THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

советское, Слишком советское: реликты и симулякгы

В. П. Васильева

Васильева Валентина Петровна (Новосибирск, Россия) -аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории Новосибирского государственного педагогического университета; Email: [email protected]

образ советского чиновника в сатирических мультфильмах эпохи «оттепели»

Статья посвящена характеристике образа чиновника в советской мультипликации второй половины 1950-х - 1960-х гг. Выявляются основные черты, присущие данному образу. В статье предложены подходы к работе с анимационным текстом как источником изучения социокультурной истории Советского Союза, дается краткий анализ сатирических мультфильмов рассматриваемого периода, посвященных проблемам взаимоотношений властей различного уровня и общества.

Ключевые слова: советское общество эпохи «оттепели», анимация СССР, образ чиновника в советской культуре, проблема бюрократизма в Советском Союзе, анализ анимационного текста.

Valentina Petrovna Vasilyeva (Novosibirsk, Russia) -Postgraduate at the Department of Russian and World History, Novosibirsk State Pedagogic University; Email: [email protected]

THE IMAGE of A soVIET BuREAuCRAT IN sATIRICAL CARTOons of

the kruschev thaw period

The paper considers the characteristics of the image of a bureaucrat in the soviet multiplication of the late 1950s - the 1960s. The author reveals the main features of this image, offers the approaches to the work with animated text as a source of study of the socio-cultural history of the Soviet Union, and analyzes the satirical cartoons of the considered period devoted to the problems of interrelations between the authorities and the society.

Keywords: Soviet society of the Kruschev Thaw period, animation in the USSR, image of a bureaucrat in the Soviet culture, the problem of bureaucracy in the USSR, animated text analysis

В жизни советского общества большое значение имела официальная пропаганда, являвшаяся средством формирования «правильного мышления» у населения. Особенная роль в деле воспитания советского человека отводилась кинематографу. Способность кинематографа полностью погрузить зрителя в транслируемые события, создать у зрителя впечатление

очевидца событий, эмоциональная насыщенность кинотекста была оценена большевиками практически с первых лет прихода к власти. Первые десятилетия своего существования советское кино было полностью подчинено нуждам идеологического аппарата страны. С началом «оттепели» у кинематографистов появляется большая свобода в выборе тем, сюжетов и литературной основы картин. Теперь авторы фильмов имели возможность донести до зрителя собственный взгляд на окружающий мир, порой отличный от официальной идеологии. Поэтому, чтобы фильм прошел цензуру, сценаристам и режиссерам временами приходилось прибегать к различным ухищрениям. Например, переносить сюжет в другую эпоху, или вовсе - в сказочные или фантастические миры (особенно популярными эти жанры были в 1970-е - начале 1980-х гг.). Однако фильм, какой бы эпохе он ни был посвящен, всегда наполнен символами и культурными кодами своего времени.

Долгое время исследованиями кино занимались исключительно киноведы. Ситуация меняется с начала 1990-х гг., когда изучением кинематографа начинают заниматься специалисты из разных областей гуманитарного знания. Расширяется инструментарий исследований: при анализе фильмов используются методы из философии, культурологии, семиотики, истории, психологии. На Западе эти тенденции привели к формированию отдельного направления гуманитарных исследований - СтешаБШ^еэ. В нашей стране это направление пока только начинает развиваться.

И если в последние десятилетия появились работы отечественных исследователей, посвященные советскому игровому кино (А. Усманова, О. Усенко, Е. Сальникова, В. Сыров и др.), то советская анимация остается практически не изученным аспектом культуры СССР. Отечественные киноведы и ведущие режиссеры-мультипликаторы начали заниматься исследованиями мультипликации еще в 1960-е - 1970-е гг. (С. В. Асенин, И. П. Иванов-Вано и др.). Начиная с 1990-х гг., помимо киноведческих исследований (Н. Г. Кривуля, Г. Н. Бородин, С. В. Капков, Е. В. Сальникова и др. ), выходят работы историков и культурологов, посвященные анимации как элементу советского детства , а также популярным героям мультфильмов как культурным явлениям своего времени .Однако источниковый потенциал советской мультипликации гораздо шире, ведь именно авторы мультфильмов обладали большей свободой в выборе тем и средств передачи сюжета и характера персонажей, нежели авторы игрового кино. И дело здесь не только в специфике анимации как искусства «условного», где зритель принимает любые правила игры, не задумываясь, насколько они соответствуют реальности. Знаменитый художник-мультипликатор Л. Шварцман, вспоминая о работе на «Союзмультфильме», объясняет свой выбор профессии большей свободой творчества: «...в мультипликации цензуры практически не было. Высокое начальство обращало на нас мало внимания: «Вы, в коротких штанишках, идите, играйте в свои куколки»» .

Период «оттепели» в анимации отмечен появлением сатирических мультфильмов на современную тематику, рассчитанных на взрослую аудиторию. В №10 журнала «Искусство кино» в 1961 г. выходит статья режиссера-мультипликатора Д. Бабиченко «Довольно муль-тштампов!», в которой автор призывает расширять зрительскую аудиторию анимационных фильмов и их тематику . Статья отразила общие настроения на «Союзмультфильме». К тому времени на студии сформировалось новое поколение режиссеров, которым было тесно в рамках только детской тематики, установленных в мультипликации сталинского периода. До конца 1960-х гг., когда цензура вновь ужесточается, на экраны выходит ряд мультфильмов, довольно остро критикующих советскую реальность. Одна из центральных проблем этих фильмов - человек во власти, бюрократизм во властных структурах.

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследовании " ~

Данная статья посвящена образу советского чиновника, изображенному в сатирических анимационных картинах второй половины 1950-х - конца 1960-х гг. На основе анализа мультфильмов мы попытаемся выявить основные характеристики, присущие чиновнику в представлении авторов этих мультфильмов. Как отмечает киновед Н. Г. Кривуля, «анимационное произведение создается в определенной социокультурной и исторической реальности и функционирует в ней в соответствии с теми условиями, которые она ему предоставляет. С этих позиций анимационное произведение является фрагментом этой реальности, материалом, несущим на себе ее отпечаток. Являясь неотъемлемой частью культуры и отдельного ее исторического периода, анимация открывает возможности для изучения ее материальной и духовной составляющих. Образы анимационных произведений, будучи созданными в тот или иной период, сохраняют яркие, точно подмеченные черты определенной социальной среды. Их герои - это конкретные типажи, порою более реальные и человечные, чем актеры игрового кино» . Поэтому типаж чиновника в мультфильмах второй половины 1950-х - конца 1960-х гг. являет собой отражение образа чиновничества в представлении советского общества означенного периода.

В качестве источника исследования мы взяли мультфильмы «Баллада о столе» (реж. Р. Давыдов, М. Калинин, 1956 г.); «В одной столовой» (реж. Г. Ломидзе, 1957 г.); «Большие неприятности» (реж. З. Брумберг, В. Брумберг, 1961 г.); «Баня» (реж. С. Юткевич, А. Каранович, 1962 г.); «Проверьте ваши часы» (реж. И. Аксенчук, 1963 г.); «Портрет» (реж. Р. Качанов, 1965 г.); «Жил-был Козявин» (реж. А. Хржановский, 1966 г.); «Иван Иваныч заболел» (реж. И. Ильинский, 1966 г.); «Знакомые лица» (реж. Ф. Епифанова, 1966 г.). При отборе фильмов основными критериями были: во-первых, принадлежность к жанру сатиры, которая отражает актуальные проблемы своего времени; во-вторых, наличие среди главных действующих персонажей представителей административно-управленческого аппарата.

При работе с таким специфическим источником как анимационные картины, которые являются художественным текстом, историк, несомненно, должен применять методы из разных гуманитарных дисциплин: семиотики, искусствоведения, филологии и т. д. Инструментарий исследования напрямую зависит от личности самого исследователя, его способности привлекать методы из других областей науки. Работ, посвященных анализу анимационных текстов в рамках социокультурной истории, на данный момент существует немного. Поэтому какого-либо общепринятого научного подхода к их изучению пока нет. М. Ромашова, например, предлагает использовать следующую методологию: «анализ изображения, текста, сопровождающего мультфильм; интерпретация мультфильмов с культурно-исторической точки зрения (какие идеи и каким образом воплощены в мультфильме; кого или что символизирует герой и / или антигерой; каковы социальные, эстетические, визуальные конвенции времени, в котором создавались мультфильмы, атрибуты и символы эпохи)» . Н.Кривуля в своей работе использует методы семиотических концепций С. Лангер, Э. Кассирера, Ч. Пирса и текстуальных теорий М. М. Бахтина, Ю. Кристевой, Ж. Дерриды, Ю. М. Лотмана. Согласно данным теориям: «произведение наделяется относительностью и множественностью значений, так как в структуре текста взаимодействуют несколько культурных кодов. Фильм в процессе создания и интерпретации (прочтения) детерминирован историко-социальными процессами и философско-эстетическими системами автора и интерпретатора, создающими контекстуальные значения» . А. Усманова отмечает, что историк при работе с фильмами должен владеть основами истории и теории кинематографа . Основываясь на предложенных методах работы с анимационными и кинематографическими текстами, мы в своем иссле-

СОВЕТСКОЕ, СЛИШКОМ СОВЕТСКОЕ: РЕЛИКТЫ И СИМуЛЯКРЫ

довании применили следующую методологию:

1. Установление причин и мотивов создания фильма.

3. Установление целевой аудитории фильма (кому адресована картина).

4. Изучение истории создания, то есть всего хода работы от литературного и режиссерского сценариев до приемки на художественном совете студии и выхода в прокат.

5. Реакция зрителей, критики и властей на момент выхода мультфильма.

6. Дальнейшая судьба фильма, то есть то, как он воспринимался последующими поколениями зрителей.

7. Применение полученных результатов к объекту своего исследования, в данном случае - выявление образа чиновника в анимационных фильмах второй половины 1950-х - конца 1960-х гг.

Итак, какие характеристики составляют типаж советского чиновника в мультфильмах недолгой эпохи «оттепели»? Центральная проблема во всех вышеназванных мультфильмах - это бюрократизм во всех его проявлениях: канцелярщина, волокита, бездумная, механическая исполнительность, протекционизм, извлечение материальной выгоды от занимаемой должности и т. д. Пожалуй, самым ярким олицетворением чиновника-бюрократа в отечественной анимации является главный герой фильма А. Хржановского «Жил-был Козявин» (ил. 1). Бездумно исполняя распоряжение руководства разыскать некого Сидорова, Козявин огибает земной шар. «Это некий тип «советского робота», бездушный механизм бюрократической машины, существующей вне рамок конкретной системы. Его движение есть выход за пределы определенного пространства и общества. Для движения этой машины к отсутствующей, абсурдной цели нет границ, ни пространственных, ни временных» . Козявин предстает как метафора бюрократической машины. Угловатые, непропорциональные очертания фигуры, резкие черты лица, механистичность движений, отсутствие каких-либо эмоций подчеркивают внутреннюю пустоту героя. Примечательно, что остальные персонажи, которых встречает Козявин на своем пути - рабочие, музыкант, поэты и писатели, ученый, - наделены более яркими, выразительными чертами, некой «духовностью». Они являются творцами: музыки, искусства, новых зданий, научных открытий. Козявин же лишь бездумно выполняет указание начальника. Авторы противопоставляют его другим героям, т.е. бюрократическая машина ставится в оппозицию к обществу и окружающему миру.

Исследователи и мультипликаторы отмечают, что Козявин для своего времени стал нарицательным образом, «приблизился к таким вершинам игровой сатирической кинокомедии, как Бывалов и Огурцов» . Мультфильм А. Хржановского стал настоящим прорывом в отечественной анимации. Это касается и эстетики фильма, и остроты затрагиваемой в нем

Ил.1. Главный герой фильма «Жил-был Козявин» (реж.А. Хржановский, 1966 г.).

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследовании

советское, слишком советское: реликты и симулякры

проблемы. Благодаря относительной либерализации советской системы периода «оттепели» фильм вышел на широкий экран. Завершенный в 1968 г. фильм Хржановского «Стеклянная гармоника», основным сюжетным конфликтом которого является противостояние искусства и диктаторской власти, был запрещен к показу цензурой на долгие годы.

Еще одним заметным явлением в отечественной анимации 1960-х гг. стала экранизация режиссерами С. Юткевичем и А. Карановичем пьесы В. Маяковского «Баня» (вышла на экран в 1962 г.). Это был уже не первый опыт работы С. Юткевича с произведениями В. Маяковского. Более того, на тот момент у режиссера уже был опыт постановки «Бани» в Московском академическом театре сатиры (1953 г.). Но сам режиссер считал, что именно анимация с ее практически безграничными художественными возможностями способна перенести на экран метафорический язык Маяковского лучше, нежели игровой кинематограф. «Баню» С. Юткевич называл «произведением политически остроактуальным» .

Главная сюжетная линия фильма - столкновение молодых изобретателей с бюрократической машиной. Как и в картине А. Хржановского, чиновники показаны инертными, бездушными людьми. Однако в «Бане» появляется еще мотив взаимоотношений представителей власти различного уровня. Секретарь Главначпупса Оптимистенко постоянно заискивает перед своим начальником Победоносиковым (ил. 2). Образ Победоносикова - это малообразованный руководитель «местного масштаба», который чувствует себя в пределах подвластной ему территории полным хозяином.

Большую смысловую нагрузку в мультфильме несут декорации. Яркой характеристикой

Победоносикова является его квартира с абсолютно безвкусной обстановкой, призванной, видимо, демонстрировать социальный статус хозяина: фикус, клетка с канарейкой, большое количество кружев, стены розового цвета, обклеенные яркими картинками. Двойственную натуру чиновника, его истинный интеллектуальный и культурный уровень демонстрирует также книжный шкаф с изданиями классиков марксизма, который на самом деле оказывается бельевым, а переплеты книг - лишь фотографией на его дверцах. С. Юткевич позднее писал, что шкаф «возник как пародийное отображение сегодняшних книжных полок, уставленных полными собраниями сочинений, выставленными для показа интеллектуального обличья их владельцев» . Отображением советской бюрократической системы стало в «Бане» здание Главначпупса, с его бесконечными коридорами, рядами дверей, бронированными шкафами, парадными дорожками и замученными беготней по кабинетам посетителями. «Пирамида канцелярских ящиков увенчалась раструбом, куда опускает очередную бумажку неунывающий секретарь, и далее мультипликационные странствия этой бумажки по бюрократическим лабиринтам позволили охарактеризовать всю «идеальную» систему Главначпупса» .

Победоносиков не единственный «анимационный» чиновник, который злоупотребляет своей властью, по-хозяйски относится к подчиненным и посетителям. Главный герой мультфильма «Баллада о столе» - тихий и исполнительный служащий - получив повышение, немедленно преображается. С посетителями теперь он разговаривает высокомерно, грубо.

Ил.2. Начальник Главначпупса товарищ Победоносиков (кадр из фильма С. Юткевича «Баня», 1962 г.).

СОВЕТСКОЕ, СЛИШКОМ СОВЕТСКОЕ: РЕЛИКТЫ И СИМуЛЯКРЫ

Желая показать собственную значимость, герой отказывается утверждать присылаемые документы, не задумываясь о том, что от его подписи зависит работа целого предприятия. Приметой своего времени можно назвать очередь в приемной новоиспеченного руководителя, в которой люди вынуждены сидеть неделями. Однако с более высоким руководством персонаж разговаривает доброжелательно, заискивает и всячески демонстрирует свое расположение. Внешность главного героя, как и в фильме А. Хржановского, не наделяется какими-либо яркими, запоминающимися чертами (ил.3). Это усредненный портрет чиновника, наделенный характерными с точки зрения авторов для представителя бюрократического аппарата чертами.

Помимо перечисленных характеристик многие представители административно-управленческого персонала в мультфильмах стараются извлечь из своего положения материальные выгоды («В одной столовой», «Баня», «Большие неприятности», «Иван Иваныч заболел», «Знакомые лица»). В уже упомянутой «Бане» Победоносиков устраивает прием для иностранного туриста, выставляя на стол блюда, недоступные для большинства советских людей не только в 1920-е гг. (время действия пьесы), но и, пожалуй, на протяжении всего советского периода. Богатое застолье с дефицитными деликатесами показано и в новелле «Кот и мыши» из картины «Знакомые лица». Иногда мультипликаторы подчеркивают достаток персонажей с помощью предметов, получить которые в 1960-е гг. в СССР могли лишь люди, занимающие высокую должность, либо имеющие соответствующие связи. Например, директор столовой («В одной столовой») живет в загородном доме; а сын руководителя предприятия в мультфильме «Большие неприятности», нигде не работая, является счастливым обладателем личного автомобиля.

Отражена в рассматриваемых мультфильмах и такая проблема, как нарушение закона представителями управленческого аппарата. Заведующий продуктовым складом кот Василий в новелле «Кот и мыши» («Знакомые лица») выносит со склада продукты, списывая их при учете (ил.4). А в мультфильме «Большие неприятности», где повествование ведется от лица ребенка, девочка рассказывает, что ее папа, видимо директор промышленного предприятия, «пустил налево холодильники». Надо отметить, что оба персонажа работают в сферах торговли

и промышленности. Прямой критики за «нажи- Ил4 Зав. продуктовым складом Василий

„ „ л л „ __(«Знакомые лица», реж. Ф. Епиванова, 1966 г.).

тое нечестным путем» в отношении работников

органов государственного управления в фильмах - как анимационных, так и игровых - нет. Это, конечно, не говорит об отсутствии нарушений закона представителями власти различного уровня. Во-первых, несмотря на относительную свободу творчества периода «оттепели», по-прежнему существовала жесткая цензура. Просто рамки дозволенного расширились от-

Ил.3. Кадр из мультфильма Р. Давыдова и М. Калинина «Баллада о столе», 1956 г.

советское, Слишком советское: реликты и симулякРы

носительно сталинского периода. Решись кто-либо из режиссеров снять фильм на подобную тематику, работа свернулась бы уже на стадии приемки художественным советом сценария. Во-вторых, если мы вспомним образы работников сферы народного хозяйства в советском кинематографе второй половины ХХ в., то мы увидим, что воровство и «левый» доход - черта практически поголовная. Таково было устойчивое в глазах советского общества представление о представителях сфер торговли, обслуживания и хозяйственного обеспечения.

Итак, каков образ чиновника в советских сатирических мультфильмах второй половины 1950-х - 1960-х гг.? Это бюрократ, в чьем представлении канцелярщина и бумажная волокита заменила реальное содержание работы. Для него характерен низкий духовный уровень, безразличие, а порой и высокомерие по отношению к окружающим людям. Услужливость, вежливость и расторопность он демонстрирует только перед вышестоящим руководством или проверяющими инстанциями. Обладает невыразительной внешностью: мужчина (женщин-управленцев среди рассмотренных персонажей нет) средних лет, среднего телосложения, одет в серый или черный костюм. Типичный чиновник в анимационных картинах, добившись хорошей должности, заботится, прежде всего, о личной выгоде. У него есть доступ к дефицитным товарам, он имеет выгодные связи, уровень жизни чиновника выше, чем у большинства населения.

Задачей сатирических произведений является критика отрицательных явлений окружающей действительности. Потому столь негативный образ чиновника - это образ «плохого» чиновника. Авторы мультфильмов призывают бороться с бюрократизмом и местничеством. Но надо отметить, что ни в одном из фильмов отрицательному чиновнику не противопоставляется образ чиновника «хорошего», правильного. В основе сюжетного конфликта каждый раз лежит столкновение различных слоев общества с управленцами, которые отказываются вникать в суть их проблемы, тормозят работу и т.д. То есть бюрократический, административно-управленческий аппарат ставится в оппозицию к остальному обществу. Эпоха «оттепели» - это время новой волны революционной романтики, время масштабных экономических проектов (строительство ГЭС, новых промышленных предприятий, освоение целинных земель), начала освоения космоса, попыток реформирования системы. Противопоставляя чиновников и остальные категории общества, авторы мультфильмов представляют бюрократический аппарат как одну из основных проблем, тормозящих развитие государства.

Конечно, описанный выше образ чиновника не отображает полностью представлений о власти различного уровня в советском обществе второй половины 1950-х - 1960-х гг. Представители власти в художественных текстах зачастую, напротив, являлись персонажами положительными. Однако мы взяли за основу мультфильмы сатирического жанра потому, что в сатирических произведениях, как правило, отражены актуальные проблемы своей эпохи. Следовательно, бюрократизм во всех его проявлениях являлся одной из ключевых проблем советского общества периода «оттепели».

Библиография

1. Асенин С. В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. - М.: «Искусство», 1974. - 288 с.

2. Бабиченко Д. Н. Довольно мультштампов! // Искусство кино. 1961. № 10. - С. 33-34.

3. Бородин Г. Н. «Мультфильм в рамке или Подневольная анимация». Фрагменты из книги URL: http://www.pilot-film.com/show_article.php?aid=47 (дата обращения 26.02.2015).

СОВЕТСКОЕ, СЛИШКОМ СОВЕТСКОЕ: РЕЛИКТЫ и Симулякры

4. Веселые человечки: культурные герои советского детства: сб. ст. / под ред. И. В. Кукулина. - М.: «Новое литературное обозрение», 2008. - 536 с.

5. Иванов-Вано И. П. Кадр за кадром. - М.: «Искусство», 1980. - 240 с.

6. Капков С.В. Энциклопедия отечественной мультипликации. - М.: «Алгоритм», 2006. - 816 с.

7. Кривуля Н. Г. Аниматология. Эволюция мировых аниматографий: [в 2 ч.]. Ч. 2. - М.: «Аметист», 2012. - 391 с.

8. Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации: Исследования художественного образа российских анимационных фильмов второй половины ХХ в. - М.: «Грааль», 2002. - 295 с.

9. Притуленко В. В. Адресовано детям // Кино, политика и люди: 30-е годы. / Отв. ред. Л. Х. Маматова.

М.: «Материк», 1995. - С. 100-109.

10. Ромашова М. В. От истории анимации к истории детства в СССР: постановка проблемы // Вестник Пермского университета. 2011. № 3- 17. - С. 114-119.

11. Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. Изд. 2-е. - М.: «Издательство ЛКИ», 2010. - 472 с.

12. Усманова А. Р. «Визуальный поворот» и гендерная история. URL: http://refdb.ru/look/1985374. Ыт1(дата обращения 26.06.2015).

13. Шварцман Л. А. «Я только сейчас расту». URL: http://www.lechaim.ru/ARHIV/234/kalashnikova.htm (дата обращения 28.09.2015).

14. Юткевич С. И.Третье решение. Из творческого опыта работы над мультфильмами по сценариям и пьесам Маяковского // Проблемы синтеза в художественной культуре / под ред. А. В. Прохорова, Б В. Раушенбаха, Ф. С. Хитрука. - М.: «Наука», 1985. - 283 с.

1. Asenin S. V. Volshebnikiekrana. Esteticheskie problemy sovremennoi mul"tiplikatsii. - M.: «Iskusstvo», 1974. - 288 s.

2. BabichenkoD. N. Dovol"no mul"tshtampov! // Iskusstvo kino. 1961. № 10. - S. 33-34.

3. Borodin G. N. «Mul"tfil"m v ramkeili Podnevol"naia animatsiia». Fragmentyizknigi. http://www.pilot-film. com/show_article.php?aid=47

4. Veselyechelovechki: kul"turnyegeroisovetskogodetstva: sb. st. / pod red. I. V. Kukulina. - M.: «Novoe literaturnoe obozrenie», 2008. -536 s.

6. Kapkov S.V. Entsiklopediiaotechestvennoimul"tiplikatsii. - M.: «Algoritm», 2006. - 816 s.

7. Krivulia N. G. Animatologiia. Evoliutsiiamirovykhanimatografii: . Ch. 2. - M.: «Ametist», 2012.

8. Krivulia N. G. Labirinty animatsii: Issledovaniia khudozhestvennogo obraza rossiiskikh animatsionnykh fil"mov vtoroi poloviny XX v. - M.: «Graal"», 2002. - 295 s.

9. Pritulenko V. V. Adresovanodetiam // Kino, politikailiudi: 30-e gody. / Otv. red. L. Kh. Mamatova. - M.: «Materik», 1995. - S. 100-109.

10. Romashova M. V. Otistorii animatsii k istoriidetstva v SSSR: postanovka problemy // Vestnik Permskogo universiteta. 2011. № 3- 17. - S. 114-119.

11. Sal"nikova E.V. Sovetskaia kul"tura v dvizhenii: ot serediny 1930-kh k seredine 1980-kh. Vizual"nye obrazy, geroi, siuzhety. Izd. 2-e. - M.: «Izdatel"stvo LKI», 2010. - 472 s.

12. Usmanova A. R. «Vizual"nyipovorot» igendernaiaistoriia. http://refdb.ru/look/1985374.html

13. Shvartsman L. A. «Iatol"koseichasrastu». http://www.lechaim.ru/ARHIV/234/kalashnikova.htm

14. Iutkevich S. I. Tret"e reshenie. Iz tvorcheskogo opyta raboty nad mul"tfil"mami po stsenariiam i p"esam Maiakovskogo // Problemy sinteza v khudozhestvennoi kul"ture / pod red. A. V. Prokhorova, B V. Raushenbakha, F. S. Khitruka. - M.: «Nauka», 1985. - 283 s.

Давно хотел написать пост о том, что фильмы, которые принято считать "классическими советскими комедиями", на самом деле никакие не "советские" а скорее наоборот. Собственно, что можно считать "советским искусством"? На мой взгляд — то, где прославляется советская власть, всяческие её "достижения" и победы. По сути, в такое искусство существовало только в сталинские годы, когда везде стоял жесточайший мороз цензуры. Позже этот снеговик растаял, и оказалось, что "советские режиссеры" хотят снимать кино совсем о другом.

Особенно много таких фильмов появилось в эпоху Перестройки, когда "стало можно" уже буквально всё, но лично мне интереснее киноленты эпохи Хрущёва-Брежнева — когда в стране ещё была цензура и режиссёрам приходилось прибегать к всяческим хитроумным уловкам, чтобы снять своё кино. А ещё интересно то, что фильмы времен СССР часто позволяли себе намного больше свободы в критике власти, чем это позволяют себе современные фильмы и телепередачи — где почти везде прослеживается единогласный "одобрямс".

Для начала немного истории. Официально в СССР существовал только один стиль в искусстве — так называемый "социалистический реализм" , все остальные стили были объявлены "искусством вырожденцев и деградантов" (как это всегда бывает в диктатурах). Со времен наркома Луначарского в советском искусстве нужно было показывать только "правду про жизнь рабочих и крестьян под гнетом капитализма". Соцреализм считался наиболее "првдивым" искусством, однако это не так — по сути, соцреализм рассказывал "советские сказки" в реалистических декорациях — в фильмах какой-то своей жизнью жили никогда не унывающие, не потеющие и не устающие комбайнёры, которые радостно ехали осваивать целину — над которой, в свою очередь, никогда не заходило солнце, не сгущались тучи, а температура не опускалась ниже 20 градусов по Цельсию.

Как-то так выглядели "классические советские фильмы" примерно до середины пятидесятых годов. Во второй половине пятидесятых людям уже поднадоели бесконечные истории про любовь доярки и комбайнера на фоне колхоза-миллионника, и появился общественный запрос на что-то новое. Это примерно совпало с развенчанием культа личности Сталина в 1956 году и началом "оттепели" — именно она и дала возможность снимать кино в "новом стиле", в котором режиссёры то тут, то там показывали, что не всё, оказывается, благополучно в Датском королевстве — в СССР есть и контрабандисты, и нерадивые чиновники, и неподконтрольная власть, и непродуманная жилищная политика.

Эльдар Рязанов широко известен как режиссер знаменитых советских комедий и мелодрам, причём свои первые работы Эльдар Рязанов снимал именно что в советском стиле, задолго до "Карнавальной ночи" (которую многие ошибочно считают первым фильмом Рязанова), до неё были фильмы "Они учатся в Москве" (1950), "Дорога имени октября" (1951) и несколько других. В пятидесятые Рязанов снял несколько известных художественных фильмов ("Карнавальная ночь" и "Девушка без адреса"), где уже начал слегка троллить совок.

«Карнавальная ночь» (1956).

Итак, первый фильм в списке, думаю, все вы неоднократно видели эту классическую комедию. Главным отрицательным персонажем (этакой "Бабой-Ягой на празднике") выведен довольно крупный советский чиновник — начальник Дома Культуры, даже удивительно, как это кино разрешили в СССР — ещё лет пять назад, в сталинские годы чиновников показывали исключительно в стиле "добрых отцов-руководителей", чьи приказы нужно обсуждать беспрекословно.

В "Карнавальной ночи" всё совсем иначе — крупный пожилой чиновник (в замечательном исполнении Игоря Ильинского, актёра театра Мейерхольда) показан косным и недалёким совком, который даже в романсы вворачивает свои нелепые идеологические штампы и правки, вроде "а я одна, совсем одна, с моим здоровым коллективом". Огурцову противостоит молодежное крыло ребят, далеких от идеологии, которые просто хотят веселиться и встречать Новый год.

Не знаю, думал ли об этом сам Рязанов, но он наверное первый показал в советском кино другую сторону власти — она может быть не мудрой и даже не страшной, а нелепой, смешной и попросту ненужной . У "Карнавальной ночи", кстати, есть вполне годное продолжение под названием "Старый знакомый", советую к просмотру.

«Девушка без адреса» (1957).

В принципе, вполне нейтральный фильм о любви строителя-монтажника и девушки, что приехала покорять Москву — ребята познакомились в поезде, а затем расстались, не сообщив друг другу адреса. Строитель (Николай Рыбников) весь фильм ищет свою возлюбленную по всей Москве и в конце-концов находит.

В фильме есть очень интересный эпизод, когда девушку нанимают служанкой в квартиру крупного советского чиновника. Тут сразу тройной разрыв шаблона — во-первых, в стране "победивших рабочих и крестьян", оказывается, продолжает оставаться прислуга. Во-вторых — показана шикарная многокомнатная "сталинка" советского чиновника — это в те годы, когда большинство семей в городах размещалось в коммуналках (то самое "классовое расслоение", которое якобы "победили" коммунисты). И в третьих — показан крайне отрицательный образ чиновничьего семейства, сам чиновник — лентяй, алкоголик и бабник, и его жена — глупая и вздорная баба, имеющая при этом дорогие шмотки и личное авто.

Однозначный вин, я даже не знаю, как советская цензура тех лет пропустила в фильм этот эпизод. Вы можете себе представить, чтобы например в современной России по центральному телевидению показали хоромы какого-нибудь условного Медведева, с кучей комнат и прислугой? Я нет.

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975).

В последнее время по ЖЖ и другим интернетам ходят тексты, ругающие этот фильм — Лукашина там описывают в качестве такого себе недалекого простачка, в возрасте далеко за 30 живущего с мамой и идущего на поводу у друзей, но лично мне в этом фильме интереснее другое.

Вспомните, с чего начинается кино. А начинается оно с мультика, в котором в сатирической форме высмеивается "типовое советское строительство" — показано, как архитектор рисует вполне себе годный и красивый проект дома, который затем "зарезают" по всем инстанциям, и в итоге получается страшная безликая коробка. Эту мысль продолжает и текст от автора, который на фоне титров читает Ширвиндт — "теперь в каждом советском городе есть типовой кинотеатр "Ракета", где можно посмотреть "типовой художественный фильм"; так и хочется добавить — "а в типовых квартирах живут типовые люди".

Это ни что иное, как вполне аргументированная критика строительной политики СССР, про которую я подробно рассказывал в посте , и которая разительно контрастирует с бравурным и позитивным тоном фильма . Рязанову однозначно респект, что вставил этот эпизод в свой фильм.

«Гараж» (1979).

Невероятное кино — вдвойне удивительно, что появилось оно задолго до Перестройки, ещё в брежневские времена. Несколько лет было под запретом, который впрочем потом сняли.

Сюжет фильма прост — коллектив НИИ строит кооперативный гараж, часть боксов которого власти города решили убрать из-за строительства скоростной магистрали, коллективу нужно решить, кого из пайщиков нужно вычеркнуть из списка — из-за чего разворачивается баталия. "Правление" (очевидная аллюзия на правительство СССР) пытается решить всё в одностороннем порядке — обтяпав дельце повыгоднее для себя и вычеркнув из списка неугодных. Людей просто ставят перед фактом, что "решения правления не обсуждаются" , но люди начинают бунтовать и требовать справедливости.

Постепенно выясняется, что у "Правления" на самом деле не было полномочий в принятии тех или иных решений, плюс они были сильно завязаны в коррупции — за деньги и "блат" вписали в список пайщиков директрису рынка и какого-то левого генерала, которые вообще не имеют к НИИ никакого отношения.

Это очень хорошее кино, которое показывает, что происходит с любой властью, когда она не имеет над собой народного контроля. В СССР конца 1970-х кино произвело эффект разорвавшейся бомбы, нечто вроде современного "он вам не Димон" — в "Гараже" не назывались конкретные имена и фамилии, а сам НИИ был вымышленным, но все всё прекрасно понимали.

Леонид Гайдай работал примерно в те же годы, что и Эльдар Рязанов — начинал снимать в первой половине пятидесятых, а пик его режиссерской славы пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Первые фильмы Гайдая, снятые в пятидесятые годы, сейчас остаются малоизвестными, а вот в начале шестидесятых Леонид, как сейчас принято говорить, "уже начал жечь".

«Самогонщики» (1961).

Казалось бы, невинная короткометражка, показывающая быт простых советских жуликов. Но с точки зрения троллинга СССР фильм интересен сразу с двух аспектов.

Во-первых, надо вспомнить о том, что произошло незадолго до 1961 года. А произошло вот что — в 1958 году в СССР началась первая послевоенная "антиалкогольная кампания", которая якобы должна была уменьшить потребление спирта среди советских граждан, из ассортимента многих магазинов пропала водка. В своём кино Гайдай, фактически, показал, к чему приводят односторонние запреты — к налаживанию кустарного производства алкоголя — так как население фактически не бросило пить, а просто стало искать другие варианты приобретения "горячительного".

Во-вторых — в кино показана та часть советской жизни, которую власти не замечали и о которой не писали в газетах — фактическое наличие частной подпольной экономики — герои фильма не просто стряпают "табуретовку" где-то у себя на кухне, а фактически имеют целый подпольный завод и склад. Такие подпольные производства существовали в СССР и в других сферах экономики, потребности которых не могло покрыть государство — в стране существовали подпольные цеха по пошиву одежды, что напоминала образцы из западных каталогов, подпольные и полуподпольные обувные артели и т.д. Короче, фильм хороший)

«Операция "Ы" и другие приключения Шурика»(1965).

Фильм состоит из трех новелл, причем наибольший троллинг совка можно увидеть в первой и третьей части. Первый эпизод ("Напарник") в сатирической форме показывает неэффективность принудительного труда заключенных (что был одной из основ сталинской экономики), как мудро сказал герой фильма Федя — "тебе счет идет в рублях, а мне в сутках". Ещё мне очень нравится прораб (персонаж М. Пуговкина), который старается всячески "идеологически обработать" заключенного и мотивировать его на бесплатный труд, но всё без толку)

В последней новелле (собственно, "Операция Ы") показан жуликоватый директор склада — как сейчас сказали бы, вор и коррупционер. Чтобы скрыть свои темные делишки по разворовыванию чужой собственности, он нанимает банду мошенников, чтобы те имитировали ограбление склада.

Тут интересно вот что. Если развить мысль Гайдая, то получается, что директор склада какое-то довольно продолжительное время воровал ценные вещи, в "схемы" было включено множество людей (заказчики, подпольные покупатели, водители-грузчики и т.д.), и продолжалось эта история, по-видимому, месяцы, если не годы, и ни один "честный советский человек" не заявил в милицию — то есть, вся схема никогда бы не всплыла , если бы не прокол с фальшивым "ограблением". Как такое возможно в "самой честной стране победившего пролетариата"? Зритель должен ответить на него сам)

«Бриллиантовая рука» (1968).

Кино на нейтральную тему, но "мягкий троллинг СССР" присутствует и тут. Во-первых, это конечно же опять рассказ о теневой стороне жизни в СССР — существованию целой разветвленной группировки с заграничными связями (!), что занимаются контрабандой и, как сейчас сказали бы, "легализацией доходов, нажитых преступным путем". У группировки есть свой шеф, преступная сеть и, по-видимому, связи на таможне.

Троллинг совка тут повсюду, наиболее известные цитаты стали бессмертными — "наши люди в булочную на такси не ездят", "не будут брать — отключим газ". А ещё у Гайдая цензура вырезала целую кучу эпизодов "с намёком" — к примеру, шефа бандитов в ресторане должны были чествовать пионеры с цветами (аллюзия на "генсека-преступника"), известная фраза Лёлика должна была звучат так — "как говорит наш дорогой шеф, в нашем деле главное — социалистический реализм " (слово "социалистический" вырезали), а фразу "Партию и правительство оставили на второй год" выбросили вообще.

Что ещё интересно — вольно или невольно Гайдай показал советским людям кусочек капиталистической жизни — с вином, танцами и полуобнаженными женщинами, причём не осуждающе, а вполне нейтрально и где-то даже положительно.

Ещё широкую известность получила история, как Гайдай прошел итоговый худсовет, который должен был разрешить к прокату "Бриллиантовую руку" — Леонид добавил в конце фильма видео ядерного взрыва, рассказав комиссии, что вот в фильме был показан вымысел, а взрыв — это наша печальная реальность, империализм наступает! Комиссия троллинг не оценила, пришла в ужас и приказала сцену со взрывом удалить, не тронув при этом основной фильм. Гайдай остался доволен:)

Я небольшой специалист в кинематографе, но думаю что все фильмы из списка однозначно войдут в историю — может быть, кинокритики через 30 или 40 лет будут писать большие научные работы именно о том, как режиссёрам в СССР удавалось виртуозно троллить советскую власть, обходя при этом препоны цензуры.

Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

Ну и будут рад ещё примерам, в которых советские кинорежиссёры троллили

Номенклатура - прослойка населения Советского Союза и стран Восточного блока, которая занимала различные ключевые административные посты во всех сферах деятельности в этих странах: правительство, промышленность, сельское хозяйство, образование и т. д. Как правило, они были членами коммунистической партии, но есть и исключения, вроде Патриарха Московского и всея Руси, который состоял в номенклатуре Секретариата ЦК КПСС.

Понятие советской номенклатуры используется в двух смыслах: в узком - это «освобожденные» работники комитетов партии и в широком - все ответственные работники, назначение на должность которых гласно или негласно производилось секретариатами правящей партии (в том числе председатели колхозов, ректоры институтов, редакторы газет, вплоть до высшей иерархии религиозных организаций). Если требовала процедура,то проводилось голосование при выборе на должность, но установка на требуемого кандидата исходила от партийных органов. Второе (широкое) значение и дало основу понятия «номенклатуры» - то есть перечня лиц, подлежащих назначению.

Численность номенклатуры

Известный исследователь советской политической системы М. С. Восленский в своей книге «Номенклатура» оценивает число номенклатурных работников в СССР брежневского периода величиной 750 тыс. человек.

История.Ленинский период

После Октябрьской революции произошли серьёзные изменения в государственном аппарате страны. Старое чиновничество было разогнано, так как, согласно коммунистической идеологии, старый государственный аппарат (с точки зрения марксизма созданный исключительно для подавления трудящихся) должен был исчезнуть, и на его место должно было прийти новое пролетарское государство.

Термин «номенклатура», в понимании перечня важнейших руководящих должностей в партийно-государственном аппарате, назначение на которых происходило из санкции центральных большевистских партийных органов, появился в партийных документах после того как секретариат ЦК РКП(б) осенью 1923 г. направил всем наркомам и руководителям государственных учреждений перечень должностей, назначения на которые осуществлялось исключительно за постановлением ЦК.

Сталинский период

Постепенно формировался и совершенствовался новый механизм отбора управленческих кадров. Была введена так называемая номенклатура должностей в государственном и партийном аппарате, кандидаты на которые утверждались партийными комитетами соответствующих уровней.

Сталин определял требования к номенклатуре такими словами: «Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь

Брежневский период

Бронированный лимузин - символ принадлежности с высшему слою советской номенклатуры. Получил в народе ироническое название членовоз.

Закат Советской структуры государственной власти также сопровождался старением высших слоёв руководства. Если в начале советского периода большевистское руководство было относительно молодо, то брежневское Политбюро ЦК КПСС состояло в основном из стариков пенсионного возраста. Их средний возраст составлял 70 лет, а самыми молодыми членами и кандидатами в члены Политбюро в начале 80-х считались Горбачев и Шеварнадзе, которым тогда было чуть больше 50 лет. Это было связано с тем, что кадры подбирались по принципу личного знакомства и семейственности.

Состав и структура

Высшую ступень в номенклатуре занимала номенклатура ЦК, которая в 1980 году состояла примерно из 22,5 тыс. работников. Партийную номенклатуру дополняла номенклатура хозяйственная. Подбор номенклатурных кадров производился по личному знакомству, причём основную роль играло то, что это были люди верные тому или иному руководителю. Компетентность кадров при этом не играла определяющей роли. Часто, если тот или иной руководитель не справлялся с занимаемой им должностью, его переводили на другую руководящую работу. Таким образом, оказавшись в номенклатурной касте, человек часто гарантировал себе пожизненное в ней пребывание; однако попасть в эту касту было сложно. Многие исследователи отмечали, что организация номенклатуры поразительно напоминала устройство эксплуататорского класса в политарном (азиатском) государстве

Хрущёв (справа) избавил страну от сталинизма, но сам был в конечном итоге смещён номенклатуро

Номенклатура - привилегированный класс

Для советской номенклатуры были введены (начиная с 20-х годов) привилегии в снабжении товарами и продуктами, в том числе дефицитными - т. н. спецраспределители («200-я секция ГУМа», магазин спецобслуживания на Кутузовском пр. и т. д.), «столы заказов» - и могли приобретать (нередко по многократно заниженной цене) недоступные для остального населения товары. Отдельным и более качественным было медицинское обслуживание. Номенклатура имела специальные поликлиники, больницы и санатории, оснащенные по последнему слову медицинской техники, с высококвалифицированными специалистами, подчинявшимися 4-му главному управлению Министерства здравоохранения СССР, в народе прозванному «четвёркой». Подробное описание привилегий номенклатуры хрущёвского и брежневского периодов можно найти в книге Михаила Восленского «Номенклатура».

1 августа 1978 года у Грибоедовского дворца бракосочетаний в Москве появилась толпа западных журналистов, сдерживаемая милицией и сотрудниками КГБ в штатском. В этот день брак заключал советский служащий Сергей Каузов. Но репортёров интересовал не он, а его избранница.

Чиновник из советской страны, где брак с иностранным гражданином был почти невозможен, женился не на простой иностранке, а на наследнице многомиллионного состояния Кристине Онассис. Которая была одной из богатейших женщин мира. Нетрудно догадаться, что эта свадьба рассматривалась как событие государственной важности, ходили даже слухи, что вся эта история была спецоперацией КГБ, чтобы прибрать к рукам танкерный флот семьи Онассис.

Дочь хозяина морей

Кристина Онассис родилась в 1950 году в семье знаменитого бизнесмена Аристотеля Онассиса. Он был выходцем из богатой греческой семьи, которой удалось сколотить крупный табачный бизнес международного уровня в Османской империи. Но после окончания Первой мировой для них всё изменилось.

Огромная империя распадалась на части, соседи стали предъявлять претензии на те или иные территории, Мустафа Кемель сколотил армию националистов, которая огнём и мечом утверждала новую Турцию, светскую и республиканскую.

Одним из эпизодов распада империи стала греко-турецкая война, в ходе которой греки оккупировали город Смирна, в котором проживала огромная греческая диаспора. Турки выбили их из города, после чего устроили в нём кровавое побоище. Христианские кварталы города были полностью сожжены, погибли десятки тысяч человек, остальные бежали из города, чтобы никогда не вернуться.

Одними из уцелевших беженцев стала семья Онассис. Им удалось бежать (хотя несколько членов клана погибли), но они потеряли всё, что имели, и им пришлось начинать всё с нуля. Молодой Аристотель перебрался в Аргентину, где при помощи старых связей семьи начал табачный бизнес, в чём весьма преуспел. К началу 30-х Аристотель уже был преуспевающим бизнесменом с обширными международными связями.

В этот период он перебрался в США и начал строить свою морскую империю. Он приобрёл несколько танкеров. Затем несколько более крупных. И ещё несколько. Флот Онассиса постоянно увеличивался за счёт того, что он выставлял выгодные цены.

Его танкеры плавали под панамским флагом, и он мог позволить себе выставлять за перевозку товара минимальные цены, за счёт чего выигрывал конкуренцию у других перевозчиков. Вскоре его услугами стали пользоваться крупнейшие мировые компании типа нефтяников Mobil.

К концу 50-х Онассис владел флотом из более чем 70 танкеров, национальным греческим авиаперевозчиком, элитной недвижимостью в разных частях света и имел доли почти в ста крупных корпорациях на всех континентах. Онассис был настолько богат, что вдова убитого президента Кеннеди Жаклин посчитала незазорным выйти замуж за этого бизнесмена.

От первого брака с Афиной Ливанос (дочерью другого греческого корабельного магната) родилось двое детей магната - сын Александр и дочь Кристина. Сын должен был стать преемником отца во главе его колоссальной империи, с 16 лет он работал вместе с ним, вникая в тонкости его бизнеса.

Однако в 1973 году 24-летний Александр погиб в авиакатастрофе, случившейся с его личным самолётом. Аристотель отказывался верить в случайность и подозревал в причастности к аварии то ЦРУ, то лидера греческой хунты Пападопулоса. Бизнесмен обещал выплатить пять миллионов долларов (в нынешних ценах) тому, кто предоставит доказательства того, что авария самолёта его сына была спланирована.

После смерти Александра единственной наследницей Онассиса осталась его дочь Кристина. Она получила хорошее образование в престижных учебных заведениях в Англии, но у отца было мало времени, чтобы ввести её в курс дела и растолковать все нюансы. Аристотель умер в 1975 году, через два года после гибели сына.

По условиям завещания Кристина стала наследницей половины (55%) имущества Аристотеля, которое оценивалось в общей сложности более чем в миллиард долларов. Чуть меньшая часть (45%) перешла под управление созданного Аристотелем фонда Александра Онассиса, который занимался судоходным бизнесом и часть доходов отправлял на благотворительные и культурные программы. Руководил фондом старый и доверенный сподвижник Онассиса Стелиос Пападимитриу.

Кристина вмиг оказалась звездой СМИ. Справиться с рухнувшими на её плечи заботами (за два года скончались все её близкие родственники, а Жаклин Кеннеди она не признавала в качестве мачехи) было непросто, Кристина была классическим «золотым ребёнком». Получив внимание СМИ, она стала комплексовать из-за своей фигуры, изнуряла себя диетами и в конце концов угодила в больницу с тяжёлой депрессией и передозировкой снотворными препаратами.

Но если с отцовской империей она постепенно разобралась, то в личной жизни дела складывались хуже. Впервые она вышла замуж за девелопера Джозефа Болкера, который был старше её. Аристотель брак не одобрил и потребовал развода. Меньше чем через год супруги расстались.

Вторым супругом стал богатый наследник другой судовладельческой династии - Александр Андреадис, за которого она вышла замуж после смерти отца. Но и этот брак продлился всего год и два месяца.

Неожиданный брак

Со времени второго развода Онассис прошло совсем немного времени. Как вдруг произошло событие, в буквальном смысле слова поставившее на уши всю мировую прессу. Одна из богатейших женщин собралась замуж в третий раз. И не за какого-нибудь богатенького наследника, а за обычного и ничем не примечательного советского чиновника.

Избранником эксцентричной мультимиллионерши стал 37-летний сотрудник «Совфрахта» Сергей Каузов. Впрочем, обычным чиновником его можно назвать только по меркам западного мира. И, конечно, по меркам окружения самой Кристины. В СССР Каузова простым служащим никто не назвал бы. Он работал в достаточно крупной и влиятельной организации «Совфрахт». Будучи подразделением Министерства морского флота, «Совфрахт» был советским монополистом в области фрахтования.

В той или иной степени в состав компании входило несколько сотен предприятий, филиалов и представительств во многих странах мира. Кроме того, деятельность «Совфрахта» была тесно связана с заграничными странами, поэтому компания была на особом счету.

Сам Каузов как раз работал на одном из международных направлений (греческом), регулярно выезжал в заграничные командировки. По меркам закрытого советского общества у него была блестящая карьера, которой могли позавидовать десятки миллионов советских граждан.

Мать Каузова в своё время работала на «Мосфильме» ассистентом режиссёра. В частности, помогала Юлию Райзману на съёмках знаменитого фильма «А если это любовь?», в котором свою первую большую роль сыграл Андрей Миронов.

Онассис и Каузов познакомились на переговорах. «Совфрахт» был заинтересован в использовании танкерной империи греческой семьи, предоставлявшей выгодные расценки для перевозки советской нефти. Однако на пути этого романа было серьёзное препятствие.

Советским служащим категорически запрещались близкие контакты с иностранцами. Тем более любовные отношения. Всегда существовали опасения, что советского чиновника завербуют через постель. Поэтому при малейшем намёке на такие отношения они моментально отзывались из заграничных командировок, а то и могли распрощаться с партбилетом.

Понятно, что никакого романа быть не могло, если бы добро на него не дали в КГБ и в Кремле. Если бы это был обычный роман, его бы никогда не одобрили. Но здесь речь шла об одной из богатейших женщин планеты. И когда она начала проявлять знаки внимания к Каузову, об этом сразу же сообщили «наверх».

Очевидно, что решение принималось на самом высшем уровне, поскольку советскому гражданину жениться на иностранке было очень трудно, а советскому служащему в заграничной командировке и вовсе невозможно.

Но потенциальный брак открывал грандиозные перспективы. Теперь СССР имел возможность оказывать влияние на огромную морскую империю, а в случае рождения ребёнка он становился бы наследником колоссального состояния и одновременно советским гражданином. Конечно, не стоит думать, что советская сторона сразу же начала бы распоряжаться флотом через Каузова.

В конце концов, значительная доля наследства оставалась под управлением доверенного Стелиоса Пападимитриу, которому Аристотель завещал присматривать за дочерью, и он жёстко пресекал любые попытки ослабить его контроль. Тем не менее можно было рассчитывать на ещё более выгодные условия сотрудничества.

Роман развивался бурно, и дело быстро дошло до брака. У 37-летнего Каузова были жена и дочь, но развод ему оформили очень быстро. Чтобы не обижать бывшую семью будущего супруга, Кристина купила им большую кооперативную квартиру и обеспечила дочери содержание до достижения совершеннолетия.

В ожидании регистрации брака Онассис жила в самом дорогом номере гостиницы «Интурист» под охраной греческих телохранителей, которые не пускали к ней никого, кроме будущего супруга.

1 августа 1978 года состоялась свадьба. С утра у Грибоедовского дворца бракосочетаний толпились иностранные журналисты, однако внутрь их не пустили. Единственным фотографом на свадьбе был сотрудник АПН Дунаевский. Позднее его снимки агентство с большой выгодой для себя продало иностранным изданиям.

Гостей на свадьбе почти не было. Со стороны жениха было несколько человек. Со стороны невесты не было никого. В итоге свидетелем со стороны невесты выступал известный советский драматург и сценарист Иосиф Прут.

Западные читатели были сильно удивлены, увидев фотографии со свадьбы. Вероятно, они ожидали увидеть кого-то вроде русского Алена Делона, совратившего богатую наследницу. А увидели непримечательного отца семейства с типичной внешностью советского служащего-интеллигента.

Уже тогда в жёлтой прессе была достаточно популярна версия о том, что вся эта история с женитьбой с самого начала была коварной спецоперацией советских спецслужб. А сам Каузов был агентом КГБ. Даже сейчас можно найти публицистов, придерживающихся этой версии.

Действительно, советские спецслужбы очень плотно опекали все внешнеторговые организации в стране. Но речь шла скорее о наблюдении, чем об управлении. Сотрудников КГБ редко назначали на должности, подобные той, что была у Каузова.

Конечно, в спецслужбах всех стран иногда используются такие приёмы, как соблазнение, с целью получения информации. Но трудно представить, что на роль героя-любовника, который должен уметь соблазнить любого человека, независимо от его возраста, социального положения и т.д., могут выдвинуть такого человека. Всё же почти 40-летний почтенный отец семейства, уже начавший лысеть, с косящим левым глазом и заурядной внешностью плохо подходит на роль покорителя сердец.

В спецоперацию верится с трудом. Тем более что в СССР явно понимали, что значительная часть активов Онассис находится под управлением специального фонда, которым руководит цепкий Пападимитриу, и прибрать к рукам танкерный флот вряд ли получится.

Скорее всего, это был счастливый случай. Заскучавшая и взбалмошная миллионерша захотела чего-то необычного и экзотического. Мужчина из запретной страны, где воюют с капиталом, подходил для этого просто идеально. А советское руководство оценило ситуацию и решило, что от неё можно что-то выиграть, и дало добро на брак. Ну а потом принцессе морей это быстро надоело - и она упорхнула обратно.

Расставание

В брежневской Москве трудно было обеспечить приемлемый уровень комфорта для человека, который с пелёнок рос в роскоши и не привык ни в чём себе отказывать. Лучшее жильё, которое можно было найти в Москве, - какой-нибудь элитный дом в центре столицы. Сталинские высотки не подходили по идеологическим соображениям, поэтому молодожёнам решили выделить две смежные квартиры в одном из элитных домов в центре города.

Однако возникла проблема. Одну из квартир занимал известный писатель Валентин Сорокин, на тот момент занимавший пост главного редактора издательства «Современник». И квартиру он не желал покидать. Из-за упрямства у писателя начались проблемы, его даже прорабатывали в комитете партийного контроля, и в итоге он всё же вынужден был съехать.

Но брак оказался недолгим. Онассис явно не могла привыкнуть к советскому образу жизни. Хотя в Москве она почти не жила, постоянно находясь в разъездах по бизнес-делам. О её недолгой жизни в Москве до сих пор ходят самые невероятные слухи.

Например, что они ютились в двушке с матерью Каузова и ежедневно сражались за возможность посетить туалет первыми. Или что она пыталась договориться с московским обкомом о переносе трамвайной ветки, проходившей у неё под окнами, чтобы трамваи не мешали своим шумом.

Этот необычный брак продлился немногим дольше предыдущих. Через год и четыре месяца супруги развелись. В качестве компенсации Каузов получил долю в одной из дочерних компаний, входивших в империю Онассисов. После распада СССР Каузов перебрался на Запад, где живёт до сих пор, ни в чём не нуждаясь и избегая журналистов.

Онассис через некоторое время вновь вышла замуж. Её последним супругом стал француз Тьерри Руссель - выходец из богатой семьи фармацевтических магнатов. В этом браке родился единственный ребёнок Кристины - Афина, унаследовавшая империю Онассисов.

Брак продлился около трёх лет. Супруги расстались в 1987 году. Через год 37-летняя Кристина Онассис скончалась в столице Аргентины от сердечного приступа. Расследование не выявило в её смерти ничего подозрительного.

Раз современные приверженцы демократии выставляют его этаким чудовищем в человеческом обличье, то и этот аспект его жизни должен быть выдающимся. И, пожалуй, лучше, чем родная дочь, Светлана Алилуева, о быте советского вождя никто не сможет рассказать.

Ни для кого не секрет, что товарищ Сталин получал огромное количество подарков буквально со всего мира. Тогда с нашей страной еще считались, и многие политические деятели, отнюдь не только местного розлива, старались умаслить грозного лидера СССР. Среди подарков было много весьма ценных, включая произведения искусства: картины, редкий фарфор, коллекционное оружие, мебель, сделанная на заказ, различные национальные изделия. Из всех присылаемых даров можно было собрать внушительную гору сокровищ, которым позавидовал бы иной сказочный дракон.

Однако, и это отмечала не только Светлана Алилуева, но и иные очевидцы, ничего подобного нельзя было найти ни в кабинете Иосифа Сталина, ни на его даче. Максимум, что можно было увидеть в резиденции вождя - репродукции известных полотен. А где же были все многочисленные подарки? Они прямым ходом отправлялись в «Музей подарков», открытый в Москве в 1950 году. Вот что по этому говорит дочь Сталина: «Отец просто не понимал, зачем ему все это богатство, он не знал, что со всем этим делать. По его собственным словам, чувства, вкладываемые в эти вещи, были символическими, а значит, и относится к ним следует именно как к символам. Поэтому все подарки тут же передавались в музей. А что до репродукций, то отец просто не любил голых стен, однако повесить на даче хоть одно из присланных полотен не считал возможным».

Троцкисты и современность

Интересно, что в свое время Иосифа Сталина весьма критиковали троцкисты, причем в связи потворствованием бюрократическим привилегиям. Отправной точкой послужила отмена партмаксимума, то есть, верхнего предела зарплат для ВКП(б). Лев Троцкий видел в этом прямые шаги к утрате достижений, завоеванных в ходе революции.

Впрочем, если посмотреть на дом отдыха вождей, становится непонятным, чем так возмущались троцкисты. Стены, опять же, украшены репродукциями да портретами Ленина , а также жестяными гербами городов-героев, в баре присутствуют лишь напитки из братских коммунистических стран (никаких коллекционных вин), мебель - и то, отечественная. Впрочем, может быть троцкисты со своей колокольни были и правы, просто нам их сейчас не понять.

Интересно, чтобы сказал Троцкий, увидев хоромы современных чиновников? Ведь сейчас, по данным Global Wealth Report в России на долю 1% населения (чиновники и олигархи) приходится 71% всех активов страны. Вот уж кто не гнушается действительно дорогих вещей, и у кого уж точно нет репродукций в кабинетах, так это у теперешней власти. Все только подлинное, а уж речи про пожертвования музею вообще не идет. Наверное, в этом и заключается демократия.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама