THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Одинцова, Базаров и их отношения.

1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Евгений Базаров, главный герой романа.

3. Анна Сергеевна Одинцова .

4. Взаимоотношения двух героев романа Тургенева.

И ненавижу ее, и люблю.
Отчего же, ты спросишь?
Сам не знаю, но так чувствую я - и томлюсь.

Гай Валерий Катулл

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращается сразу к нескольким серьезным темам. Одна из них, как это явствует уже из самого названия этого произведения, - это проблема взаимоотношений двух поколений, конфликт двух мировоззрений - старого и нарождающегося. Кроме того, Тургенев в своем романе задумал показать так называемых «новых людей»; авторские представления о них наиболее полно отражены в образе Евгения Базарова, главного героя романа.

Каков же он, этот «новый человек»? Евгений Базаров не принадлежит к дворянскому сословию; он сын уездного лекаря, и сам тоже готовится стать доктором. Подчас он довольно неприятен в личном общении: резок до невоспитанности, что проявилось в его взаимной неприязни с Павлом Петровичем Кирсановым. Он необычайно самоуверен и самолюбив; безразличен к искусству почти до презрения, зато усердно упражняется в естественных науках. «Ну, а сам господин Базаров , собственно, что такое?» - спрашивает аристократ Павел Петрович у своего племянника Аркадия. И вот как определяет Базарова, а одновременно и само понятие о «новом человеке» приятель главного героя романа: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

С помещицей Одинцовой оба приятеля знакомятся на балу у губернатора. Молодая, красивая и богатая вдова взволновала, заинтриговала и Аркадия Кирсанова, и Евгения Базарова. «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги», - такими словами характеризует сам Тургенев свою героиню.

Одинцова - вовсе не самоотверженная «тургеневская женщина», как героини других произведений писателя. Она холодна и расчетлива, хотя сама заявляет, что она «нетерпелива и настойчива», что может легко увлечься. Однако последнее утверждение не подтверждает дальнейшее развитие сюжета романа, да и то, что известно о прошлом и настоящем Одинцовой, также не свидетельствует в пользу этого ее заявления. Замуж она вышла по расчету; оставшись вдовой, она живет размеренно и продуманно: «Во всем нужен порядок».

Однако она еще молода, и порой ей становится скучно. И нот появляется человек, не похожий на всех тех, кого она шала прежде. Любопытство - вот, пожалуй, главное, что потянуло Анну Сергеевну к Базарову: «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить». Видимо, какая-то симпатия к нему у нее все же возникла; но в ее отношении к нему движущей силой яв-1яется вовсе не страсть, а просто интерес к новому, непривычному характеру Базарова, скука деревенской жизни и еще своеобразная игра, подсознательное стремление к острым ощущениям, вероятно, унаследованное от отца, азартного игрока. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно говоря, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего». Но больше всего она ценит все же душевный покой - и она сохранит его.

В разговоре с Аркадием Базаров Довольно цинично отзывается об Одинцовой, но даже сквозь этот цинизм невольно пробивается сильное впечатление, которое она на него произвела: «Вишь, как она себя заморозила!.. Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове».

Как-то незаметно нигилист и будущий лекарь влюбляется it эту холодную «аристократку», дорожащую душевным покоем и комфортом: «В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало...». Он внутренне негодует на себя самого, что опустился до подобного «романтизма»: «...он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил».

Чувства Базарова к Одинцовой противоречивы и неистовы: «...страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...».

Почему же, хотя между героями романа Тургенева и возникло притяжение, появился взаимный интерес друг к другу, но более тесного сближения так и не произошло? Ключом к ответу на подобный вопрос является их вечерний разговор, состоявшийся накануне отъезда Базарова из имения Одинцовой. Хотя они редко соглашались друг с другом в чем-либо, однако выясняется, что их воззрения на любовь совпадают: «...или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо». «Это условие справедливое», - говорит Базаров . В ответ Одинцова произносит фразу, в которой, вероятно, и заключена разгадка их взаимоотношений: «А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?»

Именно это не могут, да, скорее всего, и не желают они оба. Одинцова дорожит своим покоем, своей обустроенной жизнью, чтобы стремиться коренным образом менять что-либо в своей жизни. А Базаров , хотя и любит ее, но одновременно злится на это порабощение его личности. К том)" же они слишком разные люди, и дело тут даже не столько в социальных различиях, сколько в характерах героев. И ни Одинцова, ни Базаров не способны, «не размышляя, отдаться» чувству. «...Любовь... ведь чувство напускное», - заявляет Одинцовой Базаров ; но, вероятно, он прежде всего желает убедить в этом самого себя.

Любовь в произведениях Тургенева занимает ключевую позицию. Это фактически непреодолимая сила, которая полностью подчиняет себе человека, без права на выбор. Любовь – это раскат грома среди ясного неба, это молния. Любовь – это преодоление преград, проверка на прочность, ведь она, как никто другой, требует самопожертвования.
В романе «Отцы и дети» главные герои как раз проходят сквозь все испытания этой самой любовью. Одной из основополагающих сюжетных линий оказывается любовная история Одинцовой и Базарова. Безусловно, знакомство

С Анной Сергеевной условно разделяет произведение на до и после. До – Базаров является человеком трезвого ума, он уверен в себе и своих силах, он сильный человек и победитель. После – Базаров предстает нам в совершенно другом образе. С развитием отношений герой прикрывает свое чувство небрежными репликами в адрес Одинцовой, затем заговорит преувеличенно развязно.
Анна Сергеевна, к слову, сильная, независимая и глубокая женщина, причем, старается казаться самовлюбленной и холодной. С Базаровым они, в общем, даже имеют нечто общее. К примеру, своим надменным взглядом. Она одна смогла понять непростой характер Базарова, смогла увидеть его достоинства и осознать полноту чувств. Когда же Базаров решается признаться Одинцовой в любви, читатель, вдруг, осознает, что в их отношениях нет места согласию. Все же ему хватило решимости и мужества рассказать о своих безответных чувствах. Это спровоцировало бурю негативных эмоций: и не понятно, то ли они направлены на себя, то ли на героиню. А самой же Одинцовой не достает смелости соединить свою судьбу с таким человеком.
Именно разное в миропонимание, стиль жизни стали для героев камнем преткновения. Анна Сергеевна страшится быть с человеком, который политически является неблагонадежным, она не может допустить, чтобы из-за него было нарушено ее душевное равновесие. Базаров понимает, что его стойкие убеждения постепенно рушатся. На этом этапе, герои расстаются, но остаются хорошими знакомыми. Они смогли остаться выше всяких предрассудков, они смогли сохранить теплые отношения, однако переступить эту грань, видимо, не представлялось возможным.
Только в самом конце романа, во время сцены смерти Базарова, Одинцова, наконец, осознает, что потеряла, быть может, самое ценное в своей жизни. Она не противится своему чувству, однако эта гармония длиться совсем небольшой промежуток времени – мгновение.
Эта любовь, к слову, оставила глубокие следы в чувствах и разуме Базарова. Он обращает внимание только на себя и окружающий его мир. Вопросы, который задает себе обеспокоенный Базаров, глубоки, именно они сделали его внутренний мир разнообразнее. Однако его недостаток заключался в попытках избавиться от этих мыслей, расценивая их как нечто несущественное.


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.


ЛЮБОВЬ В
ЖИЗНИ БАЗАРОВА И КИРСАНОВЫХ


(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


Творчество
великого русского писателя Ивана
Сергеевича Тургенева - это гимн высокой,
вдохновенной, поэтической любви.
Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856),
Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860),
повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и
многие другие произведения. Любовь в глазах
Тургенева прежде всего таинственна: “Есть
такие мгновения в жизни, такие чувства... На
них можно только указать - и пройти мимо”,


- читаем в
финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе
с тем способность любить Тургенев считал
мерилом человеческой ценности. В полной
мере этот вывод относится и к роману “Отцы
и дети”.

Любовь
играет существенную роль в жизни Николая
Петровича Кирсанова. Женившись сразу же
после смерти родителей, Николай Петрович
всецело отдается мирному течению
деревенской жизни. “Десять лет прошли как
сон”. Смерть жены - страшный удар для
Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар,
поседел в несколько недель; собрался было
за границу, чтобы хоть немного рассеяться...
но тут настал 48-й год”.


Отношения
Николая Петровича с Фенечкой значительно
спокойнее, “...она была так молода, так
одинока; Николай Петрович был сам такой
добрый и скромный... Остальное досказывать
нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова
именно своей молодостью, красотой.


Тургенев
проводит через испытания любовью и Павла
Петровича Кирсанова. Встреча на балу с
княгиней Р. резко изменила жизнь героя.


Павел
Петрович не в силах противиться своему
чувству. Пронаблюдаем за отношениями
Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу
Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но
когда она охладела к нему, а это случилось
довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он
терзался и ревновал... таскался за ней
повсюду... вышел в отставку...” Безответная
любовь окончательно выбивает Павла
Петровича из колеи. “Десять лет прошло...
бесцветно, бесплодно и быстро, страшно
быстро”. Известие о смерти княгини Р.
заставляет Павла Петровича бросить все и
поселиться в родовом имении, “

. ..потеряв
свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с
Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же,
не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой
ревности и желании отомстить за поражение в
споре. Но можно ли говорить, что “старички”
Кирсановы не выдержали испытания

любовью?
Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное
и сложное чувство - любовь!

В суждениях
о любви Аркадия Кирсанова чувствуется
влияние Базарова. Подобно своему “учителю”,
младший Кирсанов считает любовь “вздором”,
“чепухой”, “романтизмом”. Впрочем,
реальная жизнь быстро ставит все на места.
Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой
заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”,
“студентиком” рядом с ней. “Напротив, с
Катей Аркадий был как дома...” Молодой
Кирсанов, говоря словами Базарова, не
создан для

терпкой,
бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична.
Женившись на Катерине Сергеевне, он
становится “рьяным хозяином”. “У Катерины
Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже
бегает молодцом и болтает речисто”.
Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу
семейных и хозяйственных забот.

Попытаемся
теперь выяснить, что значит любовь в жизни
Базарова, ведь молодой нигилист отрицает
все “романтические чувства”. Впрочем,
Базаров “далеко не женоненавистник”. Он
был “великий охотник до женщин и женской
красоты, но любовь в смысле идеальном, или,
как он выражался, романтическом, называл
белибердой, непростительною дурью...”
Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и
братьев Кирсановых - молодостью, чистотой,
непосредственностью. Дуэль с Павлом
Петровичем происходит

в
тот момент, когда Базаров испытывает
страсть к Одинцовой. Получается, что
Базаров не любит Фенечку, он испытывает к
ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело
отношения с Одинцовой. “Одинцова ему
нравилась: распространенные слухи о ней,
свобода и независимость ее мыслей, ее
несомненное расположение к нему - все,
казалось, говорило в его пользу; но он скоро
понял, что с ней “не добьешься толку”, а
отвернуться от

нее он, к
изумлению своему, не имел сил”. Тургенев
рисует внутреннюю борьбу героя с самим
собой. Именно в этом заключается объяснение
показного цинизма Базарова. “Этакое
богатое тело! Хоть сейчас в анатомический
театр”, - говорит он об Одинцовой. А между
тем Аркадий замечает в своем друге и
учителе непривычное волнение, даже робость
в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова
- это не только физическая страсть, это
любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью,
но что-то другое в него вселилось, чего он
никак не допускал, над чем всегда трунил,
что возмущало всю его гордость”.


Борьба
Базарова со своим чувством изначально
обречена на неудачу. Своим романом писатель
утверждает вечные ценности любви, красоты,
искусства, природы. Во время свидания с
Одинцовой Базаров вдруг ощущает
потрясающую красоту и таинственность
летней ночи, “...сквозь изредка
колыхавшуюся штору вливалась
раздражительная свежесть ночи, слышалось
ее таинственное шептание. Одинцова не
шевелила ни одним членом, но тайное
волнение охватывало ее понемногу... Оно
сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал
себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...”
“Любовь” и “романтизм”, над которыми
Базаров так едко смеялся, входят в его душу.
Евгений прекрасно видит, что Одинцова
слишком уж себя “заморозила”, что она
очень высоко ценит собственное спокойствие
и размеренный порядок жизни. Решение
расстаться с Анной Сергеевной оставляет в
душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед
смертью с Одинцовой, тургеневский герой
говорит о своем высоком предназначении, о
трагическом одиночестве, о России.
Исповедальные слова! Такие произносят
только

перед
священником или самым близким человеком...
Смерть Базарова свидетельствует о его
незаурядности. “Умереть так, как умер
Базаров, - все равно что сделать великий
подвиг...” (Писарев).

Таким
образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в
жизни нигилиста Базарова любовь играет
трагическую роль. И все же сила и глубина
чувств Базарова не пропадают бесследно. В
финале романа Тургенев рисует могилу героя
и “двух уже дряхлых старичков”, которые
приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели
любовь, святая, преданная любовь не
всесильна? О нет! Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в
могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно
глядят на нас своими невинными глазами: не
об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии


“равнодушной”
природы; они говорят также о вечном
примирении и о жизни бесконечной...” Таков
философский финал романа “Отцы и дети”.
Главный итог жизни Базарова в том и
заключается, что герой сумел, пусть на
недолгое время, пробудить непосредственные
чувства в тех, кто холоден от природы, как
Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а
не ненависть или нигилизм. Поэтому так
уместны в финале романа слова Тургенева “о
вечном примирении и о жизни бесконечной...”

Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок.

Другие любовные истории в романе

Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца.

Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова ее.

Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора.

Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама