THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются “Бедный волк”, “Сказка о щуке зубастой” и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.
Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно “хорошие”, а помещики – “плохие”. Сказки Салтыкова Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над “здравомысленным” зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку “где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали”, то приходится волей неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.
Как ни странно, “угнетенные”, порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка “Бедный волк”. Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, “комплекция у него каверзная”. Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка “Карась идеалист”. Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, “комплекция такая каверзная”, и ничего с этим поделать нельзя.
Получается, что “хозяева жизни” оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и “законов”, которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и “волки голодные, и зайцев нет”. Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.
Если в животном мире положение вещей “хищник – жертва” являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова Щедрина

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ТЕМА: Сатирическое изображение действительности в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина I. Лексическая работа Краткий толковый словарик Задание. Изучите краткий толковый словарик и дополните его словами: гипербола, гротеск, фантастика, ирония, сарказм, эзопов язык, пародирование. Выпишите значения этих слов. 1. АВТОРИТАРНЫЙ - основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. 2. АССОЦИАЦИЯ связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. 3. БЮРОКРАТИЗМ 1. Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне усложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества, во вред ему. 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. 4. ГИПЕРБОЛА - 5. ГРОТЕСК - 6. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ (книж.) большое, длительное терпение. 7. ИРОНИЯ - 8. НАИВНЫЙ простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомлѐнность. 9. НЕВЕЖЕСТВО отсутствие знаний, некультурность. 10. НЕВЕЖА грубый, невоспитанный. 11. НЕВЕЖДА малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-либо области. 12. НИВИЛИРОВАТЬ уравнивая, сгладить, уничтожить различия между кемнибудь или чем-нибудь. 1

2 13. ОБЫВАТЕЛЬ 1. В царской России: городской житель (купец, мещанин, ремесленник), а также вообще житель, относящийся к податным сословиям. 2. Человек, лишѐнный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами. 14. ПАРОДИРОВАНИЕ САРКАЗМ ЭЗОПОВ ЯЗЫК - II. Задание. Перед выполнением практической части, изучите данные материалы. Художественной своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Сказки Щедрина - политические сказки-сатиры. В них писатель с помощью аллегорий и намѐков бичевал самодержавное государство, господствующие классы царской России, буржуазную либеральную интеллигенцию, действовавшую «применительно к подлости», трусливых обывателей; с гневом и тоской говорил о забитости и покорности народа; с радостью отмечал ростки народного недовольства и протеста против невыносимых условий существования. Сказки Щедрина, как и всѐ его творчество, служили делу освобождения родины и народа. Гипербола и гротеск Правдиво изображая жизнь, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин прибегал к заострению образов. Будучи художником-реалистом, писатель путѐм гиперболизации, с помощью фантастических образов с замечательной наглядностью раскрывал уродливый характер современной ему действительности. Такое изображение жизни, при котором реальное, будничное переплетается с фантастическим и отрицательное, уродливое рисуется в обнажѐнном, преувеличенном виде, называется гротеском. Примером гротеска могут явиться многие образы, созданные могучим талантом великого сатирика, в том числе и образы его сказок. Гротескные образы Щедрина были верны жизненной правде, они с необыкновенной глубиной и силой выражали характерные черты того «известного порядка вещей», который писатель бичевал на протяжении всей своей жизни. Связь сказок Салтыкова-Щедрина с устным народным творчеством В своѐм творчестве писатель, подобно Некрасову, щедро пользовался богатствами устно-поэтического народного творчества. Великий сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин поднял сказку на вершину политической публицистики. 2

3 В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц и рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук представителей высшей царской администрации; в образах зайцев и пескарей трусливых обывателей; в образе Коняги обездоленный народ. Часто писатель пользовался народными сказочными зачинами: «Жили да были два генерала»; «Жил-был пескарь»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»; «В старые годы, при царе Горохе это было: у умных родителей родился сын дурак» и т.п. Не менее часто прибегал сатирик к таким сказочным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»; «он там был, мѐд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»; «бежит, земля дрожит»; «скоро сказка сказывается, а дело промежду зайцев ещѐ того скорее делается»; «и начал мужик на бобах разводить»: «и стал жить да поживать»; «долго ли, коротко ли»; «океан-море переплыть»; «ума палата была» и т. д. В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала»; «живѐм богато, со двора покато: чего ни хватись, за всем в люди покатись»; «стыд глаза не выест»; «за семь вѐрст киселя есть»; «на то и щука в море, чтоб карась не дремал», «бисер перед свиньями метал» и т. д. Особенности языка сказок Щедрина В ту эпоху, когда творил Щедрин, нельзя было открыто высказывать революционных взглядов. Для того чтобы довести до читателя свои мысли, великому сатирику приходилось прибегать к «обманным средствам» намѐкам, иносказаниям и недомолвкам, которые стали одной из самых характерных черт неповторимо своеобразного языка Щедрина. Происхождение и особенности своей писательской манеры сам критик объяснял так: «Привычке писать иносказательно я обязан... цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть еѐ с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам... Создалась особенная, рабья манера писать, которая может быть названа Езоповскою, манера, обнаруживающая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств». Эзоповская манера письма не только помогала Щедрину преодолевать цензурные преграды, но и позволяла ему рисовать такие стороны русской жизни, какие иным путѐм осветить было бы невозможно. Он не мог прямо сказать, что народ в царской России бесправен, что политика самодержавия политика угнетения и произвола, и писал о том, что воеводу-медведя прислали в трущобу для того, чтобы он «лесных мужиков» к «одному знаменателю привѐл». Щедрин не говорил, что человек попадает в ссылку, а говорил, что тот познакомился «с Макаром, телят не гоняющим». Эти примеры показывают, как мастерски пользовался он эзоповской манерой письма. Необыкновенное своеобразие и прелесть сказкам Щедрина придаѐт искусное включение в разговорную бытовую речь книжных и иностранных слов: «Смотри, сынок, говорил старый пескарь, умирая: коли хочешь жизнью жуировать, 3

5 Примерный план анализа сказки 1. Основная тема сказки (о чем?). К какой тематической группе относится прочитанная вами сказка? Дайте аргументированный ответ. 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? 4. Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 5. Сатирические приемы, использованные автором. 6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 7. Соединение фольклорного, фантастического и реального (гротеск). 8. Художественная особенность сказок Щедрина (вывод по всем пунктам). 9. Что общего и чем отличается прочитанная вами сказка Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок. Подсказка! Сатирическая сказка Щедрина Сатира Сарказм Нет положительного героя Уподобление человека животному Концовка: смешение категорий добра и зла Народная сказка Юмор Гипербола Положительный герой Очеловечивание животных Концовка: победа добра над злом Материалы для справок Сказки Салтыкова-Щедрина имеют подзаголовок: «Сказки для детей изрядного возраста». Всего им написано 32 сказки, в которых отразились существенные стороны пореформенной России. Три из них «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик» были написаны в конце 60-х годов, остальные в 80-е годы. Сказка и сказочная фантастика всегда были присущи творчеству сатирика. Он пользовался ими и в «Истории одного города», и в «Современной идиллии», и в «Сатирах в прозе». Народные сказки привлекали писателя всегдашним осуждением зла, несправедливости, тупости, лени, прославлением добра, благородства, ума, верности, трудолюбия. В фантастических, сказочных образах народ отражал явления реальной действительности, и это делало сказки родственными таланту Щедрина. Все сказки писателя можно разделить на три тематические группы: 1) Сатира, направленная против политики российского самодержавия и правящих классов; 2) Сатира, изображающая жизнь народа в России; 3) Сатира, обличающая психологию обывательски настроенной интеллигенции и еѐ поведение. 5


Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина. ПЛАН УРОКА. 1. История создания. 2. Жанровое

«Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья...» (Н. А. Некрасов. На смерть Гоголя) «Сказки для детей изрядного возраста» И. Н. Крамской Портрет Салтыкова- Щедрина «Как один мужик двух генералов

Предмет: литературное чтение, изобразительное искусство, информатика. подготовили Учащиеся 2 2 класса МБОУ «Гатчинская СОШ 8 «Центр образования» 2013 год Вопрос (проблема) проекта. Цель и задачи проекта.

Сатира и юмор в произведениях Салтыкова-Щедрина и Л. Филатова Выполнили ученицы школы 21 Федорова А. и Зенина М. Руководитель Овечкина О.Н., Акимова М.В. Рязань, 2011 Как мы можем судить то или иное время?

Салтыков-Щедрин (псевдоним - Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826-1889), прозаик. М.Е.Салтыков-Щедрин Художник И.Н.Крамской «Я писатель, в этом моё призвание». О.М.Салтыкова (мать писателя) Е.В.Салтыков

O o http://www.vgf.ru/pedagogu/metod.aspx Линия УМК по русскому языку для 5-9 классов под ред. Шмелёва А.Д. (8 позиций) o Информационно-методический бюллетень (1 позиция) Информационно-методический бюллетень

Библиотечно-информационный центр ГБПОУ колледж связи 54 им. Вострухина. «Я писатель, в этом моё призвание» (189 лет со дня рождения М.Е. Салтыкова Щедрина) Выставка в читальном зале БИЦ ОП 1 Подготовила

Пушкарѐва Лилия Михайловна учитель русского языка и литературы МБУ «Школа 20» г. Тольятти Сценарий урока литературы Предмет: литература Класс: 7

ВСЕ ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ АФОРИЗМЫ И ЦИТАТЫ Издательство АСТ Москва УДК 82-84 ББК 94.8 В84 В84 Все лучшие мировые афоризмы и цитаты. Москва: Издательство АСТ, 2017. 160 с. (Золотая коллекция афоризмов и цитат).

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 5 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Обобщающий урок по литературе в 8 «А» классе на тему: В мире «Сказок» Салтыкова-Щедрина. Цели урока: 1. Обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих уроках. 2. Развивать навыки работы с текстом художественного

Сказки как средство народной педагогики Федорова Ч.П. ГБПОУ ИО БПК им.д.банзарова План Воспитательное значение сказок Особенности сказок Сказки - художественно-литературные произведения являются областью

Проект для младших школьников «Какие бывают сказки?» Воспитатель: Крылова Светлана Анатольевна Место проведения проекта: ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» Участники проекта: обучающиеся 3 класса. Время

УДК 821.161.2-3 18.09 Шевченко А. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУВО «КФУ имени

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Рабочая программа по литературе 7класс на 206 207 уч. год п. Большой Исток 206 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящий тематический план разн на основе примерной программы основного общего образования по литературе

НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ ПРИТЧИ Цель проекта: выявление нравственных уроков притч Задачи: Знакомство с понятием притчи. Узнать об особенностях притчи. Познакомиться с текстом притчи. Учиться понимать смысл притчи.

Сочинение на тему недоросль семья простаковых Распечатать сочинение Анализ Недоросль Фонвизина Д И ТВОРЧЕСТВО Д.И. ФОНВИЗИНА Семейство Простаковых - Скотининых в комедии комедии, действие как бы выносится

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» Олимпиада школьников «Будущее с нами» 2014-2015 уч.г. Задания заочного (отборочного)

ЛИТЕРАТУРА Календарно-тематический план 7 класс Наименование разделов и тем Всего часов Дата Примечание ВВЕДЕНИЕ (ч) Роды и жанры художественной литературы ФОЛЬКЛОР (5 ч) 2 Жанры фольклора. 3 Знакомство

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 5 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском

Технологическая карта урока литературы в 10 классе Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина» Организационная информация Предмет Класс Тема урока Учитель Образовательное учреждение Республика/край,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа 34» г. Белгорода «Согласовано» Руководитель ШМО ГЦ С. В. Колегов. Протокол от 2013 г. «Согласовано» Заместитель

Урок по литературному чтению Тема: «Сказки разных народов» Цель: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, понять необходимость чтения сказок ознакомить с народными сказками разных

5 класс ЛИТЕРАТУРА 70 часов п/п Тема урока Количество часов Дата Примечания 1. Введение. Литература как искусство слова. Художественное воплощение в литературе моральных ценностей и представлений о мире,

Пояснительная записка В основе рабочей программы по предмету «Русская словесность» в 7 классе лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому

Сочинение на тему жизнь маленького человека чехов О значении творчества Антона Павловича Чехова сказал Максим долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой пропасти мещанства,

Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.2.

Уроки литературы с элементами антикоррупционной направленности, запланированные в соответствии с программой по литературе в 5-11-х классах в 2017-2018 уч. г. Параллели Темы Элементы содержания урока Ответственные

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Лицей 580 при мгту имени Н.Э. Баумана» УТВЕРЖДАЮ Директо ГБОУ лицей 580 С.С.Граськин 20 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 122 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» Г. ПЕРМИ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам.

I.Требования к уровню подготовки обучающихся Рабочая программа ориентирована на освоение учащимся 8 класса следующих умений: - читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики; - выразительно

ТЕМЫ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ С ПРАКТИКУМОМ 1. Роль малых форм устного народного творчества в нравственноэтическом воспитании младшего школьника 2. Роль русской народной сказки

Лялина Татьяна Евгеньевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8» г. Алапаевска Свердловской области КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности» 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 9 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Говоря русская словесность, мы имеем ввиду все устного народного творчества и письменные, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. 5 класс. Словесность, в широком смысле слова, это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях,

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К: «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бабкинская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Бабкинская средняя общеобразовательная школа») СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО протокол заседания приказом

ВОСЕМЬ УРОКОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ 1558 ДЕНИСОВОЙ О.Ю.) Подзаголовок «Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы»

Учебная дисциплина: литература Преподаватель: Воробьева Ольга Петровна Технологическая карта занятия Курс обучения I Тема: «Эзопов язык» в сказках М.Е. Салтыкова Щедрина. Тематика и проблематика сказки

Белоус Ольга Богдановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5 им.в.и. Данильченко» станица Стародеревянковская, Каневской район, Краснодарский край

Уважаемые читатели! Абонемент художественной литературы и искусства предлагает Вашему вниманию виртуальную выставку «Новые книги». С февраля 2011 года "Комсомольская правда" и издательство "Амфора" выпускают

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением

Читайте Достоевского, любите Достоевского. К 195 летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского ПИСАТЕЛЬ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУШУ Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать

ОСНОВЫ ПОЭТИКИ. Билет 1 Прочитайте отрывок из произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и ответьте на вопросы. 1.Назовите род литературы, к которому относится данное произведение, и его жанр.

Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ Алексейковская СОШ Лесного района Тверской области Гаврилова И.В. Задачи: Цель - развитие умений и навыков анализа текста. сформулировать основную проблему

МБОУ «СОШ 1 г. Нарьян-Мара» Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме «Сивка Бурка». Русская народная сказка. Выполнила: Учитель начальных классов Торопова Н.П. Нарьян-Мар 2012 г.

Консультация для родителей: Первые шаги маленького читателя Все начинается с колыбельных песен,потешек,сказок Существует множество колыбельных песен. Ласковые и нежные колыбельные песни-это первые мелодии,с

Пояснительная записка Рабочая программа «Внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе авторской программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. Для 5 9 классов» под редакцией Р. И. Альбетковой. М.: Дрофа, 2011г.

Детская литература 2 класс Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского» Учитель начальных классов: Боброва Л. В. Открытый урок дан для родителей учащихся 2 класса. Тема урока: «Творчество Эдуарда Успенского».

Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда сделай для него это чудо. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир». До самого конца Грин оставался верен таким идеалам,

Антон Павлович ЧЕХОВ «Хамелеон» II. Проверка домашнего задания. 1. Учащиеся зачитывают свои сочинения на тему: «Над чем мы смеѐмся, читая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». 2. Что такое комическое

Сочинение кого высмеивает крылов в басне щука можем ли мы узнать, какие еще басни написал Крылов? Кто такой Иван. Андреевич Стрекоза и Муравей, Свинья под дубом, Лебедь, Рак и Щука, Слон и 16) Ушинский

Сочинение на тему художественное своеобразие романа тихий дон Получивший мировое признание роман Тихий Дон - эпопея, и его (более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа. Не видя пока

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

СРАВНЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ «ЗАЯЦ» В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ Байшань Г. Белорусский государственный университет Основная единица языка слово. Именно в словах отражается и история человечества,

Русская литература XIX века в контексте мировой литературы (лекция) Святова Е.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии 343 г.санкт-петербург Литературные направления конца XVIII-начала XIX

Сочинение по комедии недоросль на тему жизнь стародума Конфликт комедии Недоросль. 2. Комедия Недоросль Д. И. Фонвизина Классицисты стремились к правдивому изображению жизни, говорили об На стороне передового

Планы занятий по литературе 10 класс 2017-2018 учебный год Учебник. Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. 1-2 ч. М., Просвещение, 2012 г. (2 полугодие) 15.01 22.01 12.02 19.02 12.03. 19.03 16.04 Н.А.Некрасов.

Все сочинения по литературе за 10 класс Коллектив авторов

23. Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова-Щедрина

Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова-Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны – те, кого угнетают и притесняют, и те, кто угнетает и притесняет.

Мы привыкли к определенным ролям, которые играют персонажи. Например, крестьяне, обычно «хорошие», а помещики – «плохие». Сказки Салтыкова-Щедрина отличает смешение четких границ. Получается, что и угнетенные, и угнетатели имеют каждый свои недостатки. Да, лисица насмехается над «здравомысленным» зайцем для того, чтобы в конечном итоге его съесть. И она, и заяц это прекрасно понимают, но ничего поделать не могут. Лисица даже не очень голодна, чтобы есть зайца, но поскольку «где же это видано, чтобы лисы сами свой обед отпускали», то приходится волей-неволей повиноваться закону. Все умные теории зайца разбиваются в пух и прах о жестокую прозу жизни. Получается, зайцы созданы для того, чтобы их есть, а не для того, чтобы создавать новые законы.

Как ни странно, «угнетенные», порой не вызывают никакого сочувствия, в то время как угнетатели демонстрируют нам свои слабые стороны. Особенно трагична в этом плане сказка «Бедный волк». Оказывается, волк кровожаден и жесток не потому, что ему это нравится, а потому, что такова природа вещей, или, как он сам говорит, «комплекция у него каверзная». Против самой природы нельзя идти. Подтверждением этой мысли может служить сказка «Карась-идеалист». Карася переполняют идеи либерализма и гуманизма. Он начинает делиться со всеми своими мыслями, и когда очередь доходит до щуки, та его просто проглатывает. Самое интересное, что щука совершенно не хотела гибели карася, она всего лишь по привычке втянула в себя воду и вместе с ней карася. Почему так получается? Да потому, что у щуки, как и у волка, «комплекция такая каверзная», и ничего с этим поделать нельзя.

Получается, что «хозяева жизни» оказываются совсем не хозяевами сами себе, а погрязшими в пучине условностей, традиций и «законов», которые нельзя нарушать. В результате такой жизни получается, что и «волки голодные, и зайцев нет». Другими словами, редко кто остается довольным от существующего положения вещей. Нет, разумеется, нельзя обобщать и вводить это утверждение за всеобщее правило. Конечно, хищникам намного проще выживать, чем беззащитным зайцам, но от этого их жизнь вряд ли станет интереснее, светлее и лучше. Более того, можно сказать, что тайный расчет на милосердие и снисхождение властей, которые хищные по своей природе не только напрасен, но и в известной степени бессмыслен.

Если в животном мире положение вещей «хищник – жертва» являются нормой, то сейчас самое время вспомнить о том, что Салтыков-Щедрин писал о людях, прикрывая их образы масками зверей. Пользуясь сложившимися стереотипами, автор делает образы помещиков, крестьян, интеллигентов, чиновников и управляющих более яркими и живыми. Но всегда необходимо помнить о том, что за личинами зверей скрываются люди, а главное отличие человека от животного – наличие разума, понятий высокой морали и этики. Непонятно, что случилось с миром, если людям приходится бороться за выживание, подобно животным. Получается, что люди постепенно утрачивают то немногое, но принципиально важное, что отличает их от неразумных существ. То, что естественно для щуки, ненормально для человека. С другой стороны, следует признать, что эзопов язык в сочетании с гротеском стал очень удачным авторским приемом, который придал насыщенность и богатство содержания.

Из книги Семь кругов блужданий автора Карлова Ольга

Ольга Карлова Семь кругов блужданий Вокруг Николая Васильевича Гоголя Заместитель Губернатора Красноярского края, заместитель Председателя Правительства края, доктор философских наук профессор О. А. Карлова прочла этот доклад на Академическом собрании, посвященном

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДУХА СВЯТОГО Не менее сложными для христианской церкви оказались поиски изображения третьего лица святой троицы - духа святого.После длительных и жарких споров богословы пришли к выводу, что святого духа должно изображать в виде голубя. Понятно, что

Из книги История русского романа. Том 2 автора Филология Коллектив авторов --

ГЛАВА VIII. РОМАН В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСТОЛКОВАНИИ САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА (А. С. Бушмин) 1Предпочтение, отдаваемое писателем тому или иному жанру, в каждом отдельном случае бывает обусловлено целым рядом моментов субъективно - творческого порядка: идейно -

Из книги Кошмар: литература и жизнь автора Хапаева Дина Рафаиловна

Из книги Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов автора Есин Андрей Борисович

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Произведения великого русского сатирика во многом остались непонятыми и недостаточно оцененными его современниками. Особенно это касается наиболее сложного и наиболее новаторского произведения Щедрина – «Истории одного города».

Из книги Все сочинения по литературе за 10 класс автора Коллектив авторов

18. Сатира в творчестве Салтыкова-Щедрина Имя Салтыкова-Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром – государственный режим никогда не принимал

Из книги Влюбленный демиург [Метафизика и эротика русского романтизма] автора Вайскопф Михаил Яковлевич

19. Сказки Салтыкова-Щедрина: сюжетные линии и образы Сказки Салтыкова-Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено,

Из книги Перекличка Камен [Филологические этюды] автора Ранчин Андрей Михайлович

20. Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова-Щедрина Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова-Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель

Из книги Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 1 автора Коллектив авторов

14. Женское изображение, несущее угрозу Ясно вместе с тем, что женское изображение, таящее в себе неведомые силы, может быть не только благостным, но и страшным. Еще в 1830 г., т. е. за много лет до знаменитой «Венеры Илльской» Мериме, в ЛГ выходит перевод новеллы Ожера

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

Как один пятница двух робинзонов прокормил: о литературных подтекстах «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина Цикл сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина предназначен, по ироническому замечанию сочинителя, «для детей изрядного возраста».

Из книги автора

Изображение в литературе человека и окружающего его мира Вы уже знаете, что в любой книге заключен целый художественный мир, созданный воображением автора. Известно вам и то, что мир этот условный, не только похожий на окружающую человека действительность, но и

Из книги автора

Изображение человека в литературе европейского Просвещения Эпохой Просвещения называют XVIII век. Эта эпоха тесно связана с классицизмом XVII века, и многие писатели-просветители были тоже классицистами. Но создаваемые ими характеры имели свои отличия. Просветители

Из книги автора

Изображение в литературе противоречивости человеческого характера В конце XVIII века в общественной мысли Европы происходит знаменательное открытие. Люди начинают по-новому воспринимать противоречия, окружающие человека в повседневной жизни и скрывающиеся в глубине

Из книги автора

Идейный смысл и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина I. «Это был писатель-боец, стоявший на юру» (И. С. Тургенев).II. Мастер социально-политической сатиры.1. «Я вырос на лоне крепостного права. Я видел царство испуга».Голос революционного демократа в

Из книги автора

Быкова Н. Г Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из тридцати двух сказок двадцать девять были написаны в последнее десятилетие его жизни (большинство с 1882 по 1886 годы), и лишь три сказки

Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

Цели урока: показать учащимся социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, помочь осмыслить особенности характера главных героев сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», продолжить изучение поэтики сатирических сказок; развивать творческие способности учащихся, устную и письменную монологическую речь, совершенствовать умения и навыки сравнительного анализа эпизодов сказок; воспитывать уважение к человеку, к труду, чуткое отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация к уроку, тексты сказки у каждого учащегося, рабочие тетради, раздаточный материал - распечатанные таблицы для сравнительно анализа, словарик литературоведческих терминов.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний. (Викторина.)

Мы продолжаем разговор о произведениях удивительного писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина. Нам известна его замечательная сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Дома вы прочитали его произведение «Дикий помещик». Давайте вспомним их. Для этого проведём викторину «По отрывку и иллюстрации к нему узнайте произведение».

(Слайд 2-13)

Ребята, викторина нам помогла вспомнить два произведения и сравнить их. Возникает проблемный вопрос. Какой? (Что объединяет сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» и в чем разница?)

Как бы вы ответили на этот вопрос? (Произведения похожи героями. В «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот: русский помещик, князь Урус-Кучум-Кильдебаев, изгоняет крестьян из имения)

Эти общие черты и отличия бросаются в глаза при поверхностном взгляде на произведения. Предлагаю заняться более подробным сравнительным анализом двух сказок.

Как назовём наш урок? (Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик»). (Слайд 14)

Какие цели поставим перед собой (Сравнить сказки, найти общие и отличительные черты, определить, какие средства сатиры использует автор в сравниваемых произведениях) (Слайд 15)

III. Сравнительный анализ сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

  1. История создания произведений .

Сравнить два произведения нам поможет таблица, которая представит этапы сравнения. По ходу анализа на экране будут появляться заполненные графы. В своих пустых таблицах вы можете делать записи, чтобы потом использовать их для написания сочинения.

Чтобы наша работа пошла быстрее, разделимся на две команды. Первая команда будет защищать сказку «Повесть о том, как один мужик…», вторая - «Дикий помещик».

Сопоставление двух сказок начнём с истории создания.

Пользуясь схемой, расскажите об истории создания произведений. (Слайд 16)

2. Сюжет сказок. (Конкурс «Кто смешнее перескажет?»)

А теперь нам нужно вспомнить сюжет сказок. Объявляется конкурс «Кто смешнее перескажет?» Для участия в нём приглашаются по одному участнику из команд. (Слайд 17)

«Дикий помещик»

Сюжет

«По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше «в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как «мужик везде есть, стоит только поискать его».

Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они понимают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург,

за что получает «рюмку водки да пятак серебра»

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше. «Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял», однако услышал просьбу народа: «легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» и «не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика»

Без мужицкого ухода помещик постепенно стал превращаться в зверя. Не умывался, питался лишь пряниками. Пригласил Урус-Кучум-Кильдибаев к себе актера Садовского, соседей-генералов, однако гости, не получив должного ухода и обеда, рассердились и уехали, обозвав помещика глупым.

Помещик решает «оставаться твердым до конца» и «не взирать». Во сне видит идеальный сад, мечтает о реформах, а наяву только играет с собой в карты. К нему заезжает капитан-исправник и грозится принять меры, если мужики не вернутся и не станут платить подати.

В доме помещика заводятся мыши, в саду тропки зарастают репейником, в кустах селятся змеи, а под окнами бродит медведь. Сам хозяин одичал, оброс волосами, стал передвигаться на четвереньках, разучился говорить.

Губернское начальство остается обеспокоенным: «кто теперь подати будет вносить? кто будет вино по кабакам пить? кто будет невинными занятиями заниматься?» «Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Помещика нашли, вымыли, привелив порядок, и живет он до сих пор.

У кого получилось смешнее и интереснее?

3. Образы главных героев. (Групповая работа. Диспут.)

- Назовите героев произведений.

Чтобы выяснить, как автор относился к своим героям, выполним следующее задание. Используя цитатник, охарактеризуйте отношение автора к своим героям. Первая группа анализирует образы генералов в «Повести…», вторая – образ помещика в сказке «Дикий помещик» (Обсуждение в группах).

Образы генералов (Выступление первой группы. Заполнение правой части таблицы.) (Слайд 18)

Цитатник

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»

«Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет?»

Привыкли получать все в готовом виде

«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светилсязловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились»

Находясь в критических условиях, они не в состоянии себя прокормить и готовы съесть друг друга

«вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются да накапливаются»

Заботятся только о собственном благосостоянии

«развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: “ Не дать ли и тунеядцу частичку? ” »

Не способны ценить чужой труд

Образ помещика (Выступление второй группы. Заполнение правой части таблицы.) (Слайд 19)

Цитатник

«Но Бог знал, что помещиктот глупый, и прошению его не внял»,

«легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»

«не стало мужика навсем пространстве владений глупого помещика»

Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше, однако услышал просьбу народа.

«…российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым».

Нерусская фамилия усиливает гротескность происходящего, намекает на то,что только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить русского кормильца.

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словнодревний Исав, а ногти у него сделались, как железные.

Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел»

После исчезновения крестьян, опоры дворянства и государства, помещик деградирует, превращается в дикого зверя

«изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал. Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

Помещик - безвольное и глупое существо, ни на что не способное без крестьянской поддержки.

Диспут. (Слайд 20)

- Кого бы вы назвали главным героем произведений: генералов, помещика или русского мужика? Почему? (Мужик – кормилец и создатель жизненных ценностей. Значит, главным героем является он. Эта мысль отражена в названии произведений. Мужик прокормил генералов. Без него помещик превращается в «дикого» зверя).

- Вновь поработаем в группах: первая группа приводит примеры из текста, доказывающие восхищение и сочувствие автора, вторая – примеры иронии и негодования. (Слайд 21)

Восхищение, сочувствие

Ирония

Мужик - сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать все, способен выжить везде. Он, «громаднейший мужичина», до прихода генералов управившись с хозяйством, «самым нахальным образом уклонялся от работы».

Сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам. Нарвав своим поработителям «по десятку самых спелых яблоков», себе сам берет «одно, кислое». Мужик терпит обращение к себе как к рабу, тунеядцу, он не способен на правомерный бунт, наоборот, готов себя своими руками заковать в кандалы: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег».

Мизерную плату за свою работу считает справедливой

Мужик для господ смог нарвать яблок, наловить рыбы, извлечь огонь, нарыть картофеля, напечь множество провизии, научился даже суп варить в пригоршне. Затем мужик сумел смастерить лодку и доставить генералов в Петербург

В изображении мужика чувствуется горькая насмешка: умный, сообразительный и ловкий, мужик покорно сносит капризы генералов и капризы от них.

Рабство уже вошло в привычку: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него». Мужику даже в голову не приходит возмутиться.

В «Диком помещике» мужиков посадили в клетушки, как животных, а они тут же стали подати платить

Какие качества характера мужика особо выделяет М.Е.Салтыков-Щедрин. (С одной стороны – трудолюбие, смекалка, находчивость, мастерство; с другой – рабская покорность, бесправность).

Что высмеивает сатирик в мужике? (Сатирик высмеивает невежество, забитость, стремление к подчинению. Мужик не способен победить в себе раба, даже гордится тем, что умело услуживает генералам)

5. Средства художественной изобразительности в произведениях. (Литературоведческая дуэль).

Смеясь над комической ситуацией, мы отметили, что писатель одновременно показывает, как грустна Россия. Скажите, а как же удавалось Щедрину печатать свои сказки, ведь так строга была цензура? (Он использовал Эзопов язык, или иносказание).

Послушаем самого писателя. (Выступление подготовленного ученика в образе М.Е.Салтыкова-Щедрина) (Слайд 22)

Я - русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать.

Привычке писать иносказательно я обязан... цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. Она и сама преисполнилась рабьим духом и заразила тем же духом читателей. С одной стороны, появились аллегории, с другой - искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками. Создалась особенная рабская манера писать, которая может быть названа Езоповскою, - манера, обнаружившая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств. Цензурное ведомство скрежетало зубами, но, ввиду всеобщей мистификации, чувствовало себя бессильным и делало беспрерывные по службе упущения. Публика рабски-восторженно хохотала, хохотала даже тогда, когда цензоров сажали на гауптвахту и когда их сменяли. И существовала эта манера долго, существует и доныне, так что объявление в 1866 году воли книгопечатанию почти совсем не повлияло на нее. Аллегорический рабий язык продолжает пользоваться правом гражданственности, хотя справедливость требует сказать, что современные молодые писатели стараются избегать его. Я не берусь определить, хорошо или дурно они поступают, но думаю, что ввиду общей рабьей складки умов аллегория все еще имеет шансы быть более понятной и убедительной и, главное, привлекательной, нежели самая понятная и убедительная речь...

Учитель. Теперь окончательно понятна сила щедринского таланта. Действительно, сказки похожи по форме; реальное переплетается с фантастическим, сказочные элементы – с языком канцелярским и просторечным. В обеих сказках используются сатирические средства художественной выразительности. Давайте убедимся в этом, окунувшись в творческую лабораторию писателя. Ведь мы – то с вами умеем читать и видеть между строк (а именно этого и добивался Салтыков-Щедрин).

Проведём литературоведческую дуэль. Каждая команда по очереди совершает «выпад» - читает отрывок из своей сказки, содержащий троп. Команда противник должна отгадать приём создания комического и получить жетон. В случае затруднения обращаемся к «Словарику литературоведческих терминов»

Средства художественной выразительности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Слайд 23)

Гипербола

«Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

«Сколько они ругали мужичину за тунеядство того не в сказке сказать, ни пером описать»…

«Сколько… денег загребли

Фантастика

«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове»

Ирония

«И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

Гротеск

«Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Генералы находят на необитаемом острове номер «Московских ведомостей»

Средства художественной выразительности в сказке «Дикий помещик»

(Слайд 24)

Гипербола

«Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.

«снится, что его за эту самую непреклонность министром сделали, и ходит он в лентах, и пишет циркуляры...»,

«Погоди, глупый помещик! То ли ещё будет! Я не только карты, но и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует» (Помещика не боится даже мышонок).

«И земля, и вода, и воздух – всё его (помещика) стало!»

«Думает, каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!»

Фантастика

«Вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча чёрная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки»

Летающие, роящиеся мужики

Ирония

«Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой».

Гротеск

Одичавший помещик подружился с медведем и даже вёл с ним беседы. «И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

Хочешь, Михаиле Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? - сказал он медведю.

Хотеть - отчего не хотеть! - отвечал медведь, - только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

А почему так?

А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

«Помещик имел тело сдобное, белое, рассыпчатое»

«Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках … Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел».

«Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, - а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».

С какой целью Салтыков-Щедрин использует эти приёмы? (Чтобы противопоставить неприспособленных к жизни дворян и мужика-труженика, чтобы показать, что за счёт мужика, пахнущего мякиной и овчиной, существует и «культурный» помещик).

IV. Итоги урока. Рефлексия. (Работа с кластером). (Слайд 25)

Ребята, наш урок подходит к концу. Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (Сравнить две сказки)

- Продолжите фразы. (Слайд 26)

(Было интересно…

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…)

– Нужен ли нам Щедрин сегодня? Какие черты характера человека осуждает Щедрин? (К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Писатель обличал не только устои общества, основанного на эксплуатации, но и человеческие пороки. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется или терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания. Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества).

V. Домашнее задание. (Слайд 27)

Используя сравнительную таблицу, напишите сочинение «Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

Приложение

Рабочие материалы для написания сочинения

«Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик».

1.История создания произведений.

2.Образы генералов и помещика.

4. Образ народа.

6. Какие художественные приёмы используются для создания образов?

7. Идея произведений.

Список используемой методической литературы.

1. Ф. Е. Соловьёва. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (автор – составитель Г.С. Меркин) под редакцией Г.С. Меркина., Москва, «Русское слово», 2010.

2. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература.7 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература.7класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): методическое пособие / под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

4. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (Авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009)


Тема занятия: Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Тип занятия: комбинированный урок с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Используемые приемы: «Письмо по кругу», «Мозаика», «Двойной дневник», «Чтение с остановками».

Цели: дидактическая (учебная) – познакомить с этапами жизни и творчества писателя, раскрыть художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Развивающая: - продолжить развитие навыков и умений анализа художественного произведения; развитие культуры устной и письменной речи, развитие навыка характеризовать литературного героя.

Воспитательная: Нравственное воспитание обучающихся.

Умение видеть человеческие пороки, стремиться искоренять их в других и в себе. Воспитание уважительного отношения к литературе, русскому языку.

Межпредметные связи: литература, русский язык, история.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: портрет писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, тексты сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Раздаточный материал: опорная логическая схема «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, литературоведческий словарь (словарь литературных терминов), иллюстрации к сказкам.

Литература: тексты сказок, учебник Ю.В. Лебедев «Литература», словари.

Нормативно-техническая документация: КТП, поурочный план.

Рабочие записи на доске:

«Я писатель, в этом мое призвание».

Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в сказках «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Живость боли и

Непрерывное ее

Ощущение служит

Источником живых

Образов.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Наименование этапа занятия

Наименование элемента технологии

Деятельность студента

Деятельность преподавателя

Время

Оргмомент

Подготовка рабочего места

Определение готовности к работе.

Вступительное слово

Мотивация

Сообщение «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина»

Оказание необходимой помощи

Анализ сказки «Дикий помещик»

Работа с текстом сказки:

Пересказ, ответы на вопросы, анализ сказок.

Пересказ

Проверка знания текста цепочкой

Беседа по прочитанному тексту

Вопрос-ответ

фронтально

Вопросы преподавателя

Работа с иллюстрациями по сказке «Дикий помещик»

Элемент технологии «Письмо по кругу»

Письменная работа обучающихся

Контроль преподавателя

Рассказ по схеме

Элемент технологии «Мозаика»

Каждая группа отвечает на вопрос, предложенному по схеме

Словарная работа

Запись в тетрадях, поиск словарных слов в тексте

Помощь преподавателя

Подведение итогов работы по сказкам

Вывод обучающихся

Домашнее задание

Элемент «Двойной дневник»

Заполнение таблицы «Фразы из текста»

Анализ сказки «Премудрый пескарь»:

1. Историческая справка

Сообщение обучающихся

Контроль преподавателя

2. Пересказ

Деятельность обучающихся

Помощь преподавателя

3. Анализ сказки

Вопрос-ответ фронтально

Вопросы задает преподаватель

4. Вывод по сказке

Вывод обучающихся

5. Словарная работа

Элемент «Чтение с остановками»

Запись в тетрадях

Запись на доске

6. Вывод по сказке

Вопрос «Чему учит сказка»

7. Работа по логической схеме

Элемент технологии «Мозаика»

Изучение схемы, ответы

8. Итог работы урока

Итог подводит преподаватель

9. Домашнее задание

Элемент технологии «Двойной дневник»

Запись в тетрадях

Объяснение преподавателя

Этапы проведения урока

    Вступительное слово преподавателя. (3 минуты)

    «Этапы биографии и творчества Салтыкова-Щедрина». (сообщает обучающийся)

(7 минут)

    Работа с текстом сказок. Чтение, пересказ и анализ сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь». (60 минут)

    Словарная работа: (10 минут)

    Итог работы. (4 минуты)

6. Анализ урока (выполнение плана, выставление оценок). (3 минуты)

7. Домашнее задание. (3 минуты)

Сценарий проведения урока

I . Оргмомент. Вступительное слово преподавателя.

1. Сообщается тема, цели урока.

2. М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого мастерства. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе.

Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим, т.к. его литературное имя остается в духовном сознании потомков, обогащает нас знанием человеческих характеров, опытом истории. Вот и сегодня мы попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого удивительного писателя

II . Сообщение «Этапы биографии и творчества Салтыкова – Щедрина (студенты составляют хронологическую таблицу).

15(27) января 1826 года в селе Спас – Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через 30 лет, в августе 1856 году ему было суждено появиться на свет еще раз, но уже как литератору Салтыкову-Щедрину.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем»,- вспоминал писатель.

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский В.Г. русский критик, который учил мыслить, указывать цель жизни.

В 1844 году Салтыков-Щедрин, выпущен из лицея (Царское село), а прежде получил блестящее образование в Дворянском институте в Москве и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к кружку Михаила Петрашевского, где распространяются революционные идеи.

В 1847 году написана первая повесть «Противоречия», а затем «Запутанное дело» под псевдонимом «Николай Щедрин».

За участие в работе кружка Петрашевского, за сочинение своих повестей, напечатанных без ведома начальства, Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку (1848г.)

В 1855 голу, после 7 летней ссылки император Александр II чиновнику Салтыкову разрешил «проживать и служить, где пожелает». С 1848 года по 1856 год в литературной деятельности был перерыв. И хотя в 1856 году выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. «Я не дам в обиду мужика», - эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Но в 1862 году он оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду. По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник». «Я – писатель, в этом мое призвание», - говорил Щедрин.

В 1877 году после смерти Н.А. Некрасова он возглавит журнал «Отечественные записки», который был организован вместо запрещенного «Современника». Весной 1884 года будет закрыт и этот журнал. Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 году Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 году совсем оставил службу и исключительно отдался литературе, написал 22 названия книг». Его мысли, и помыслы сосредоточились на одной литературе, ради нее он пожертвовал многим, о ней думал в последние минуты своей жизни.

III . Анализ сказки «Дикий помещик»

Каждая группа работает по вопросам, которые были даны заранее в качестве домашнего задания.

Вопросы для домашнего задания:

Сказка «Дикий помещик»

План: 1 – краткий пересказ

2 – найти элементы народной сказки

3 – в чем отличие от сказок народных

4 – какие пороки отличает писатель? Над чем смеется?

5 – какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

Сказка «Премудрый пескарь»

План: 1 – краткий пересказ

2 – анализ

3 – как вы понимаете смысл заглавия?

4 – каково значение эпитета «премудрый»

Пересказ (краткий) сказки «Дикий помещик».

Беседа по прочитанному

1. Представьте элементы народной сказки (В некотором царстве, сказано – сделано, по-щучьему велению, много ли, мало ли времени прошло, элементы, которые обычно встречаются в УНТ: «куча черная», тело белое, рыхлое, рассыпчатое»).

2. В чем отличие от сказок народных? («И был этот помещик глупый. читал газету «Весть»).

3. Какие пороки отмечает писатель? Над чем смеется?

(Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «приедят» «Освобожденные» крестьяне «куда ни глянут – все нельзя да не позволено, да не ваше». Вконец измученные крестьяне взмолились: «Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Исполнилось желание мужиков «услышал милостивый быг слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».

4. Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку. (Студенты делятся своими впечатлениями).

6. Что же происходит с помещиком после исчезновения мужика? (Наступает не только голод и всяческие лишения, но и полное одичание. Российский дворянин превращается в дикого зверя, который ногтями разрывает добычу, да так со всеми внутренностями со шкурой и ест).

7. О чем свидетельствует одичание помещика?

(О том, что народ – создатель и материальных, и духовных ценностей). Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры. Отсюда вывод: русский мужик кормилец и поилец, мужиком живет Россия, его трудом и заботами. Народ созидатель материальных и духовных благ, без него наступит голод и одичание.

(Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью. В конце сказки летит рой мужиков, «сейчас эту благодать собрали, посадили в клетушку и послали в уезд». Конечно, это гротескный образ, но в фантастической форме выражена горькая, правда. Мужики уподобляются бессловесным существам, живущим стадной жизнью. В сказке звучит призыв к борьбе, к действию).

Словарная работа. Запись в рабочие тетради:

Гротеск – тип художественной образности, основанный на фантастике; изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде.

Гипербола – преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

Фантастика – мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе усвоенных ранее фактов реальной жизни.

Эзопов язык (Эзоп-древнегреческий сатирик) – художественная речь, основанная на вынужденном иносказании с использованием иронии.

Опираясь на словарные слова, найдите в сказке «Дикий помещик» примеры гротеска, гиперболы.

Работа с иллюстрациями Кукрыниксов, Е. Муратова, Е. Рачева к сказке «Дикий помещик».

Вопросы к иллюстрациям:

    Определить, какой из эпизодов сказки изображен художниками?

    Какой из рисунков и почему кажется наиболее выразительным?

Изучение логической схемы к сказке «Дикий помещик».

    Работа с опорной схемой, отображенной на доске.

«Для детей изрядного возраста»


Задача: обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей


Особенности: фантастика, реальность, комическое + трагическое, гротеск, гипербола, эзоповский язык.


«Дикий помещик»


Цель: пробудить самосознание, показать отношения между


помещиками

безропотность, терпение, трудолюбие

Обобщение полученных знаний:

IV . Анализ сказки «Премудрый пескарь»

Слово преподавателя.

Итак, мы закончили работу по сказке «Дикий помещик», а теперь перейдем к анализу сказки «Премудрый пескарь».

Историческую справку дает Фелюшова К. (3 минуты)

После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II наступает пора реакции, Русский либерализм открыто провозглашает это событие как измену Отечеству. В жизни наблюдается трусость, доносы, малодушие. В эту мрачную пору писатель – сатирик Салтыков-Щедрин пишет сказку «Премудрый пескарь», решив напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Краткий пересказ.

Беседа по прочитанному

    Как вы понимаете смысл заглавия? О чем говорит приставка пре-?

    Подберите эпитеты к слову премудрый (умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, т.е. обладающий здоровым умом).

    А антонимы? (глупый, неумный, несообразительный, бестолковый).

    Расскажите о жизненной позиции старого пескаря. «Гляди в оба». Позиция старого пескаря заключается в предостережении, напоминающем о необходимости устраниться от массы жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной своей сохранности и благополучии).

    Меняется ли к концу общий тон повествования, общее настроение? Да, меняется. Автор вызывает у читателей то насмешку, то язвительный отклик, то чувство брезгливости. В конце даже появляется сострадание к жалкой судьбе пескаря.

    Чем эти перемены, по вашему мнению, вызваны? (Щедринскому пескарю открывается тоскливая истина в конце своей долгой жизни «живут, даром место занимают да корм едят».

    Что за мысли посещают пескаря перед смертью? Рой вопросов смущает пескаря: «Какие у него были радости»? «Кого он утешил»? «Кому доброе слово сказал».

Пескаря гложет обида, что другие рыбы именуют его «дураком», «остолопом».

Вывод:

Итак, в сказке «Премудрый пескарь» содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны лишает жизнь всякого смысла, ума, чести, совести.

    Словарная работа: обыватель – это

    1. постоянный житель, какой – нибудь местности,ьный, т.е. ассудитеумный, мудрый, толковыйком достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

ется за помощью. ерн

    1. это человек, лишенный общественного кругозора, с костными мещанскими взглядами. Первое определение не для нас. А второе? Живет?

Докажите свою позицию.

    Чему учит сказка? (Честности, гражданской смелости, благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле).

Работа с опорной схемой

Сказка «Премудрый пескарь»

Судьба пескаря

Цель жизни: Черты:

беречь свою распостылую глупость, трусость,

жизнь беспомощность

Итог жизни:

«Жил дрожал и умирал – дрожал»

V . Подведение итогов работы:

Какие человеческие пороки высмеивает автор в сказках «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик». Чему учат эти сказки? Почему автор облек свои художественные произведения в форму сказок.

Анализ урока. (выполнение плана, выставление оценок.)

VII . Домашнее задание:

Составить таблицу «Фразы из текста»

Работа с опорной схемой

Сказка «Премудрый пескарь»

Цель: показать, в чем смысл жизни и назначения человека

Судьба пескаря

черты

глупость, жадность трудолюбие, покорность,

Литература

    Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века II ч. М., 2006.

    Русская литература 19 века. Под ред. В.П. Журавлева. М., 1998.

    Литература. Поурочные планы.

    Литературоведческий словарь. М., 2004.

    М.Е. Салтыков- Щедрин. Сказки М., 1996.

Самоанализ проведенного урока по теме «Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Премудрый пескарь» с использованием элементов технологии РКМЧП

Во вступлении были поставлены цели и задачи, сообщен план работы.

Образовательная и воспитательная цели, на мой взгляд, сформулированы достаточно четко. Выбранный тип урока целесообразен при изучении данной темы. Обучающиеся разбиты на группы, объявлен соревновательный момент: Каждая группа в ходе урока будет стараться работать лучше. На стадии вызова урока прозвучало сообщение о биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. Обучающиеся, слушая выступающего, заполняли в рабочих тетрадях хронологическую таблицу жизни и творчества великого русского сатирика.

На стадии «Осмысление» началась работа с текстом сказок: пересказ текста, анализ текста в форме вопрос - ответ. Вопросы для анализа сказок имели достаточный уровень трудности, но обучающиеся работали активно, отстаивая свою точку зрения.

В ходе анализа сказок сразу же проводилась словарная работа: обучающиеся записывали в рабочие тетради словарные слова, выбирая их из текста, применяя элемент чтение с остановками.

Другой вид работы, который я предложила, это составление части плана урока – элемент технологии «Работа по опорным схемам».

Была предложена опорно-логическая схема сказок, которая отражает развивающую цель урока.

Применяя элемент «Мозаика», каждая группа работала по данной схеме, отвечая на заданный вопрос по отрывку текста (одна группа задавала другой и т.д.) (всего было 5 групп).

Выводы по уроку были сделаны обучающимися:

    Сказки содержат важный нравственный урок.

    Было доказано в ходе анализа произведения, что действительность, которую представил М.Е. Салтыков-Щедрин, действительно изображена сатирически с приемами гиперболы, гротеска, фантастики.

    Сказка учит быть гражданином, высоконравственным человеком, ответственным за свои поступки.

    Обучающиеся отметили, что применение на уроке элементов технологии РКМЧП было удачным, целесообразным, эффективным. Произведения становится более доступным для усвоения, осмысления и понимания материала.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама