THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Rating 3.77 (13 Votes)

Как от разных звуков исполнить одну и ту же музыку в миноре?

Если вы помните квинтовый круг мажорных тональностей (см. статью « »), то вам не составит труда разобраться с квинтовым кругом минорных тональностей.

Напомним следующее:

  • родственными тональностями считаются те, которые имеют 6 общих звуков.
  • параллельные тональности - это те, которые имеют один и тот же набор знаков альтерации при ключе, но одна тональность мажорная, а другая - минорная.
  • у параллельных тональностей, тоника минорной тональности будет ниже на малую терцию тоники мажорной тональности.
Квинтовый круг минорных тональностей

Родственные тональности минора, также как и мажора, расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты. В связи с этим тональности минора образуют свой квинтовый круг.

Зная квинтовый круг диезных мажорных тональностей, пересчитаем тоники (опустим на малую терцию) и получим квинтовый круг диезных минорных тональностей:

Таблица минорных диезных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
E-moll Ми-минор F#
H-moll Си-минор F#, C#
F#-moll Фа-диез минор F#, C#, G#
C#-moll До-диез минор F#, C#, G#, D#
G#-moll Соль-диез минор F#, C#, G#, D#, A#
D#-moll Ре-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#
A#-moll Ля-диез-минор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

И аналогично квинтовый круг бемольных минорных тональностей:

Таблица минорных бемольных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
A-moll Ля-минор Нет знаков альтерации
D-moll Ре-минор Hb
G-moll Соль-минор Hb, Eb
C-moll До-минор Hb, Eb, Ab
F-moll Фа-минор Hb, Eb, Ab, Db
B-moll Си-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Eb-moll Ми-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ab-moll Ля-бемоль минор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb

Также, как и мажор, минор имеет три пары энгармонически равных тональностей:

  1. соль-диез минор = ля-бемоль минор
  2. ре-диез минор = ми-бемоль минор
  3. ля-диез минор = си-бемоль минор

Как и мажорный круг, минорный «рад» замкнуться и в этом ему помогают энгармонически равные диезные тональности. Точно так же, как в статье « ».

Вы можете наглядно ознакомиться с квинтовым кругом минорных тональностей (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Ваш браузер должен поддерживать flash:

Дополнительно

Есть ещё способы для расчёта квинтового круга минорных тональностей. Давайте их рассмотрим.

1. Если Вы хорошо помните квинтовый круг мажорных тональностей, но описанный выше способ поиска тоники параллельной минорной тональности по каким-то причинам неудобен, то можно за тонику брать VI ступень. Пример: ищем параллельную минорную тональность для G-dur (G, A, H, C, D, E , F#). Берём за тонику минора VI ступень, это нота E. Всё, расчёт закончен! Поскольку мы нашли тонику именно параллельной минорной тональности, то знаки альтерации обеих тональностей совпадают (в найденной E-moll, как и у G-dur, стоит диез перед нотой F).

2. Не отталкиваемся от мажорного круга, а рассчитаем с нуля. Всё по аналогии. Берём минорную тональность без знаков альтерации, это A-moll. V ступень будет тоникой следующей (диезной) минорной тональности. Это нота Е. Знак альтерации ставим перед II ступенью (нота F) новой тональности (E-moll). Всё, расчёт закончен.

Итоги

Вы познакомились с квинтовым кругом минорных тональностей и узнали, как можно посчитать количество знаков в различных минорных тональностях.

Квинтовый круг довольно известное понятие музыкальной теории, но, к сожалению не все знают для чего он нужен и как его можно использовать в своей музыкальной практике.

Обычно квинтовый круг описывают как — спираль тональностей расположенных по часовой стрелке по квинтам вверх от ноты C, а против часов по квинтам вниз либо по квартам вверх (отсюда еще одно название кварто-квинтовый круг тональностей).

Хоть и квинтовый круг действительно является кругом тональностей, его использование гораздо шире, чем просто нахождение количества знаков в той или иной тональности.

Поскольку моя цель давать вам максимально насыщенную информацию, которой нет в большинстве учебников, то и про квинтовый круг необходимо рассказать все, что я знаю или смог найти в дополнительных источниках.

Итак, первое, что стоит знать – квинтовый круг отражается взаимодействие всех 12 звуков хроматической гаммы.

Как известно, хроматическая гамма – это искусственно созданная ладовая структура, которая практически не встречается в чистом виде, так как не имеет тонального или модального центра.

Отображение нот в квинтовом круге ближе к музыкальной действительности.

Хроматика отображает минимальное возможное деление в нашей музыкальной системе координат (темперированный строй) и является математической структурой, а квинтовый круг отражает математическое соотношение 3:2 и основано на физических законах.

Посмотрите на круг, отображающий взаимодействие хроматики и квинтового круга

Квинта это самый совершенный интервал после октавы, который является 3 в обертоном ряду.

Как известно, квинтовое движение в басу и мелодии звучит наиболее завершено и является основой каденций, а движение от 5 ступени к первой (кварта – обращение квинты) является основой гимнической интонации.

Еще один интересный факт для тех, кто не знал. Фортепиано чаще всего настраивают именно по квинтам.

Можно сказать, что это самый главный интервал в музыке:). Ну еще и гитаристы любят играть квинтами, поскольку они идеально чисто звучат при игре через дисторшн.

И последний факт – в первые квинтовый круг описан нашим соотечественником Николаем Павловичем Дилецким, что не может не радовать. Русские изобрели квинтовый круг:)

Если двигаться от ноты ДО по квинтам, то мы неизбежно столкнемся с явлением энгармонизма тональностей. Когда тональности состоят из одинаковых звуков, но разных нот. Об этом я записал специальный видеоурок.

Немного о самых явных вещах для тех, кто впервые слышит о квинтовом круге.

Двигаясь по кругу, мы попадаем в новую тональность, в которой количество знаков всегда на один больше, чем в предыдущей. На самом круге написаны и названия тональностей и знаки. Но для того чтобы запомнить сами знаки, Вы можете также воспользоваться квинтовой схемой.

Диезы начинаются от F# и идут по квинтам вверх.

А бемоли начинаются от Bb и идут по квинтам вниз.

Например, Вы посчитали, что нота B это 5 шаг по квинтам от ноты С – значит, количество диезов тональности 5 и нужно построить 5 квинт от ноты F# — F#-C#-G#-D#-A# это и будут нужные нам диезы.

Теперь поговорим о более интересных особенностях круга.

Давайте взглянем на сам круг и посмотрим, какие ноты окружают ноту C:

Вправо это G

Влево это F

А это S и D тональности.

То есть круг можно использовать как подсказку для нахождения основных функций в любой тональности!

Это его первое скрытое свойство.

Тональность и модуляции

Другим важным свойством квинтового круга является то, что он наглядно показывает гармоническое тяготение аккордов. Мы можем его увидеть, если будем двигаться по кругу против часовой стрелки. Вы можете заметить, что аккорд IV или F для до мажора расположен после тоники, то есть, направлен за тональность к аккорду Bb мажор.

По этой причине большинство классических оборотов основаны на движении от II ступени к V, а не от IV. IV ступень, как правило, вводится в начале построений, например, так I-IV-viio-III-VI-II-V. Многие теоретики даже предлагают рассматривать IV ступени, как II без тоники.

Поскольку такая интерпретация логичнее с точки зрения физики и музыкального восприятия.

С помощью квинтового круга Вы можете выстраивать модуляции в прогрессиях, так как ближайшие 7 тональностей и есть наиболее употребляемые для модуляций (включая минорные).

Движение по квинтовому кругу с заменой на аккорды соответствующие тональности позволяет получить известные гармонические качели.

Например, Em-Am-D7-G-C-F#7b5-B7

прогрессия из песни Shadows in your smile и сотни других. Движение характерно для джаза. Обратное движение также возможно.

Также более сложные виды кварто-квинтового движения можно использовать для создания последовательностей современной , но об этом я напишу в отдельной статье.

Также если двигаться от любой ноты 5 раз по часовой стрелке, то получим все ноты пентатоники.

Как видите, кварто-квинтовый круг это отличная шпаргалка для , теории, модуляции и запоминания тональностей.

минорных тональностей. Альтерация в мажоре и миноре.

Альтерация означает изменение.

Знаки альтерации - это знаки, изменяющие ноту.

Диез – знак повышения ноты на полтона.

Бемоль – знак понижения ноты на полтона.

Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

Знаки бывают случайные, которые ставятся возле ноты и действуют один такт, и

ключевые знаки, которые выставляются при ключе и сохраняются на протяжении

всей мелодии.

Порядок появления диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Бемоли появляются в обратном порядке.

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада

расположены по чистым квинтам.

Мажорные тональности располагаются от ноты До: вверх по ч5 - диезные тональности,

вниз по ч5 – бемольные тональности.

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор – Си мажор

До мажор – Фа мажор – Си Ь мажор – Ми Ь мажор – Ля Ь мажор – Ре Ь мажор

Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, нужно перейти в

параллельную мажорную тональность и воспользоваться квинтовым кругом или

выстроить по такому же принципу квинтовый круг минорных тональностей от ноты ля.

Альтерация ступеней в мажоре: II # Ь, IY #, YI Ь

в миноре: II Ь, IY Ь #, YII #

БИЛЕТ № 7.

1. Главные трезвучия лада, их обращение и соединение.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Главные трезвучия в мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные. Кроме того в гармоническом мажоре появляется минорная субдоминанта, а в гармоническом миноре - мажорная доминанта.

Главные трезвучия имеют обращения.

мажор минор разрешение

Т5/3 I б3 + м3 м3 +б3

Т6 III м3 + ч4 б3 + ч4

Т6|4 Y ч4 + б3 ч4 + м3

D5/3 Y Т, Т6/4

Соединением аккордов называется связь между аккордами посредством плавного голосоведения. Каждый голос в аккордах должен двигаться плавно, без скачков.

Соединение главных трезвучий в До мажоре:

Т5|3 S6|4 Т5|3 D6 Т5|3 Т6 S5|3 Т6 D6|4 Т6 Т6|4 S6 Т6|4 D5|3 Т6|4

Чередования различных аккордов в ладу образуют последовательности аккордов.

Квинтовый круг помогает удобно запоминать музыкальную гармонию и изучать Он позволяет эффективно выучивать лады и ключевые знаки, поэтому понимание принципа его работы чрезвычайно важно для всех студентов, осваивающих музыкальную теорию.

Понятие кварто-квинтового круга

Кварто-квинтовый круг - это особая система расположения по степени родства, то есть отличия по количеству знаков одной от другой различных тональностей. В графическом виде он наглядно изображается в виде схемы замкнутой окружности, в которой с одной - правой - стороны находятся по восходящему квинтовому ряду тональности с диезами, а с левой - по нисходящему ряду - с бемолями.

Если осуществлять по часовой стрелке движение по квинтовому кругу, первая ступень (тоника) последующих мажорных тональностей будет отстоять вверх от предыдущих на интервал, равный пяти ступеням, то есть на чистую квинту. При этом в ключе всегда будет прибавляться один знак - диез. В направлении против часовой стрелки нисходящий интервал также будет составлять 3,5 тона. При этом в каждой последующей тональности будет увеличиваться количество бемолей.

Для чего используется эта система?

Кварто-квинтовый круг тональностей применяется для определения количества знаков (диезов, бемолей) при ключе. Также его используют для поиска родственных тональностей и определения степени их близости. К родственным тональностям первой степени относятся мажоры и миноры, отличающиеся от исходной на один знак альтерации. Также к ним относятся находящиеся в круге по соседству, параллельные к ним и к исходной. Чем ближе друг к другу в круге находятся тональности, тем выше степень их родства. В том случае, если между ними имеется больше трех-четырех шагов, значит, близости нет. Многие композиторы использовали принцип движения по кругу при написании своих произведений, например Ф. Шопен ("24 прелюдии") и И. С. Бах ("Хорошо темперированный клавир"). В XIX-XX веках он нашел отражение в джазовых композициях и рок-музыке, но использовался в трансформированной форме, которая называется (для построения аккордов использовалась не только квинта, но и кварта).

Принцип нахождения мажорных тональностей с диезами

Итак, давайте разберемся, как "работает" квинтовый круг и каким образом добавляются знаки альтерации в разных тональностях. Принцип действия системы таков: сначала берется одна исходная тональность. Нам известна ее тоника. Для определения первой ступени следующей тональности отсчитаем пять нот вверх. Тоника родственной тональности будет находиться на пятой ступени исходной, то есть на ее доминанте. Таким образом, интервалом для вычислений служит квинта. Именно из-за использования пяти ступеней для определений тональностей квинтовый круг и получил свое название. Теперь рассмотрим Правило таково: они переносятся из исходной тональности в последующую, плюс к ним (к шестой ступени) добавляется один знак - диез.

Давайте рассмотрим тональность до-мажор, в которой не имеется знаков альтерации (диезов и бемолей). Ее тоникой является нота до, а доминантой - соль. Поэтому, согласно принципу работы квинтового круга, следующей тональностью будет выступать соль-мажор (иначе G-dur). Теперь определимся со знаком альтерации. В полученной родственной тональности ступенью №6 является фа. Именно на ней и будет диез. Для определения следующей тональности от соль отложим вверх интервал, равный пяти ступеням. Ее доминантой является ре. Это означает, что следующая тональность будет ре-мажор (D-dur). В ней уже будет два знака альтерации: из предыдущей тональности (фа-диез) и присоединяющийся на шестой ступени до-диез. По аналогии можно найти и все остальные тональности. При определении той, что имеет при ключе семь знаков, круг энгармонически замкнется.

Мажорный квинтовый круг с бемолями

Бемольные мажорные тональности стоятся, в отличие от диезных, наоборот, по чистым квартам вниз. За исходную точку берется тоника до-мажора, так как C-dur не имеет знаков альтерации. Отсчитывая пять ступеней вниз, получаем тонику второй после нее тональности - фа-мажор. В бемольных тональностях знаки альтерации возникают не на шестой, а на четвертой ступени лада, то есть на субдоминанте. В фа-мажоре это си-бемоль. Пройдя весь квинтовый круг, получим следующие мажорные бемольные тональности: При этом последняя имеет целых семь бемолей. Далее круг энгармонически замыкается. Конечно, после этого по спирали появляются и другие тональности - с дубль-бемолями, но они используются достаточно редко в силу их сложности.

в квинтовом круге. Каков их принцип построения?

Итак, мы рассмотрели 12 мажорных тональностей. У каждой из них имеются родственные минорные. Вы можете увидеть это на квинтовом круге, представленном на рисунке выше. Гамма родственной тональности минорной строится на тех же самых звуках, что и мажорная. Но она начинается с другой ноты. К примеру, родственные тональности без знаков альтерации до-мажор и ля-минор строятся на простых звуках. В C-dur устойчивыми звуками выступают до, ми и соль. Они составляют мажорное тонические трезвучие.

Интервал между тоникой и третьей ступенью является большой терцией. При первой ступени в ноте A звуки ля, до и ми формируют устойчивое трезвучие. Интервал между первой и третьей ступенью получается равным 1,5 тонам (малая терция). Это делает a-moll минорной тональностью. Ля-минор и до-мажор являются параллельными: тоника первого отстоит на малую терцию вниз от тоники второго. Важной их характеристикой является одинаковое число знаков альтерации. К примеру, соль-минор и си-бемоль-мажор содержат при ключе два бемоля, а ми-минор и соль-мажор - один диез. В параллельных тональностях применяется одинаковый звукоряд, поэтому мелодия, звучащая в мажорном ладе, может достаточно легко трансформироваться в минорный, и наоборот. Этот прием часто используется в русских народных песнях (см. "А мы просо сеяли"). Таким образом, если мы опустим тоники всех мажорных тональностей на терцию малую вниз, то получим минорный квинтовый круг. На рисунке показаны знаки альтерации, которые имеются в каждой диезной и бемольной минорной тональности.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели квинтовый круг и узнали, что он представляет собой систему расположения всех тональностей, учитывающую степень их родства. Благодаря энгармонизму в музыке круг замыкается, формируя диезные и бемольные, мажорные и минорные тональности. Зная принцип работы системы, можно легко построить любые аккорды и узнать количество знаков альтерации в ладу.

Тональность – это высотное положение лада. 12 мажорных и 12 минорных тональностей образуют систему кварто-квинтовый круг. Тональности, расположенные квинтой выше и квинтой ниже связаны между собой общими тетрахордами

В темперированном строе любую диезную тональность можно заменить на энгармонически равную бемольную и наоборот.

Минорные тональности, как и мажорные, также располагаются по кругу на расстоянии квинты друг от друга.

Параллельными называются мажорная и минорная тональности, имеющие одинаковый звукоряд (одинаковые знаки). Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии малой терции: A – fis, Es – c.

Одноименными называются мажорная и минорная тональности, тоники которых находятся на одной высоте: D – d, B – b.

Однотерцовыми называются мажорная и минорная тональности, в тонических трезвучиях которых совпадает терцовый тон. Эти тональности находятся на расстоянии полутона и имеют разницу в четыре знака: C – cis, Des – d.

По мнению музыкантов, каждая тональность пригодна для передачи определённых образов и эмоций. Так, в эпоху Барокко тональность Ре мажор выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность си минор считалась связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности до минор, фа минор, си-бемоль минор. Для выражения печали, траура использовался до минор. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Ми-бемоль мажор с его тремя бемолями. Одна из чистых, «твердых» тональностей, применяемых Бахом для выражения радостного чувства, - Соль мажор. Тональности Ля мажор и Ми мажор - светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера. Чистейшей тональностью считался До мажор, не имеющий знаков альтерации. Эта тональность избиралась для произведений, посвященных самым чистым и светлым образам.

Композиторов разных эпох привлекала идея создать цикл из произведений, написанных во всех 24 тональностях. Первым в этом ряду был Иоганн Себастьян Бах – это два тома «Хорошо темперированного клавира». В каждом томе тональности следуют по полутонам, начиная с до мажора и до минора. После Баха циклы произведений во всех тональностях создают Ф. Шопен (24 Прелюдии), К.Дебюсси (24 Прелюдии), А.Скрябин (24 Прелюдии), Д.Шостакович (24 прелюдии и фуги), Р.Щедрин ( 24 прелюдии и фуги), С.Слонимский (24 прелюдии и фуги), К Караев (24 Прелюдии), П.Хиндемит (Ludustonalis). Порядок следования тональностей у каждого композитора различный: по полутонам, по кварто-квинтовому кругу. Пауль Хиндемит создает свою систему следования тональностей

У многих музыкантов тональности вызывают цветовые ассоциации. Связь абсолютной высоты музыкальных звуков и тональностей с определёнными цветами или образами называется цветным слухом. Таким слухом обладали Скрябин, Римский-Корсаков, Асафьев и другие композиторы. В этой таблице отражены цвето-тональные ассоциации А.Скрябина. Обратите внимание, что порядок цветов диезных тональностей близок радуге: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый!

Задание 3.4

1. Написать верхние тетрахорды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора в тональностях Es – dur , H – dur , f – moll , g – moll .

2. Написать полную функциональную формулу гармонического мажора и минора As – dur , E – dur , fis – moll , d – moll . Образец выполнения

3.Каким тональностям принадлежат эти тетрахорды?

4. Каким тональностям принадлежат эти обороты?

5. Переписать мелодии из ХТК Баха в указанных тональностях

а ) f – moll, c - moll

б ) d – moll, f - moll



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама