THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Уильям Катберт Фолкнер — знаменитый американский писатель , чьи произведения давно стали классикой мирового искусства. В 1949 году получил Нобелевскую премию по литературе. В 1955 и 1963 стал обладателем Пулитцеровской премии.
Будущий писатель родился в Миссисипи городе Нью-Олбани. Ещё в детстве вместе с семьей он переехал в Оксфорд, где и прожил всю оставшуюся жизнь, создав массу великолепных произведений. Первое стихотворение Фолкнера (Полуденный отдых фавна) было опубликовано в 1919 году в журнале The New Republic. Долгое время он занимался именно поэзией, но после знакомства в 1925 году с писателем Шервудом Андерсоном, по его совету стал больше уделять внимание прозе. Он писал о том, что знает лучше всего — об Американском Юге. Для этого он придумал собственный округ в Миссисипи, который назывался Йокнапатофа и впоследствии поместил сюда большую часть историй и приключений персонажей своих книг.
Книги Уильяма Фолкнера похожи на один очень длинный роман, литературный сериал, действие которого растянулось на несколько веков. История Юга Америки от У.Фолкнера начинается с прихода в эти места, населённые , белых поселенцев. Йокнапатофская сага заканчивается в середине 20-го века. Схожими являются не только земли выдуманного округа в Миссисипи, но и несколько семей, которые переходят из одной книги в другую. Сарторисы, де Спейны, Компсоны, Сноупсы и многие другие являются знакомыми и любимыми для тех, кто знаком с творчеством этого необыкновенного писателя.
17 июня 1962 года Уильям упал с лошади и попал в больницу. Писатель, прозаик, литературный модернист, который и сейчас считается непревзойдённым, умер в американском городе Байхелия 6 июля 1962 года. Последней работой Фолкнера стала книга «Похитители».

Купить книги Фолкнера в интернет-магазине с доставкой.

Список книг:

Красные листья

Авессалом, Авессалом!

Деревушка

Дикие пальмы

К звёздам

Когда я умирала

Непобеждённые

Огонь и очаг

Осквернитель праха

Полный поворот кругом

Реквием по монахине

Сарторис

Свет в августе

Святилище

Солдатская награда

Ход конём

Шум и ярость

Хотите, чтобы ваши дети занялись увлекательным делом и полюбили творчество? В этом вам сможет помочь гончарная мастерская для детей . Мастерская подарит всем посетителям курсов большое удовольствие и полезные навыки.

Уильям Фолкнер - знаменитый американский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе. Самую престижную для писателя награду он получил в 1949 году. Его самыми известными произведениями стали романы "Шум и ярость", "Авессалом, Авессалом!", "Осквернитель праха", сборники рассказов "Королевский гамбит", "Большие леса", "Новоорлеанские очерки".

Детство и юность

Уильям Фолкнер родился в 1897 году. Он появился на свет в небольшом городке Нью-Олбани в США на территории штата Миссисипи. Его отец был управляющим делами в университете, его звали Марри Чарлз Фолкнер. Хорошо был известен современникам героя нашей статьи его дедушка - Уильям, который в годы Гражданской войны выступал на стороне Конфедератов, написал популярный в то время роман под названием "Белая роза Мемфиса".

Когда Уильям Фолкнер был еще маленьким, его семья переехала на север штата в город Оксфорд. Там писатель и провел практически всю свою жизнь. Примечательно, что он был самоучкой, в средней школе не доучился, а после занимался исключительно самообразованием, время от времени посещал открытые лекции в университете штата Миссисипи.

На фронт

В 1918 году в жизни Уильяма Фолкнера произошла личная трагедия. Девушка по имени Эстелл Олдем, в которую он был влюблен с самого детства, предпочла ему другого. Расстроенный герой нашей статьи решил пойти добровольцем на фронт, в то время как раз шла Первая Мировая война. Но в действующую армию его не взяли по нескольким причинам, одной из которых оказался еще слишком маленький рост. Он составлял всего 166 сантиметров.

Поэтому он записался в канадские Королевские военно-воздушные силы, для которых его небольшой рост наоборот оказался плюсом. Фолкнер поступил в летную школу английской армии, которая находилась в Торонто. Но Первая Мировая война завершилась раньше, чем он прошел начальный курс обучения.

Литературный дебют

После этого Фолкнер вернулся в родной Оксфорд, по-прежнему посещал открытые лекции в университете штата Миссисипи, но вскоре окончательно их забросил.

В 1919 году состоялся его полноценный литературный дебют. Ему удалось опубликовать стихотворение "Полуденный отдых фавна". В 1924 году вышла первая книга Уильяма Фолкнера - это был сборник стихотворений "Мраморный фавн".

В 1925 году случилось важное событие в его жизни - знакомство с писателем в Новом Орлеане. Тот порекомендовал герою нашей статьи уделять больше внимания прозе, а не поэзии, так как рассказы у него получаются более оригинальными. Также Андерсон посоветовал писать о том, что он знает лучше всего - это американский Юг, конкретный участок земли, размером с почтовую марку, как образно высказался тот.

Округ Йокнапатофа

Вскоре писатель Уильям Фолкнер выдумал новый округ в Миссисипи под названием Йокнапатофа, куда и поместил большую часть героев своих произведений. Эти романы и рассказы выстраиваются в своеобразную йокнопатофскую сагу, которая становится оригинальной историей американского Юга, начиная со времен появления в этих местах первых белых поселенцев, когда тут еще жили индейцы, заканчивая серединой XX столетия.

Важное место в романах Уильяма Фолкнера занимает тема Гражданской войны. Южане в ней потерпели сокрушительное поражение, что сильно переживали еще несколько поколений американцев, проживающих в этих штатах. Герои саги Фолкнера несколько семей - де Спейны, Сноупсы, Сарторисы, Компсоны, а также другие жители этого вымышленного семейства.

Они кочуют из одного произведения в другое, превращаются для читателей в старых знакомых, реальных людей, о жизни которых каждый раз удается узнать что-то новое и интересное.

"Сарторис"

Первым произведением Уильяма Фолкнера, которое принесло ему известность, стал роман "Сарторис", напечатанный в 1929 году.

В нем подробно рассказывается об аристократических семьях Миссисипи, которые приходят в упадок, который последовал за Гражданской войной в США в этих штатах. Интересно, что первоначально он вышел в сокращенном варианте, только в 1973 году был опубликован без купюр под названием "Флаги в пыли". Прототипом для одного из главных героев романа полковника Джона Сарториса послужил прадедушка писателя Уильям Фолкнер.

Действия в романе разворачиваются сразу после окончания Первой Мировой войны. Сарторисы живут в отблесках славы Джона Сарториса, который построил через Йокнапатофу первую железную дорогу.

"Шум и ярость"

В 1929 году выходит новый роман Уильяма Фолкнера. Лучшим его произведением считается "Шум и ярость", который первое время долго не имел коммерческого успеха. Популярность к Фолкнеру пришла только в 1931 году, когда вышло его "Святилище".

В романе используется несколько стилей повествования, в том числе техника потока сознания, которую впервые использовали Вирджиния Вулф и Джеймс Джойс.

Действия этого произведения разворачиваются в городке Джефферсон в Миссисипи. Основная сюжетная линия рассказывает об угасании и распаде крупного аристократического семейства Компсонов, живущих на американском Юге. В романе описываются события примерно на протяжении тридцати лет, в течение которых главные герои сталкиваются с финансовым крахом, теряют уважение в городе и даже религиозную веру. Многие трагически гибнут.

Роман состоит из четырех частей, которые связаны между собой большим количеством одинаковых эпизодов, которые демонстрируются с различных точек зрения, расставляя акценты на разных событиях и темах. Нелинейная структура повествования затрудняет восприятие изложения. Интересно, что поначалу автор использует курсив, чтобы помочь читателю разобраться, когда происходит переход от воспоминаний из прошлого к событиям настоящего времени, но затем перестает применять и этот прием. Известно, что первоначально он даже хотел использовать разную типографскую краску, разделяя один эпизод от другого. В результате переходы часто становятся настолько запутывающими и резкими, что невнимательному читателю становится очень непросто.

Четыре части

Первая часть романа "Шум и ярость" написана от лица Бенджамина Компсона, умственно неполноценного мужчины, которому 33 года. Читателю так и не удается разобраться в особенностях его заболевания, по всей видимости, у него олигофрения. Повествования от лица Бенджи постоянно характеризуется частыми и непоследовательными хронологическими скачками.

Вторая часть посвящена его старшему брату Квентину, в том числе событиям, которые предшествуют его самоубийству. Третья часть написана от лица младшего брата Квентина, циничного Джейсона. А в четвертой, заключительной части произведения, Фолкнер вводит образ объективного автора-наблюдателя, посвящая ее одной из темнокожих служанок семейства Компсонов, которую зовут Дилси. В ней можно встретить упоминания о мыслях и поступках всех членов семейства.

Выход нового романа совпал с женитьбой Фолкнера на Эстелл Олдем, дождавшись, чтобы она развелась со своим первым мужем. У них родились две дочери. Джил и Алабама, которая умерла в младенчестве. Стоит при этом отметить, что произведения Фолкнера были очень популярны у критиков, но не у читателей, которые считали его слишком сложным и чересчур необычным.

Сотрудничество с Голливудом

С появлением семьи у героя нашей статьи возникла потребность зарабатывать больше денег, чем раньше. Поэтому он занялся написанием сценариев для голливудских фильмов. В 1932 году он даже заключил контракт с известной кинокомпанией "Метро-Голдвин-Майер". По нему он получал в неделю 500 долларов, что были солидные по тем временам деньги.

В обязанности Фолкнера входило написание оригинальных диалогов и сюжетов, адаптации и переработка имеющих сценариев. Писатель рассматривал эту работу, как способ зарабатывания денег, который позволит ему всерьез сконцентрироваться на серьезной литературе.

Коллеги вспоминают героя нашей статьи как весьма строптивого сценариста, который к тому же часто отлучался домой. Но при всем этом к работе относился максимально добросовестно, поражая окружающих своей работоспособностью. Так, стандартной нормой для голливудских сценаристов было писать 5 страниц за один рабочий день, Фолкнер за это же время умудрялся написать 35 страниц.

Его сотрудничество с Голливудом в итоге растянулось на полтора десятилетия. С 1932 по 1946 годы он снабжал режиссеров своими сценариями, особенно удавались его совместные работы с Говардом Хоуксом.

Параллельно он, как и планировал изначально, продолжал трудиться над своими произведениями. По отзывам об Уильяме Фолкнере читателей и авторитетных литературных критиков к данному периоду относятся его самые удивительные произведения. Это "Свет в августе", "Дикие пальмы", "Непобежденные", "Поселок", "Авессалом, Авессалом!", роман в новеллах "Сойди, Моисей", в который вошла знаменитая повесть "Медведь".

"Авессалом, Авессалом"

Роман Фолкнера 1936 года "Авессалом, Авессалом!" уже в начале XXI века был признан в Америке лучшим произведением юга США всех времен. В нем рассказывается о трех семьях на протяжении достаточно продолжительного времени - до, во время и после Гражданской войны.

Основная история посвящена судьбе Томаса Сатпена, который приехал в Миссисипи, чтобы разбогатеть и построить патриархальную семью. Чтения этого произведения затрудняет тот факт, что события в нем развиваются не в хронологическом порядке, часто можно встретить противоречия в деталях, описание одной и той же ситуации с разных точек зрения. Благодаря такому приему, характер и личность Сатпена удается раскрыть со всех сторон.

Присуждение Нобелевской премии

Давно уже популярный в Америке писатель получил всемирное признание в 1949 году, когда ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Шведские академики оценили его значительный художественный вклад в развитие современного американского романа.

Во всем своем творчества он многократно отмечал, как важно исследовать историю и судьбу одной конкретной семьи, ведь в действительности мы так мало знаем о людях, которые нас окружают, даже о тех, кого считаем самыми близкими в нашей жизни. Вот одна из цитат Уильяма Фолкнера:

Человек так мало знает о своих ближних. В его глазах все мужчины - или женщины - действуют из побуждений, которые двигали бы им самим, будь он настолько безумен, чтобы поступать, как другой мужчина - или женщина.

Именно после присуждения Нобелевской премии романы Фолкнера стали популярными и в Европе.

В 1962 году Фолкнер умирает в возрасте 64 лет.

американский писатель, прозаик

Краткая биография

(англ. William Cuthbert Faulkner, 1897 - 1962) - американский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1949).

Родился 25 сентября 1897 года в Нью-Олбани (штат Миссисипи) в семье управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Фолкнер (1826-1889), во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». Когда Фолкнер был ещё ребёнком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь. Уильям был самоучкой: закончил неполную среднюю школу, далее занимался самообразованием и периодически слушал курсы в университете штата Миссисипи.

В 1918 году Эстелл Олдем, в которую Фолкнер был влюблён с детских лет, вышла замуж за другого. Уильям решил отправиться добровольцем на фронт, но его не взяли, в том числе из-за роста (166 см). Тогда он записался добровольцем в Королевские канадские военно-воздушные силы и поступил в лётную военную школу британской армии в Торонто, но, прежде, чем он успел завершить курс, Первая мировая война закончилась.

Фолкнер вернулся в Оксфорд и вновь стал посещать занятия в университете Миссисипи, впрочем, вскоре бросив. За год до этого, в 1919-м, состоялся его литературный дебют: в журнале «The New Republic» было опубликовано его стихотворение «Полуденный отдых фавна» («Après-midi d’un faune»). Затем в 1924 году вышла его первая книга - сборник стихотворений «Мраморный фавн» («The Marble Faun»).

В 1925 году Фолкнер познакомился в Новом Орлеане с писателем Шервудом Андерсоном. Тот порекомендовал Фолкнеру больше уделять внимание прозе, а не поэзии, и дал совет писать о том, что Фолкнер лучше всего знает - об американском Юге, об одном крохотном участке этой земли «размером с почтовую марку».

Вскоре в штате Миссисипи появился новый округ - Йокнапатофа, вымышленный Фолкнером, где будет происходить действие большей части его произведений. Все вместе они составляют йокнопатофскую сагу - историю американского Юга от прихода первых белых поселенцев на земли индейцев до середины двадцатого века. Особое место в ней занимает Гражданская война 1861-1865 годов, в которой южане потерпели поражение. Героями саги стали представители нескольких семей - Сарторисов, де Спейнов, Компсонов, Сноупсов, а также другие жители Йокнапатофы. Переходя из произведения в произведение, они становятся старыми знакомыми, реальными людьми, о жизни которых каждый раз узнаёшь что-то новое. Первым романом саги стал «Сарторис», изображающий упадок рабовладельческой аристократии Миссисипи, последовавший за социальными потрясениями гражданской войны (в 1929 году был издан сокращённый вариант романа; в полном объеме он был опубликован только в 1973 году под названием «Флаги в пыли»).

Первое большое признание Фолкнер получил после выхода в свет романа «Шум и ярость» («The Sound and the Fury», 1929). В том же году он женился на Эстелл Олдем, после её развода с первым мужем. У них было две дочери: Алабама, которая умерла в 1931 году, и Джил. Однако произведения Фолкнера пользовались в основном успехом у критиков, а не у читателей, считаясь необычными и сложными.

Чтобы содержать семью, Фолкнер начал писать сценарии для Голливуда заключив в апреле 1932 года контракт с «Метро-Голдвин-Майер». Контракт предусматривал гонорар 500 долларов в неделю. За эти деньги Фолкнер обязывался «писать оригинальные сюжеты и диалоги, делать адаптации, дорабатывать сценарии и т. д. и выполнять все другие функции, обычно осуществляемые писателями». Писатель, рассматривал эту работу как заработок для того что бы иметь возможность заниматься серьёзной литературой («восполняю зарплату за литературную поденщину в кино»). Как-то, вызванный на студию и пересекая границу штата Калифорнии, он сказал своему спутнику: «Здесь бы надо поставить столб с надписью: «"Оставь надежду всяк сюда входящий", или как там это у Данте . Тем не менее несмотря на некоторую строптивость и частые отлучки домой он относился к работе добросовестно. Так, например, Фолкнер поражал сценариста Джоэла Сайра Joel Sayre своей работоспособностью. В Голливуде считалось очень хорошим результатом, если сценарист писал за день страниц пять, а Фолкнер писал иногда по 35 страниц.

Писатель был связан с Голливудом пятнадцать лет - с 1932-го до 1946-го, поставив несколько фильмов с режиссёром Говардом Хоуксом. В эти же годы он создал романы: «Свет в августе» (1932), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Непобежденные» (1938), «Дикие пальмы» (1939), «Поселок» (1940) и другие, а также роман в новеллах «Сойди, Моисей» (1942), куда вошла самая известная его повесть «Медведь».

Только присуждение Нобелевской премии по литературе в 1949 году (за «значительный и художественно уникальный вклад в развитие современного американского романа») принесло Фолкнеру, чьё творчество уже давно пользовалось любовью в Европе, признание на родине. В 2009 году коллегия литературного журнала Юга США «Оксфорд американ» назвала «Авессалом, Авессалом!» лучшим южным романом всех времён.

Романы

  • Солдатская награда / Soldiers" Pay (1926)
  • Москиты / Mosquitoes (1927)
  • Сарторис / Sartoris (Flags in the Dust) (1929)
  • Шум и ярость / The Sound and the Fury (1929)
  • Когда я умирала / As I Lay Dying (1930)
  • Святилище / Sanctuary (1931)
  • Свет в августе / Light in August (1932)
  • Пилон / Pylon (1935)
  • Авессалом, Авессалом! / Absalom, Absalom! (1936)
  • Непобеждённые / The Unvanquished (1938)
  • Дикие пальмы / The Wild Palms (If I Forget Thee, Jerusalem) (1939)
  • Посёлок / The Hamlet (1940)
  • Сойди, Моисей / Go Down, Moses (1942)
  • Осквернитель праха / Intruder in the Dust (1948)
  • Реквием по монахине / Requiem for a Nun (1951)
  • Притча / A Fable (1954, Пулитцеровская премия)
  • Город / The Town (1957)
  • Особняк / The Mansion (1959)
  • Похитители / The Reivers (1962, Пулитцеровская премия)

Сборники рассказов

  • Тринадцать / These Thirteen (1931)
  • Доктор Мартино и другие рассказы / Doctor Martino and Other Stories (1934)
  • Избранное / The Portable Faulkner (1946)
  • Королевский гамбит / Knight"s Gambit (1949)
  • Собрание рассказов / Collected Stories of William Faulkner (1950)
  • Большие леса / Big Woods: The Hunting Stories (1955)
  • Новоорлеанские очерки / New Orleans Sketches (1958)

Переводы на русский язык

  • Собрание сочинений в 6-ти томах. М., Художественная литература, 1985 - 1987
  • Семь рассказов. М.,изд. иностр. лит., 1958
  • Поджигатель. Рассказы. М., Правда, 1959
  • Полный поворот кругом. Рассказы. М., Правда, 1963.
  • Деревушка. М., Художественная литература, 1964
  • Город. М., Художественная литература, 1965
  • Особняк. М., Художественная литература, 1965
  • Сарторис. Медведь. Осквернитель праха. М., Прогресс, 1973, 1974
  • Свет в августе. Особняк. М., Художественная литература, 1975
  • Собрание рассказов. М., Наука, 1977

Биография

Уильям Фолкнер появился на свет в городе Нью-Олбани, штата Миссисипи (США) 25 сентября 1897 года. В семье работника университета. Семья для Уильяма отыгрывала важную роль, он был старшим сыном, и позже ему пришлось стать главой семейства. Талант к литературному мастерству у Фолкнера проявился рано, еще в детстве он начинает писать стихи. Более серьезное проявление к творчеству, начнется после учебы в Королевских Военно-воздушных силах Канады.

После 1918 года он учится в университете штата Миссисипи, работает разнорабочим, опубликовывает том со стихами. Самый заметный след на его творчестве оставило знакомство семнадцатилетнего Фолкнера с Филиппом Стоуном.

В 1925 году он уезжает в Новый Орлеан, где знакомится с Шервудом Андерсоном, который просмотрев произведения Уильяма, советует ему заняться всерьез прозой. В 1925 – 1927 годах выходят его романы “Soldiers’ Pay”, “Mosquitoes”. Летом 1927 года Фолкнер начинает писать свой известный роман из серии книг о выдуманной стране “Yoknapatawpha County”.В 1928 году Уильям сменил фамилию с оригинала Falkner. А на следующий, 1929 год, Уильям Фолкнер женится на Эстель Олдхем и стает отчимом для двух ее детей от первого брака. Семья живет на деньги, вырученные от литературной деятельности Фолкнера. С 1930 года автор шлет свои рассказы в разные национальные издания и покупает дом в Оксфорде.

Но уже ближе к 1932 году материальное состояние ухудшается, и Уильям решает продать авторские права на роман “Свет в августе”. Но издание не приняло предложение.

Тогда Фолкнер принимает пропозицию MGM Studios и работает сценаристом в Голливуде с 1932 до 1940-х годов. С февраля по июнь 1957 года Уильям работает писателем-резидентом в Университете Вирджинии. Во время конной езды в 1959 году получил серьезные травмы.

Американский романист и новеллист Уильям Катберт Фолкнер родился в Нью-Олбани (штат Миссисипи). Он был старшим из четырех сыновей управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод (Батлер) Фолкнер. Его прадед, Уильям Кларк Фолкнер, во время войны Севера и Юга служил в армии южан и был автором известного в то время романа «Белая роза Мемфиса». Когда Уильям был еще ребенком, семья переехала в город Оксфорд, на север штата, где писатель прожил всю жизнь. До школы Уильяма, застенчивого, замкнутого мальчика, учила читать мать, а в 13 лет он уже писал стихи, посвященные Эстелл Олдхэм, девочке, в которую был влюблен. Школу Фолкнер не кончил и некоторое время работал в банке у своего деда.

Уильям не смог жениться на Эстелл из-за туманных финансовых перспектив, и, когда девушка в апреле 1918 г. вышла замуж за другого, «жизнь для него, — как выразился его брат Джон, — кончилась». Фолкнер хотел вступить добровольцем в армию, но ему отказали по причине малого роста. Приехав к своему другу в Йельский университет, он решает записаться в Канадские военно-воздушные силы и в июле поступает в военную школу в Торонто. Когда же спустя несколько месяцев первая мировая война закончилась, Уильям вернулся в Оксфорд и стал посещать занятия в университете Миссисипи. Его литературный дебют состоялся в 1919 г. — стихотворение «Дневной сон фавна» («L’Apres midi dun faun») было опубликовано в журнале «Нью рипаблик» («New Republic») в 1919 г.

В 1920 г. Фолкнер бросил университет, так и не получив диплома, и по приглашению романиста и театрального критика Старка Янга переехал в Нью-Йорк, где работал продавцом в книжном магазине Элизабет Пролл. Через некоторое время будущий писатель вновь возвращается в Оксфорд и устраивается почтмейстером при университете, пока его не увольняют за чтение на рабочем месте. Приехав в 1925 г. в Новый Орлеан, Уильям знакомится с писателем Шервудом Андерсоном, который, заинтересовавшись творчеством Фолкнера, посоветовал ему уделять больше внимания прозе, чем поэзии. Провал поэтического сборника «Мраморный фавн» («The Marble Faun») подтвердил правоту Андерсона, и Фолкнер пишет роман «Солдатская награда» («Soldiers’ Pay»), который Андерсон передал своему издателю.

Пока рукопись романа лежала в издательстве, Уильям Фолкнер несколько месяцев путешествовал по Европе. За «Солдатской наградой» последовал роман «Москиты» («Mosquitoes», 1927) — сатирическое изображение нью-орлеанской богемы. Хотя ни первый, ни второй роман не привлек внимания читателей, Фолкнер не отчаивается и пишет «Сарторис» («Sartoris», 1929), первый из пятнадцати романов, действие которого происходит в вымышленном округе Йокнапатофа, своеобразном микрокосме американского Юга, населенном несколькими поколениями колоритных персонажей. Первоначальный вариант этого романа, который был сокращен издателем, вышел в 1973 г. под названием «Флаги в пыли» («Flags in the Dust»).

Хотя «Сарторис» и был отмечен критикой, широкое признание Фолкнер получает лишь после выхода в свет романа «Шум и ярость» («The Sound and the Fury», 1929), где впервые осуществляется принцип «двойного видения» — основной творческий принцип прозы Фолкнера, с помощью которого раскрываются одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Критики единодушно провозгласили роман «великой книгой», где трагическая тема «заставляет вспомнить о Еврипиде». На простого же читателя роман большого впечатления не произвел: новаторская повествовательная техника Фолкнера была трудна для восприятия.

Все это время Уильям Фолкнер продолжал встречаться с Эстелл Олдхэм, и после ее развода в 1927 г. они поженились. У них было две дочери: Алабама, которая умерла в 1931 г., и Джилл.

Фолкнер написал свой следующий роман «На смертном одре» («As I Lay Dying», 1930) за шесть недель, работая в ночную смену на электростанции. В этой книге, состоящей из пятидесяти девяти внутренних монологов, рассказывается о путешествии бедной семьи южан Бандренов, которые везут тело миссис Бандрен в Джефферсон на кладбище.

Хотя американский писатель Конрад Эйкен назвал этот роман «высшим пилотажем», «На смертном одре» продавался так же плохо, как и предыдущие книги писателя. Оказавшись перед необходимостью содержать семью, Фолкнер решает написать, говоря его же словами, «историю, ужасней которой не придумаешь», — и через три недели появляется «Святилище» («Sanctuary», 1931), история молодой женщины, которая была изнасилована гангстером, после чего, по иронии судьбы, нашла прибежище в публичном доме в Мемфисе. Роман стал бестселлером; несмотря на сенсационный характер, он произвел впечатление на многих критиков, в том числе и на Андре Мальро, который заявил, что «Святилище» — это «греческая трагедия с детективным сюжетом».

Успех романа лишь временно решил финансовые проблемы писателя, поскольку спрос на книги в годы Великой депрессии резко упал; кроме того, романы Фолкнера не давали читателю возможности отвлечься от жизненных неурядиц. В поисках более прибыльной работы писатель в 1932 г. — в том же году, когда вышел «Свет в августе» («Light in August»), — совершил первую поездку в Голливуд в расчете на экранизацию одного из своих рассказов. На протяжении ряда лет Фолкнер пишет киносценарии таких популярных фильмов, как «Дорога к славе» («The Road to Glory», 1936), «Гунга Дин» («Gunga Din», 1939), «Иметь и не иметь» («То Have and Have Not», 1945) и «Вечный сон» («The Big Sleep», 1946).

Одновременно Фолкнер создает такие произведения, как «Пилон» («Pylon», 1934), «Авессалом, Авессалом!» («Absalom, Absalom!», 1936), «Дикие пальмы» («The Wild Palms», 1939), «Деревушка» («The Hamlet», 1940), а также «Сойди, Моисей» и другие рассказы» («Go Down Moses, and Other Stories», 1942), куда вошел рассказ «Медведь» («The Bear»), один из лучших в мировой литературе. Многие книги Фолкнера были переведены на французский язык и вызвали восторженные отклики ряда европейских писателей и критиков. «Фолкнер — это бог!» — писал Жан Поль Сартр американскому критику Малколму Каули. Вместе с тем, как заметил впоследствии Каули, «на родине Фолкнера читали мало и явно недооценивали».

Задавшись целью представить Уильяма Фолкнера как можно более широкому кругу читателей, Каули в 1946 г. издал «Избранного Фолкнера» («The Portable Faulkner»); сборник имел большой успех и вызвал заметное оживление интереса к произведениям писателя. В своем предисловии к этому сборнику Каули исследовал сагу Йокнапатофы с точки зрения американского мифа, назвав романы Фолкнера «недосягаемым художественным подвигом».

В 1950 г. Ульяму Фолкнеру была присуждена Нобелевская премия за 1949 г. «за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа». Присуждение ему вызвало противоречивые отклики. «Его называют реакционером, — сказал в своей речи член Шведской академии Густаф Хельстрём, имея в виду чрезмерное увлечение Фолкнера темами ненависти и насилия на американском Юге. — Но даже если это и так, ненависть у него уравновешивается чувством вины. Для такого писателя, с его чувством справедливости и гуманности, ненависть невозможна. Именно поэтому его Йокнапатофа универсальна».

В своей краткой речи Фолкнер остановился на проблеме выживания человека и ответственности писателя. «Перед угрозой ядерного уничтожения, — сказал он, — молодой мужчина или молодая женщина, пишущие сегодня, забыли о сердечных проблемах, о мятущихся душах... И все же я верю, что человек не просто выстоит, но победит. Человек бессмертен... потому что у него есть душа, потому что он способен к состраданию, жертвенности и стойкости».

Фолкнер получил Нобелевскую премию в пору творческого кризиса. После очередной поездки в Голливуд он вернулся в Оксфорд и закончил «Реквием по монахине» («Requiem for a Nun», 1951), а затем попытался создать свой «magnum opus» — «Притчу» («A Fable», 1954), роман о первой мировой войне, главный герой которого, капрал, имеет много общего с Христом. Однако критики роман не приняли.

Хотя здоровье Фолкнера было серьезно ослаблено регулярными и тяжелыми запоями, он воспользовался приглашением госдепартамента представлять Соединенные Штаты Америки на Международной писательской конференции в Бразилии в 1954 г. В следующем году Уильям Фолкнер совершает кругосветное путешествие в качестве официального представителя американского правительства.

Романами «Город» («The Town», 1957) и «Особняк» («The Mansion», 1959) писатель подвел черту под историей семьи Сноупсов, которую он начал в 1940 г. в «Деревушке». С 1957 г. и почти до самой смерти писатель ведет семинары в университете штата Виргиния; положение writer in residence (т.е. писателя, получающего стипендию от университета) еще больше повысило его репутацию и материальную обеспеченность. Признанный самым популярным американским писателем в Венесуэле, Фолкнер в 1961 г. принимает участие в праздновании 150-летней годовщины этой страны.

В следующем году Фолкнер начал писать свою последнюю книгу «Похитители» («The Reivers», 1962).

17 июня 1962 г. он упал с лошади, а несколько недель спустя, 6 июля, приехав в санаторий в Байхелиа (штат Миссисипи), скончался от тромбоза.

Литературная слава Фолкнера продолжает неуклонно расти и после его смерти. По словам Майкла Миллгейта, «критики, анализируя причудливые композиционные и образные модели его книг, приходят к выводу, что продуманность стиля органически связана с материалом романов, с их нравственными и эмоциональными мотивами».

«Работая в одиночестве, в бескрайней культурной пустыне Миссисипи, — писал американский романист и критик Джон Олдридж, — Фолкнер сумел создать оазис для своего ума и сад для своего творчества, — сад, который писатель возделывал с такой любовью, что и в наши дни он продолжает питать воображение образованных людей во всем цивилизованном мире».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама