THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Памятка для педагогов и родителей

Зачем ребенку игра?


Психологи и педагоги называют дошкольный возраст – возрастом игры, и это действительно так. Ведь практически все, чем занимаются дети на какое-то время предоставленные самим себе, они называют игрой. Типичный ответ ребенка на вопрос что ты делаешь? – Я играю. Для ребенка игра – способ самореализации и самовыражения. В игре ребенок таков, каков он есть. У каждого ребенка свой мир игры. Но когда он попадает в общество сверстников, он открывает для себя "миры" других детей. Это очень увлекательно и интересно, но и очень трудно – понять и принять мир другого и раскрыть свой мир. Задача взрослых - помочь детям в этом, – помочь найти путь совместной игры т.е. учить детей общению – это одна тенденция детей.

II тенденция – Содержание игр детей зависит от реального опыта каждого ребенка: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных книг, просмотренных телепередач. И чем старше дети, тем содержательнее становятся игры.

III тенденция – Более полное и точное воссоздание окружающей действительности зависит от применения детьми игрушек – копии настоящего предмета. И если нет такой игрушки, то ребенок старшего возраста скорее обозначит действие словом, чем предметом – заместителем.

IV тенденция – Чем больше ребенок имеет знаний, чем раньше он приобщается к игровой традиции и овладевает способами построения игры, тем он более свободен в своей игре – конструировании и реализации игрового замысла, построении своего "мира".

V тенденция – Исследования психологов показывают, что развитие игры у ребенка происходит гораздо быстрее, если педагоги и родители грамотно, целенаправленно управляют этим процессом – формируют у детей игровую деятельность.

А нужно ли заниматься формированием игры у ребенка?

Психологи и педагоги всего мира считают, что игра имеет чрезвычайно важное значение для развития ребенка. первый указал на полезность игры – немецкий ученый Карл Гроос. (было время, когда игру рассматривали только, как некоторую занятость ребенка). он рассматривал игру как инстинктивную подготовку детей к будущей "взрослой" жизни: игры девочек в куклы – упражнение материнского инстинкта; игры мальчиков в войну – проявление охотнического инстинкта. Современные ученые далеки, от того, чтобы приписывать детской игре инстинктивную природу, но высказанное им предположение об огромном значении игры для всей будущей жизни ребенка принимается теперь исследователями всего мира за аксиому.

Функции игры в развитии ребенка

1. Игра – является средством социализации ребенка. через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества, овладение человеческими формами поведения.

2. В игровой деятельности детей возникают основные психические новообразования, с совершенствованием игры происходит переход на новые уровни психического развития. В связи с этим игра получила статус "ведущей" деятельности дошкольного детства.

Психическое развитие детей в игре

Л.С Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец выделяют 3 направления психического развития детей в игре:

1. Осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, расширение круга мотивов и представлений и как следствие этого – быть, действовать, как "взрослый"

2. Развитие способности создавать обобщенные, типичные образы предметов и явлений и совершать мысленные преобразования.

3. Овладение ребенком в совместной игре средствами и формами общения, раскрытие себя и понимание другого.

Детские игрушки

1. Каждая игрушка рассчитана на определенный возраст. Если ребенка 2-3 лет вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребенку 6-7 лет играть с такой машинкой будет не интересно.

2. Чем младше ребенок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6-7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.

3. Ребенок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.

4. Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребенка, безусловно, должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, которые воспитывают усидчивость, сосредоточенность (мозаика, паззлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).

5. Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребенку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.

6. Необходимо научить ребенка "пользоваться" игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты одежды к ним, мебель, посуда, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: "Парикмахерская", "Доктор", "Маленькой хозяйке", "Учись шить", "Сделай сам" и многие другие.

7. Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребенок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

Классификация видов игрушек

Сюжетно-образные:

Фигурки животных птиц;

Предметы домашнего обихода.

Технические:

Виды транспорта;

Средств связи;

Механизмы.

Игровые строительные:

Мелкий строй материал;

Крупный стройматериал;

Конструкторы;

Сборно-разборные наборы.

Дидактические:

Народные;

Мозайки;

Настольные игры.

Моторные:

Скакалки;

Качели и другие.

Музыкальные, звучащие:

Барабаны;

Металлофоны и другие.

Театрализованные:

Персонажи кукольных театров;

Костюмы для игр;

Елочные украшения.

Игрушки – забавы:

Озвученные;

Заводные;

Народные.

Игрушки – самоделки.

Задачи для родителей

по созданию условий развертывания детской игры

  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать.
  • Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации "празднуйте результат" (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку

и т.п.) – и только после этого убирайте игрушки для хранения.

  • Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.
  • Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
  • Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять.
  • Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды ("Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?" и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное ("Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь"). Все следующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт.
  • Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
  • Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью ("А кем я буду?") и безоговорочно, с благодарностью примите ее.
  • В случае, если вы не понимаете ситуацию и желание ребенка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. ("А какой я буду лисой – доброй или злой?").
  • Действуйте в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности – не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить ("Что мне дальше делать?").
  • Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
  • По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
  • Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.
  • Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх ("Какой ты молодец (умница)! Как тебе удается все это самому (самой) придумать?").
  • Сопереживайте чувствам детей в играх – умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т.д.
  • Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.
  • Советуйтесь с педагогами и психологами ДОУ при выборе игрушек для подарка ребенку, при формировании домашней игротеки.
  • Изготавливайте некоторые игрушки для ребенка своими руками – машинки, куклы и наряды для них, мягкие игрушки.

Возрастные игровые умения детей

Ранний возраст :

1.Умение детей правильно действовать с предметами и игрушками. Развитие речевого общения со взрослыми и друг с другом во время игры.

Младший возраст:

1. Умение детей выбрать самостоятельно игрушку и проводить с ней игровые действия, играть сосредоточенно. Знания детьми места хранения игрушек, поддерживание порядка.

2.Умение детей играть рядом. Проявление доброжелательности, интереса к сверстникам.

3.Умение ребят (2-3) объединяться вокруг игрушки или в игре по известному сюжету.

4.Умение дошкольников отразить в творческой, сюжетно-ролевой игре знакомые события жизни семьи, д/сада, труд отдельных людей.

Средний возраст:

1.Умение детей (2-3) самостоятельно создать устойчивое объединение для знакомой игры.

2.Соответствие сюжета ролевому поведению в творческой игре. Правильное развитие сюжета, доведение его играющими до логического конца.

3. Насколько доброжелательны отношения детей в игре.

4.Правильное отражение детьми в игре жизни семьи, д/сада, труда людей, значительных явлений, общественной жизни.

Старший возраст:

1. Наличие устойчивых игровых объединений (по интересам, симпатиям друг к другу).

2.Умение детей подготовить игровое оборудование, что-то сделать самим, сговориться об игре, распределить роли. Организованно ли дети заканчивают игру, убирают ли игрушки.

3.Правильное развитие сюжета игры, четкое следование детьми своим ролям, согласование своих действий друг с другом.

4.поддерживание в игре доброжелательных отношений, между участниками, умение детьми справедливо разрешать конфликты.

5.Творческое отражение в играх детей общественных явлений, труда людей разных профессий.

К выпуску в школу:

1.Умение детей сговариваться о совместной игре. Определять игровой замысел, сюжет, распределять роли.

2.Умение детей подобрать для игры необходимые игрушки или приспособить другие игрушки, создать игровую обстановку.

3.Развитие сюжета игры, правильное установление ролевых отношений, товарищеские взаимоотношения детей, умение детей справедливо оценивать поведение друг друга в игре.

4.Совместное разрешение возникших трудностей и конфликтов.

5.Творческий подход детей к созданию игрового образа. Проявление в игре выдержки, инициативы, смекалки, сообразительности, организаторских умений.

6. Отражение ребятами в играх положительных явлений жизни. Правильный показ взаимоотношений людей.

Составила: старший воспитатель Заикина Н.А.

Тревожные звоночки от прогресса - дети разучиваются играть. Нет, в компьютерные игры могут, телевизор смотреть тоже могут. Этому не трудно научиться, наблюдая за родителями.

Вы же с ними еще и ранним развитием занимаетесь, что бы ничего не упустить. Может, и не нужна эта игра вовсе?

Только играя, ребенок

  • Умнеет. Развивается логика. Только пирамидку сложить чего стоит! Ребенок учится обобщать, планировать, контролировать, развивает внимание, память и воображение.
  • Взрослеет. В игре ребенок лечит, учит, строит. Делает то, что пока ему недоступно в реальной жизни. И очень хочет стать взрослым.
  • Добреет. С партнером можно научиться становиться на позицию другого человека, преодолеть свой эгоцентризм. Взаимодействие в игре подталкивает к развитию взаимопомощи, терпения и честности.
  • Играя, ребенок учится подчиняться правилам, а также эти правила создавать, развивается воля маленького человечка. Кроме того, социальная зрелость, отточенная в развлекательной форме, облегчает путь к школьным успехам. Получить нужный опыт дошкольник может через сюжетно-ролевую игру.

В год и два, пять и три игры разные нужны

В возрасте около 1 года малыш любит повторять движения: размахивать погремушкой, толкать один и тот же предмет, стучать одной штукой о другую, хлопать по чему-либо. Это уже первые шаги к игре. Ценны только те игрушки, которые продемонстрировал взрослый и показал. Что с ними делать. А еще их надо часто менять. Самое важное в игре до года то, что ребенок старается поймать оценку своиз действий от взрослого. Следит, обратите ли вы внимание, обрадуетесь ли, одобрите ли его действия.

Подводные камни. Нечнем играть - ребенок сосет палец, или раскачивается - задерживается развитие.

Предметов слишком много. Ребенок просто перебирает предметы, не успевая поиграть конкретно с какой-то игрушкой.

С 1 года до 3-х лет.

Малыш использует предметы по их назначению. Теперь их набор становится разнообразнее: пирамидки, рамки, вкладыши, матрешки, машинки, кубики, музыкальные инструменты, посуда - все принесет пользу.

Ближе к трем годам ребенок начинает интересоваться мультфильмами, а значит, после просмотра любимого мультфильма, его можно посадить поиграть в игры с персонажами из этого мультика. В этот возрастной период отлично подойдут игры со свинкой Пеппой , которые будут одновременно веселыми и развивающими.

А вот дети до 2 лет познают мир только с вашей помощью. Ведь ребенок осваивает действия только наблюдая за вами. Сначала малыш понимает зачем нужен предмет. Понял, ждет похвалы. Потом оттачивает навык. После переносит действия на другой предмет. Например сначала расчесывает себя. Потом мама, потом куклу, медведя.

Если расческой становиться предмет заместитель - это уже скачок в интеллектуальном развитии. Позже появиться цепочка действий. Куклу кормят, купают, укладывают спать. Самосвал загружают, выгружают, ставят в гараж. Логическая цепочка действий в игре появляется у детей близких к двум годам. Все вышеназванное считаются предметно-орудийным. Высший класс такой игры начать разговор с игрушкой и отвечать от ее имени.

Подводные камни. Ребенок балуется - т.е. у игры нет даже намека на сюжет. У ребенка не возникает желания получить от взрослых оценку своих действий.

От 3 до 7 лет.

Царство сюжетно-ролевой игры. Особого расцвета она достигает в 5-7 лет.

Особенно интересно становится играть в «дочки-матери», «папу и маму». Благо пример в этом случае всегда рядом. Если ваша девочка хочет попробовать себя в роли мамы, вы можете не только купить ей куклу, но и дать поиграть в уход за малышами . Такие игры будут гораздо более интерактивными и интересными, чем обыкновенные куклы.

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок видел, чем занимаются люди разных профессий. Это материал для смены роли, а следовательно, для развития.

Подводные камни. Ребенок играет один в компании детей, продолжает играть без сюжета и роли, остается в позе наблюдателя, проигрываются исключительно сюжеты из фильмов и мультфильмов.

Зная о «подводных камнях» родитель сможет провести своего ребенка мимо них. А еще мамы и папы смогут обучить своих деток любым навыкам, научат соблюдать правила, даже подкорректируют характер. Такое не серьезное на первый взгляд занятие, как игра с детьми, поможет вам завоевать реальный авторитет. Самое главное, вы сможете получить от этого массу удовольствия.

Все вокруг только и делают, что кричат о вреде компьютерных игр. Видите ли, плохо они воздействуют на неокрепшее сознание детей и подростков. Сразу находится масса ужасающих примеров, когда заигравшиеся в стрелялки подростки убивали своих одноклассников или членов семьи. Но стоп, это ведь совсем запущенные случаи. Ключевое слово во всех этих трагедиях – «заигравшийся». Если же вы контролируете время игры и не даете ребенку переигрывать, можете быть уверены, что с ним такого никогда не произойдет. Более того, игры помогут ему стать смышленее, собраннее, увереннее в себе и … Давайте-ка по порядку.

Все хорошо в меру. Это золотое правило работает и с видеоиграми. В разумных дозах даже агрессивная игра-стрелялка приносит пользу. Разумная доза – это максимум 1,5 часа игры в день, в идеале – от 40 минут до часа. Ваша главная задача - следить не за тем, какие игры выбирает ребенок, а за временем и не давать ему переигрывать. Все многочисленные исследования сходятся в одном: игра до 1,5 часов в день полезна, а более 3-х – однозначно вредна. Плюс превращается в минус, чем дольше ребенок играет. Это очень-очень важно, поэтому под описанием каждого полезного свойства видеоигр вы найдете предупреждение о том, что будет, если ребенок систематически переигрывает. Если же режим соблюдается, компьютерные игры станут отличным упражнением для мозга и стимулом развития важных человеческих качеств. Итак, поехали!

1. Видеоигры – отличная тренировка многозадачности

Современные популярные видеоигры – чрезвычайно детализированный мир. Каждую минуту перед игроком возникают все новые и новые проблемы и задачи совершенно разного масштаба. Ребенку приходится одновременно делать сразу несколько дел: определять приоритетную задачу, постоянно переключаться между ней и менее значимыми проблемами локального характера, при возникновении новых быстро оценивать степень их важности и то, какое время потребуется для их решения и, конечно, их решать. И все это, как правило, надо делать очень и очень быстро!

Если переиграть: все просто – многозадачность превращается в рассеянность и неспособность структурировать деятельность.

2. Видеоигры делают ребенка целеустремленным

По статистике, 80% игрового времени геймер терпит поражение. Завершение задания, переход на следующий уровень, получение артефакта или победа над противником - все это составляет лишь 20 % времени. Казалось бы, если радостных моментов так мало, почему дети продолжают играть в видеоигры? Ответ прост – у них есть цель. Это навязанная игрой цель, от которой нельзя отказаться, ведь единственная возможная форма отказа – перестать играть. Это заставляет игроков быть целеустремленными. Более того, игры учат детей оптимистично смотреть на поставленную цель, верить в успех и не сдаваться. Геймеры всегда уверены в том, что победа возможна, и надо скорее браться за дело.

Если переиграть: виртуальные цели становятся для ребенка важнее реальных. Развивается пассивность, так как игрок привыкает, что цели всегда ставит кто-то другой.

3. Видеоигры учат общаться

Самые популярные игры – это онлайн-игры. В них ребенок играет не один, а со множеством геймеров, и естественно между ними происходит общение. Ребенок постоянно учиться налаживать взаимоотношения, избегать конфликтов и справляться с ними. В 2009 году в результате одного масштабного исследования было установлено, что дети, которые проводят за видеоиграми около часа в день, лучше адаптированы социально, чем те, кто не играет вообще. Эти дети сами отмечали, что всем довольны и думали, что умеют ладить со сверстниками.

Если переиграть: Согласно тому же исследованию, те, кто играл дольше 3х часов в день, демонстрировали прямо противоположные результаты и имели проблемы в живом общении со сверстниками.

4. Видеоигры улучшают концентрацию и внимание

Вам может показаться, что игра – это способ отдохнуть. Ребенок приходит после школы и таким образом расслабляется. Ничего подобного, он просто меняет тип нагрузки, ведь любая игра требует от геймера концентрации и сосредоточения. Уже много раз было доказано, что люди, играющие в компьютерные игры, лучше и быстрее запоминают информацию и лучше концентрируются. Типичный взрослый человек может концентрировать внимание на 3-4 объектах одновременно, геймер – на 6-7 объектах. Что это дает на практике? Например, меньшую вероятность ошибок по невнимательности при решении школьных задач.

Если переиграть: Нервы ребенка расшатаны, он переутомлен и теряет самоконтроль. Это выражается в раздражительности, криках, гримасничанье, неусидчивости и т.п.

5. Видеоигры воспитывают экспериментаторов

В большинстве популярных компьютерных игр нет правил. Есть цель и задачи, но как ребенку их выполнять, нигде не написано. А значит, ему приходится постигать все опытным путем. Это развивает исследовательские способности, умение сравнивать свои действия и их последствия и на основе этого анализа самостоятельно открывать нормы. Именно этого детям не дает школа, где на все случаи жизни есть четкие правила.

Если переиграть: игровые нормы далеки от «нормальных». Слишком долго действуя в рамках игры, ребенок начинает переносить игровые нормы в жизнь, и у него формируются ложные представления о реальности.

6. Видеоигры развивают чувство ответственности и учат доверять

Онлайн-игры – это полноценные сообщества по интересам. По сути такая игра заключается в постоянном взаимодействии между игроками. Со временем вы заметите, что у ребенка появились онлайн-друзья, точнее онлайн-команда единомышленников. И их так же, как и реальных друзей, нельзя подводить, иначе тебе же будет хуже. Осознание того, что в игре все друг от друга зависят, приходит быстро. Ребенок начинает учиться доверять и полагаться на других, брать на себя ответственность и справляться с тем, за что взялся.

Если переиграть: Чувство ответственности по отношению к интернет-друзьям приобретает нездоровый масштаб. Ребенок боится покинуть игру и тем самым подвести товарищей или стать им ненужным.

3014 2

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Родительское собрание.

«ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»

Составитель:

Бехлер Е.В. –

г. Югорск

Родительское собрание.

«ПОЧЕМУ РЕБЕНКУ НУЖНА ИГРА?»

Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;

Заинтересовать проблемой;

Приобщить к игре ребенка в условиях семьи.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об игре, и что она дает детям.

Радиостанция «Малышок»: В какие игры играет ваш ребенок дома?

Прослушиваются ответы детей.

Игра для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Ситуация для анализа

В группе дети играют. Новенький, мальчик четырех лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни кормят кукол, другие играют в машинки.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

Не-е-е….Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? - снова обращается к мальчику педагог.

Ему бы только стрелять да в войну играть, - жалуется мать воспитателю.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например…

А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Какое значение, по вашему мнению, имеет в нравственном становлении личности та роль, которую взял на себя ребенок?

Понаблюдайте за играми вашего ребенка: какое содержание преобладает в них?

В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Ребенку для игры необходимы время и игровое пространство.

Игровое пространство - это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить.

Ира возразила:

Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

И пить вино - это плохо, - добавляет Женя.

Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Ребенок отражает знакомые сюжеты и передает смысловые связи между предметами.

Наблюдали ли вы такие проявления игры у своего ребенка?

К началу третьего года жизни должна развиваться способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Вы, наверное, обращали внимание на то, что ваш ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Например, он может неоднократно снимать с куклы платье и снова надевать его, купать игрушки, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Это является нормальным - так ребенок присваивает общественно-исторический опыт. Иногда действия могут производиться условно с помощью предмета-заместителя или без него. Например, куклу кормят из пустой тарелки. Такой характер действий является хорошим показателем психического развития детей. Проследите за играми своих детей.

Если ваш ребенок не играет, попробуйте создать ему дома необходимые для этого условия. Дайте ему возможность поиграть. Для этого создавайте ему условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки.

Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют обучать детей способам игрового отображения действительности. У трехлетнего ребенка ярко выражена потребность в духовном общении со взрослыми, и он нуждается в постоянном подыгрывании. Вмешивайтесь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, что он делает. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое они проявляют в игре. Если вы будете играть вместе, то, несомненно, у ребенка разовьется игровая деятельность.

Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть вместе с ребенком с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом назвать роль, например: «Я - доктор». Ребенок, наблюдая за мамой, будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия. Потом можно сказать: «Ты, как мама, купала дочку». Ребенок освоит выразительные жесты, движения, мимику как способы отображения общения людей. Хорошо произносить диалоги с воображаемым собеседником. Для этого пригодится стихотворение К. Чуковского «Телефон». Проводите с детьми игры имитационного характер, например, покажите, как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите это сделать ребенку. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его «полечить», «продать» и т. д. Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка.

Принять на себя роль - значит действовать как кто-то, поставить себя на место другого.

Причиной появления игровой роли является стремление ребенка включиться в заманчивый для него мир взрослых. Показателем появления роли является ответ на вопрос «Кто ты?». Если ребенок ответит, что он космонавт, шофер и т. д., значит, он принял роль. Сюжетно-отобразительная игра не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры - ведущей деятельности в дошкольном возрасте. К четвертому году для ребенка становится интересным не только отражение действий, но и взаимодействие людей.

Можно формировать у него игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить трехлетнему ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Создавайте разнообразные игровые ситуации для трех-четырехлетних детей: «Мишка заболел», «Поедем на дачу» и др. Попросите ребенка не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Если ребенок уже научился игровым действиям, то можно давать ему такие косвенные задания.

С детьми четвертого года жизни обращайте внимание на разговор персонажей, сведите к минимуму количество сюжетных игрушек.

Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?» Действуйте с воображаемыми предметами. По мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком 15-20 минут в день. Рекомендуется определить время для игры в выходные дни, уточнить с ребенком время.

Если ребенок всегда берет на себя одну и ту же роль, например принцессы или солдата. В чем причина этого?

Причина заключаются в том, что ребенок или недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли взрослые), или не знает, как реализовать другие роли в игре (здесь сказывается бедность его впечатлений). Также на ребенка может произвести впечатление восприятия чего-то необычного и хорошее знание какой-то сферы деятельности взрослых, интересующей его и связанной с этой ролью. Если ребенок овладеет способами ролевого поведения в игре со взрослым, то начнет развертывать более разнообразную игровую деятельность, переключаясь и на другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего плохого. Если это отрицательный образ, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать играть в эти игры. Например, если ребенок все время играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.

Памятка для родителей с советами по проведению игр.

Правило первое : игра не должна включать даже малейшую воз можность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и вы брасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе : игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Ино гда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье : не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальные занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время. Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечатель ных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дож детесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое : поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в ми лость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама