее. Так можно ли винить Лоуренса в том, что он в такой невыносимой обстановке увлекся молодой актрисой Джоан Плоурайт?

Развод звездной пары был подобен взрыву многотонной бомбы и стал одним из самых скандальных разводов века. Однако даже спустя долгие годы, после того как Ларри перестал называть ее своей милой девочкой, она все еще держала на столике у кровати его фотографию. Она все еще любила его. И сходила от этого с ума…

Умерла Вивьен Ли в возрасте 53 лет, как написали газеты, «после продолжительной болезни». О, как мало людей догадывалось о том, что эта роковая болезнь для Вив называлась просто любовью. Однажды, давая интервью уже после их разрыва, она сказала: «Ко многому мне пришлось привыкать в этой жизни, но труднее всего было привыкнуть к отсутствию Лоуренса». В этих словах нет ни капли правды - привыкнуть к этому она так и не смогла.

30 августа 1940 года в калифорнийском городе Санта-Барбара состоялась свадьба Лоуренса Оливье и Вивьен Ли . Этой церемонии, почти тайной (поскольку присутствовали в качестве свидетелей лишь актриса Кэтрин Хёпберн и сценарист Гарсон Канин ) предшествовали бурный роман и непростые разводы влюблённых. Они прожили вместе 20 лет, за которые Вивьен превратилась из начинающей актрисы в кинозвезду, страдающую от тяжёлой болезни и депрессии. А успеха Вивьен Лоуренс так и не смог ей простить. Как и не смог помочь справиться с её психическим расстройством. АиФ.ru вспоминает историю любви одной из самых красивых кино-пар.

Лоуренс Оливье и Вивьен Ли в фильме «Пламя над Англией», 1937. Фото: Кадр из фильма

Вивьен Ли родилась в 1913 году в Индии, где служил её отец-англичанин. О своём желании стать актрисой она заявила родителям ещё в раннем детстве, и они не только не отговаривали дочь, но, напротив, поддерживали её начинания. Отец помог Вивьен поступить в Королевскую Академию Драматических искусств в Лондоне. Тогда же, в конце 1931 года, Вивьен познакомилась с адвокатом Гербертом Ли Холманом , за которого вышла замуж в 1932 году. Спустя год у них родилась дочка Сюзанна. Однако, несмотря на семейную идиллию, Вивьен не оставляла мечты о сцене и кино. Экранный дебют Вивьен Ли, которая по совету нанятого агента сменила фамилию Холман на более звучную, состоялся в фильме «Дела идут на лад». Эта небольшая роль осталась почти незамеченной и не заслужила восторженных отзывов критиков. Зато в театре дела шли лучше: в 1935 году Вивьен Ли сыграла в спектакле «Маска добродетели», где на неё обратили внимание не только зрители и журналисты, но и видевший постановку Лоуренс Оливье.

Вивьен Ли с Лоуренсом Оливье. Фото: Википедия К тому времени Ларри Оливье уже был звездой английского театра: в 30-х годах он появлялся на сцене в постановках «Гамлета», «Макбета», «Отелло», «Короля Лира» — как в главных, так и во второстепенных ролях. Параллельно актёр начал сниматься в кино, в том числе сыграл главную роль в фильме Рауля Уолша «Жёлтый билет». Как и Вивьен Ли, Оливье к тому времени уже был связан узами брака — его первой женой была актриса Джилл Эсмонд , которая родила Лоуренсу сына Таркуина .

Оливье был впечатлён игрой молодой актрисы Вивьен Ли, она, само собой, не раз видела Оливье на сцене и мечтала о знакомстве. Их встреча переросла в дружбу, а потом и в бурный роман, который начался на съёмках фильма «Пламя над Англией» 1936 года — на экране актёры сыграли влюблённых и после этого уже не расставались, несмотря на то, что их законные супруги долгое время отказывались дать развод. «Не помню ни дня своей жизни, когда бы я не вспоминал, как отец оставил мою мать ради самой красивой женщины в мире и как моя мать продолжала любить его, — рассказывал в одном из интервью Таркуин Оливье. — Он был хорошим человеком, и я не испытываю никакой горечи. Вивьен и Ларри должны были быть вместе, они были восхитительной парой».

Лоуренс Оливье и Вивьен Ли. 1948. Фото: Википедия

Несмотря на успех на родине, Голливуд всё ещё оставался для Оливье непокорённой вершиной. Первые попытки пробиться на американские экраны провалились, а потому актёр с энтузиазмом принял предложение сыграть роль Хитклиффа в «Грозовом перевале» 1939 года и уехал в Америку, оставив молодую жену в Лондоне. Впрочем, долго тосковать Вивьен Ли не пришлось — она отправилась в Лос-Анджелес на пробы в «Унесённые ветром». Обойдя конкуренток, актриса получила роль Скарлетт О’Хары , которая в итоге принесла ей не только всемирную славу, но и премию «Оскар». Ларри, который изначально был против участия Вивьен в съёмках, тяжело переживал её успех, который в тот момент затмевал его собственные достижения, — уязвлённое самолюбие стало поводом для первых серьёзных ссор. Биограф Лоуренса Оливье позднее писал в своей книге, что в этот период актриса изводила и Оливье, и коллег по съёмочной площадке перепадами настроения и нестабильным поведением — слухи о маниакально-депрессивном психозе, которым якобы страдала актриса, сопровождали её всю жизнь. Одни актёры и режиссёры рассказывали, как тяжело работалось с Ли, другие, напротив, опровергали это и говорили о том, каким профессионалом была она на съёмочной площадке. Сама актриса во время съёмок в «Унесённых ветром» писала на тот момент ещё законному супругу Ли Холману , что не выносит Голливуд и ненавидит сниматься в кино.

После свадьбы, которую Оливье и Ли все-таки сыграли в 1940 году, оба надеялись на совместные проекты и съемки. Осуществить эту мечту актерам удалось далеко не сразу: так, Вивьен не прошла пробы на фильм Альфреда Хичкока «Ребекка», где Оливье сыграл главную роль. Только в 1941 году супруги сыграли вместе в мелодраме Александра Корды «Леди Гамильтон». Он исполнил роль адмирала Нельсона , она — его возлюбленной Эммы. История во многом повторяла их личную — герои фильма живут вместе, несмотря на замужество Эммы.

Вивьен Ли и Кларк Гейбл в кинокартине «Унесенные ветром», 1939. Фото: www.globallookpress.com

Не все совместные работы пары имели успех. Провалилась бродвейская постановка «Ромео и Джульетты», а оба актёра получили нелестные отзывы в прессе. Переживания, связанные с работой, отразились на здоровье Вивьен Ли, которая в 1944 году заболела туберкулёзом, а позднее перенесла выкидыш — за 20 лет брака они с Ларри так и не завели детей. Ухудшалось и психическое состояние актрисы, она впала в депрессию, сопровождавшуюся тяжёлыми эмоциональными срывами. Объектом нападок всё чаще становился Оливье. В 1947 году, после того, как он был посвящён в рыцари, а Вивьен стала леди, пара вместе отправилась в турне по Австралии и Новой Зеландии. На гастролях, целью которых был сбор средств для лондонского театра Олд-Вик — его руководителем был назначен Оливье — супруги играли в нескольких спектаклях. Несмотря на зрительский успех, турне было изматывающим для обоих — ежедневные выступления сказывались на и так пошатнувшемся физическом и моральном здоровье Вивьен Ли. Тогда даже их партнёры по сцене заметили, каким напряжёнными стали отношения влюблённых — те устраивали скандалы уже не за закрытыми дверями, а прилюдно.

Вивьен Ли и Марлон Брандо в фильме «Трамвай "Желание"», 1951. Фото: www.globallookpress.com

Тем не менее, турне имело успех, и это помогло Оливье и Ли оправиться от предыдущих неудач. Тем более, что впереди актрису ждала роль, которая впоследствии станет главной в её карьере. В Лондоне готовились к постановке пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"» — автор и продюсер постановки, видевшие Вивьен в других спектаклях, утвердили актрису на роль Бланш Дюбуа , а её супруг взялся ставить пьесу в качестве режиссёра. И пьеса, и постановка стали предметом жарких обсуждений — автора обвиняли в непристойности и чрезмерной откровенности, актрису — в том, что она не подходит на роль — как может холодная англичанка играть страстную американку? Публика, читая рецензии, раз за разом устраивала аншлаги. Не повлияли статьи в прессе и на мировое признание как Теннесси Уильямса, который за это произведение был удостоен Пулитцеровской премии, так и Вивьен Ли, которую пригласили в Голливуд на съемки киноверсии «Трамвая "Желание"». Главную мужскую роль — Стэнли Ковальски — сыграл в фильме Марлон Брандо , до этого игравший в нью-йоркской театральной постановке пьесы.

Картина принесла актрисе второй «Оскар», но окончательно подорвала и её здоровье, и отношения с Лоуренсом Оливье. Вивьен Ли не раз говорила, что именно роль Бланш Дюбуа привела её к безумию и психиатрической клинике, куда актриса вынуждена была лечь в 1953 году. Этому предшествовала мучительная поездка на Цейлон для съёмок в фильме «Прогулка слона». Оливье от предложенной главной мужской роли отказался, его место занял Питер Финч , который и поддерживал актрису. В жарком и влажном климате обострился туберкулёз, ко всему прочему, Вивьен тосковала в отсутствии мужа — в результате режиссёр принял решение отправить Ли домой, а её роль отдать Элизабет Тейлор . В Лондоне Вивьен, с которой в пути случился ещё один приступ, встречал Оливье, сразу же забравший её не домой, а в клинику.

Лечение изменило актрису почти до неузнаваемости. «Она становилась совсем не той женщиной, в которую я когда-то влюбился, — рассказывал Оливье. — Она теперь была мне настолько чужой, насколько это можно представить». Свои слова актёр подтверждал действиями. Пока Вивьен пыталась справиться с приступами и реакцией на них окружающих, он завёл роман с актрисой Джоан Плоурайт . Несмотря на то, что сам Оливье был обладателем двух «Оскаров», «Золотого глобуса» и премии BAFTA, успех и признание Вивьен Ли в кино превосходили его собственные — смириться с этим великому Ларри было непросто. И ведь именно в тот момент актриса нуждалась в его поддержке, как никогда прежде — со своими болезнями ей приходилось справляться в одиночку. Несмотря на невнимание мужа и ухудшающееся с каждым днём здоровье, она продолжала сниматься в кино и играть в театре.

О разводе Лоуренс Оливье попросил в 1960 году, отправив Вивьен Ли телеграмму и подарив ей по случаю расставания роллс-ройс. После того, как расставание было оформлено официально, актёр почти незамедлительно женился на Плоурайт, которая впоследствии родила ему троих детей.

Кадр из фильма «Леди Гамильтон», 1941. Фото: Кадр из фильма. Вивьен Ли умерла в 1967 году от очередного приступа туберкулёза, которые в последние годы случались с ней всё чаще и были тяжелее с каждым разом. До самой смерти она сохранила титул леди, доставшийся ей от Оливье, и так и не вышла замуж ещё раз, хотя и получала предложения от близкого друга, актёра Джека Меривейла . «Она любила его [Оливье] до самого конца, в этом нет сомнений, — рассказывал сын Лоуренса Таркуин. — Его фотография стояла на её ночном столике. Он был любовью всей её жизни. Она — его большой страстью».

Ларри пережил бывшую супругу на 22 года, взял ещё один «Оскар», два «Золотых глобуса» и пару наград Британской киноакадемии. Несмотря на расставание, он испытывал вину по отношению к Вивьен. Об этом вспоминает жена Таркуина Оливье, которая вместе с супругом навещала его отца в последние годы его жизни. «Он смотрел фильм "Римская весна миссис Стоун" (картина 1961 года с Вивьен Ли в главной роли), — вспоминала она. — Плакал и без конца повторял: "Что же пошло не так?"».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама