THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В Англии однажды нашли картину, которую назвали "Плачущий мальчик", копии которой стали очень популярны. Позднее все копии картины были сожжены англичанами.

Картина оказалась не простой или даже "проклятой", в домах, где была ее копия, происходили пожары. Пожаров было настолько много, что это вряд ли было простым совпадением - сгорало все, кроме этой картины...

Художник и автор картины - испанский художник Джованни Браголин (также известный как Бруно Амадио), отец изображённого на ней ре6ёнка, издевался над сыном, зажигая перед лицом малыша спички.

Дело в том, что мальчик до смерти боялся огня, а мужчина, таким образом, старался добиться яркости, жизненности и естественности полотна. Мальчик плакал — художник рисовал. Однажды малыш закричал на отца: "Гори ты сам!". Через месяц ребёнок умер от пневмонии. А ещё через пару недель обугленное тело художника было найдено в его же доме рядом с уцелевшей в пожаре картиной плачущего мальчика.

Картина попала к владельцам одной из типографий, которые, не найдя правообладателя и проведя небольшой маркетинг, выяснили, что на ней можно сделать неплохой бизнес. И действительно, копии "Плачущего мальчика" стали расходиться, как горячие пирожки. К сожалению, не менее «горячими» стали и последствия от подобного бизнеса.

Известный английский специалист в области паранормальных явлений Ричард Лазарус, находившийся «в гуще событий», провел по этому поводу собственное расследование.

После ряда необъяснимых пожаров в нескольких домах Британии было обнаружено, что в каждой комнате, в которой начинался пожар, висела репродукция картины, на которой изображен плачущий мальчик. Эта деталь, пожалуй, осталась бы незамеченной, если бы не одно обстоятельство: во всех без исключения случаях картина оставалась невредимой, тогда как все остальные вещи сгорали.

Феномен стал известен общественности в начале сентября 1985 года, когда пожарный из Йоркшира, Питер Холл, выступил в прессе с рассказом о том, что пожарные команды на севере Англии за прошедшее лето встречались с неоднократными пожарами, которые уничтожали в помещении все, за исключением дешевой репродукции картины плачущего мальчика. Причины пожаров в этих случаях оставались нераскрытыми.

Холл заговорил об этом чуде после того, как его собственный брат Рон, не поверив истории, купил репродукцию и повесил у себя в комнате, чтобы доказать, что все это выдумки, а вернувшись на следующий день с работы, обнаружил, что дом его почти полностью сгорел. Видя, как из руин сгоревшего дома вынесли совершенно не пострадавшую картину «Плачущего мальчика», Рон Холл заплакал и сам.

После этого интервью, в редакцию газеты посыпалось огромное количество писем, в которых пострадавшие от пожаров писали о картине плачущего мальчика, лежащей невредимой посреди руин их погорелых домов.

Дора Бранд из Митчема, в графстве Суррей, видела, как ее дом превратился в пепелище через шесть недель после того, как она купила картину, и хотя у нее было еще более сотни других, именно эта одна уцелела.

Сандра Краске из Килбурна сообщила, что она, ее сестра, мать и их друг - все погорели после того, как каждый заимел соответствующую копию. Другие сведения приходили из Лидса, графство Ноттингем, из Охфордшира и с острова Уайт. Двадцать первого октября Парилло-Пицца-Пэлес, в Грейт-Яртмуте, графство Норфолк, был сожжен до угольков, хотя "Мальчик" остался в превосходном состоянии. Через три дня Годберы из Херринторпа, что в Южном Йоркшире, тоже потеряли свой дом; при пожаре репродукция, висевшая у них в гостиной, осталась неповрежденной, хотя все прочие картины сгорели дотла.

На следующий день в Хесуопле, графство Мерсисайд, пара картин, висевших в гостиной и столовой дома, принадлежащего семье Амос, уцелела при том, что все здание разорвало на части от взрыва газа. Не прошло и суток, как появилось новое сообщение о пожаре "Плачущего Мальчика", на этот раз из дома, бывшего пожарного Фреда Трауэра из Телфорда, Шропшир. Одна газета предложила всем владельцам картины устроить ее массовое сожжение.

Хотя большинство в Британии считало, что вся история - затянувшаяся шутка, другие были менее в этом уверены. К ноябрю некоторые бывшие владельцы "Мальчика" нажили нервные болезни, оттого что им все время казалось, что "дух" уничтоженной ими картины теперь намеревается мстить.

Двенадцатого ноября Малькольм Воган из Глостершира помог своему соседу сжечь очередного "Плачущего Мальчика". Он вернулся домой и обнаружил, что вся гостиная уже в огне, вспыхнувшем непонятно как.

Через несколько недель таинственное пламя прошлось по дому в Вестон-над-Марой, графство Эвон, убив его обитателя, шестидесятисемилетнего Уильяма Армитиджа, и дело попало в заголовки газет оттого, что картину нашли совершенно целой рядом с обугленным телом старика. Один из пожарных, пытавшихся потушить огонь, впоследствии сказал: "Я никогда раньше не верил в проклятия. Но когда вы видите целехонькую картину в напрочь сгоревшей комнате, и она - единственное, что не пострадало, то вы понимаете, что это перешло все границы".

Еще одной из пострадавших от этой картины оказалась, известный коллекционер картин Дора Бранд, которая сообщила, что после пожара из всей ее некогда большой и красивой коллекции картин осталась только одна картина - «Плачущий мальчик».

После всех этих случаев с картиной в газете появилось объявление, которое призывало всех, кто имеет репродукцию этой картины, сжечь ее немедля.

Этот год в Великобритании был годом массового сожжения картин. Только таким образом англичане избавились от этого необычного явления, которое до сих пор неразгаданное. Кстати, оригинал этой картины до сих пор не найден. Многие англичане до сих пор считают, что картина являлась проклятием. А в Северной Англии официально запрещено иметь у себя дома картину «Плачущий мальчик».

Феномен "Плачущего мальчика" так и остался без объяснения.



Помимо этого существуют и другие шедевры подобного рода - "Бессонница"
и "Демон поверженный" Врубеля
, "Водяные лилии" Моне
, "Поклонение волхвов" Питера Брейгеля старшего,
"Тройка" Василия Григорьевича Перова


, "Джоконда" Да Винчи.
.. И конечно великолепный Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес и его "Венера с зеркалом".

Данная история примечательна тем, что число очевидцев и свидетелей исчислялось сотнями человек. Получила она название «Плачущий мальчик» по одной из картин испанского художника Бруно Амадио (1911-1981), также известный как Джованни Браголин.

В своё время он написал целую серию картин, на каждой из которых изобразил плачущего ребёнка. Знающие люди говорили, что это лица детей из детского дома, который сгорел во время войны.
Творения Браголина нравились ценителям живописи. Картин насчитывалось 65. С них были сделаны репродукции и проданы по всему миру. На вырученные деньги художник смог спокойно жить в Венеции, а изображения плачущих детей оказались в домах и квартирах тысяч людей. И всё было бы ничего, но летом 1985 года в Великобритании произошёл странный случай.


В графстве Южный Йоркшир, что в северной части Англии, жила почтенная пара Рона и Мэй Халлоуи. В начале июня упомянутого года в их доме случился пожар. Сгорело всё, обрушилась даже крыша, остались только стены. А на одной из них висела абсолютно неповреждённая и даже не покрытая копотью репродукция «Плачущего мальчика». Семья купила её ещё в 1972 году, будучи в Италии.


Члены семейства не были убиты горем, так как недвижимость и имущество были застрахованы, но сам факт, что картина уцелела среди пепелища, вызывал удивление. Через некоторое время произошёл ещё ряд пожаров в городе Ротереме. Все они были большой силы и безжалостно уничтожили жилища людей. Объединяло их то, что во всех домах и квартирах осталась целой картина, изображающая несчастного мальчика с залитым слезами лицом. Причём, это был один и тот же ребёнок, а художник, как было сказано выше, изобразил 65 плачущих лиц мальчиков и девочек.


Заметил эту странную закономерность пожарный Питер Халл. Его слова подтвердил другой пожарный по имени Алан Уилкинсон. Данное заявление вызвало интерес у журналистов газеты «The Sun» - таблоида с ежедневным тиражом 2 млн. 800 тыс. экземпляров.
Редактор газеты Кельвин Маккензи почувствовал сенсацию и решил более досконально изучить вопрос, связанный с репродукциями картин «Плачущий мальчик». По его заданию журналисты побывали в нескольких городах Северной Англии и выяснили, что подобные возгорания наблюдаются уже на протяжении несколько месяцев. Они вызывают серьёзную озабоченность у страховых компаний, так как регулярно приходится выплачивать огромные денежные суммы пострадавшим.

На всех пепелищах находят одно и то же заплаканное лицо ребёнка. Репродукции же с другими лицами никакой угрозы для людей и их жилищ не представляют. Отсюда следовал вывод: жители Англии столкнулись с поразительным мистическим явлением.
4 сентября 1985 года вышел очередной утренний выпуск «The Sun». На первой полосе красовалась статья под названием «Проклятие плачущего мальчика». За день её прочитало более 7 млн. человек. А на следующий день в редакцию валом пошёл поток писем, а телефоны звонили, не переставая. Люди из разных уголков Англии стремились рассказать свои истории. Все они в разное время приобрели репродукцию «Плачущий мальчик» и впоследствии пострадали от пожара.


Так, жительница Донкастера Сандра Краско рассказала, что она, её брат и мать пострадали от пожара после того, как приобрели по одной копии злосчастной репродукции. В городе Лидсе сгорел полностью дом, а репродукция ребёнка осталась целой и невредимой. Из других городов и графств шли точно такие же сообщения. Огонь уничтожал всё дотла, а заплаканный лик даже не покрывался копотью.
Данные факты привели англичан в состояние крайнего возбуждения. Началось массовое уничтожение всех репродукций плачущего мальчика. Правда, находилось немало людей, которые относились ко всему этому ажиотажу довольно скептически. Они считали, что газетчики нашли новый способ своего обогащения и бесстыже выкачивают деньги из доверчивых граждан.
Тех же, кто сжёг репродукции, охватила паника. Появился слух, что дух плачущего ребёнка теперь будет мстить. Одна женщина из Лидса сообщила, что именно картина виновата в гибели её мужа и двоих сыновей. А пожилой мужчина из Лондона заявил, что по вине репродукции погибли его сын и жена.
В ноябре 1985 года редакция «The Sun» решила устроить массовое показательное сожжение оставшихся изображений заплаканного малыша.

Газетчики хотели развести огромный костёр прямо на плоской крыше редакции, но пожарные категорически запретили это делать. Тогда выбрали пустырь за городом. Там и устроили огромный костёр. В нём сгорели все оставшиеся копии.


Англия замерла в ожидании чего-то нехорошего. Но дни шли за днями, недели за неделями, а массовых пожаров больше не было. «Плачущий мальчик», погибнув в огне, перестал беспокоить людей и отравлять им жизнь. Со временем неприятная история забылась. Остались только старые подшивки газет, напоминающие о ней.
Никита Чепкин

Вы любите мистику? Страшные истории, от которых бросает в дрожь? Вы посматриваете с опаской по сторонам, когда слышите рассказы об ужасных преступлениях, непонятно откуда взявшихся странных предметах, голосах, звуках и прочей чертовщине? Вам неуютно в темном помещении, особенно если рядом никого нет? Тогда скорее берите за руку кого-то из домашних или, в крайнем случае, позовите своего четвероногого питомца - собачку, котика или хомячка - и читайте, читайте, читайте!

Мистический художник

Михаила Булгакова называют одним из самых мистических писателей русской литературы минувшего столетия. А вот итальянского происхождения Бруно Амадио - драматическим и зловещим художником 20-го века. Его имя окружено слухами и легендами, а наиболее известная картина - «Плачущий мальчик» - вызывает и по сию пору множество толков, споров у специалистов и обывателей. Творческий псевдоним Амадио - Джованни Браголин. Он прожил достаточно длинную человеческую и творческую жизнь, оставив ряд интересных полотен, на которых запечатлены дети. Картина «Плачущий мальчик» относится к этому же ряду. Более 20 портретов, откуда на зрителя смотрят полные слез, гнева, отчаяния, тоски и боли глаза маленьких детишек, поражают своей незащищенностью, трогательностью и совершенно не ребяческой обреченностью. Что хотел сказать ими художник? Самого его не раз называли живописцем дьявола - за эксцентричность работ.

«Детский» цикл

В прессе не сохранилось интервью с ним, да и каких-либо искусствоведческих работ о творчестве тоже практически нет. Мы знаем, что он был участником Второй мировой, затем работал в Венеции, был художником-реставратором. Картина «Плачущий мальчик», как и остальные из «Цыганского цикла», писалась автором для туристов. Сама идея живописной серии пришла в голову автору под впечатлениями от тех сцен детских страданий, которые он видел. Название цикла критиками было дано, скорее всего, потому, что маленькие натурщики имеют совершенно неухоженный вид: их личики грязные, волосы всклокочены, одежда бедная, рваная, неопрятная. Хотя ничего цыганского - никаких внешних национальных признаков - в ребятишках не заметно. Как ни странно, но работы Амади пользовались большой популярностью. Например, картина «Плачущий мальчик» в репродукциях раскупалась в 70-х-80-х годах массово, особенно среди средних и бедных слоев населения. Даты жизни Джованни Браголина - 1911- 1981 гг.

Загадка первая

Как уже говорилось, отношение к полотну, о котором идет в статье речь, достаточно неоднозначно. Чем, помимо сюжета, необычна картина «Плачущий мальчик»? История создания ее заслуживает особого внимания и исследования. Первая загадка кроется тут, ибо существует несколько версий того, как портрет был написан. Согласной одной, у Бруно Амадио был маленький сынишка. И картина «Плачущий мальчик», история утверждает, передает именно его внешний облик. Ребенок был достаточно нервным, пугливым. А особенно боялся огня - языков пламени в печке, зажженной свечи и даже спичек. Браголин работал в реалистическом жанре и старался как можно точнее следовать правде жизни. Психологическая детализация тоже была для него крайне важна. Поэтому, как гласят легенды, когда писалась картина «Плачущий мальчик» Джованни Браголина, художник специально поджигал перед сынишкой спички и подносил их вплотную к его личику, чтобы натурально передать ужас в детских глазах, возмущение и гнев, и вызвать естественные, правдивые слезы. Как ни противоестественно звучат слухи, однако поверить в них легко. Вспомните отца великого Амадея Моцарта! Тот тоже заставлял сына по 14-16 часов в сутки музицировать. Да мало ли историй о деспотах-родителях вы знаете! Так что вполне может быть, что картина испанского художника «Плачущий мальчик» - действительно портрет его несчастного сына, жертвы жестокого отца.

Тайна с продолжением

Однако легенда имеет продолжение. Слухи утверждают, что в конце концов доведенный до отчаяния малыш пожелал отцу сгореть вместе со спичками, которыми тот его пугал. Вскоре ребенок умер от сильнейшего воспаления легких. А еще чуть позже в мастерской художника вспыхнул страшный пожар. Сгорели все работы, находящиеся там. И только злополучный портрет остался нетронутым. Поговаривали даже, что в помещении обнаружили и обугленный труп самого Амадио. Впрочем, это уже явное преувеличение: известно, что на самом деле художник умер от рака пищевода. Но вот картина «Плачущий мальчик», фото которой вы видите, и правда особо не пострадала. Тогда-то впервые возник слух о том, что в полотно вселилась разгневанная душа ребенка, и он начал мстить обидчикам.

Загадка вторая

Второй вариант версии того, каким образом Амадио нарисовал своего «Мальчика», такой: в 1973 году на одной из венецианских улиц он увидел маленького оборванца, обитателя детского дома (или беспризорника). Внешний вид последнего был столь колоритен, что Бруно убедил его позировать для картины. Очень скоро после окончания работы мальчик погиб под колесами машины (по другим данным - сгорел детский приют с его несчастными обитателями). Что было дальше - вы уже, конечно, догадались. Все тот же пожар в студии живописца, огонь пожирает все, кроме рокового портрета. Вот так «набирала обороты» легенда о картине «Плачущий мальчик». Репродукции с нее и других работ Джованни Браголина под общим названием «Плачущие дети» с удовольствием размещали у себя различные картинные галереи мира.

Мистика или реальность

В середине 80-х годов прошлого века Англию охватила паника. По стране прокатилась череда пожаров самого разного свойства. В одних квартирах произошел в других - короткие замыкания в электросети, в третьих - еще какие-то нарушения техники безопасности, эксплуатации бытовых приборов. Но общественность не обратила бы внимания на эти трагедии (ведь каждый раз были человеческие жертвы), если бы не одно «но». Во всех сгоревших помещениях висели репродукции произведений Амадио. Особенно часто встречалась уже известная вам проклятая картина «Плачущий мальчик». Обыватели твердо решили: обиженный и обозленный на весь мир малыш мстит этому бездушному, жестокому обществу. Ведь на каждом пепелище, среди общего развала и разора, целой и невредимой оставалась только эта картина. Более того - когда в целях эксперимента журналисты одной из лондонских газет (издание обратило внимание читателей на странности происшествий с целью повысить тираж) несколько экземпляров репродукций хотели сжечь - бумага не горела, и объяснить сей феномен никто не смог. Единственная реплика о том, что качество бумаги высокое, потому и не горит, критики не выдержала. Что еще интересно: пострадавшими в основном были небогатые семьи - почему-то «Плачущий мальчик» и другие работы серии особой популярностью пользовались именно у такого контингента.

Глаза в глаза

Мы уже достаточно много времени уделили истории написания картины. Разобрались в том, почему она «проклятая» и какой мистический ореол окружает полотно. Настал момент изучения самого шедевра. Отметим, правда, что оригинал его не найден и по сию пору. Итак, на переднем плане полотна художника Джованни Браголина мы видим поясной портрет ребенка лет 4-5. Первое, на что зритель сразу обращает внимание - глаза мальчика, широко открытые, смотрящие прямо на вас, в буквальном смысле заглядывающие в душу. Цвет их определить сложно - то ли серые, то ли зеленоватые. Впрочем, важен не оттенок, а их выражение. Обычно, когда детки плачут, они зажмуриваются. Здесь же, наоборот, крупные, словно горошины, слезы катятся из распахнутых глазенок, смотрящих несколько исподлобья. Малыш словно понимает: избавления от того, что его расстроило, обидело, причинило боль, ждать нечего. И он плачет от безысходности. Точнее, сами рыдания уже прошли. На картине мы видим конец душевной бури. И, созерцая несчастное лицо мальчика, понимаем, каковы же были его душевные переживания изначально.

Дальнейшее описание картины

Но продолжим. Лицо парнишки округлое, со светлыми бровками, пухлыми щеками и губками, милой Сейчас оно заревано, опухло, но мы понимаем, каким приятным, симпатичным бывает ребенок в минуты доброго расположения духа. Увы, у малыша они довольно редки. А мокрые бороздки по щекам, явственно видные капли слез вызывают в нас искреннее сострадание, желание помочь, утешить, укрыть беднягу от всех житейских бурь, обласкать, развеселить. Да и не его одного. Сочувствие ко всем детям пробуждает это полотно! И на ум приходит знаменитая о том, что преступно то мироустройство, которое построено на хотя бы одной слезинке ребенка.

Общее впечатление

Несмотря на несчастное выражение лица, герой картины очень симпатичен. У него густые пушистые светлые волосы с легким рыжеватым оттенком. Про таких говорят: «Их поцеловало солнце». Шевелюра малыша спутана. Видно, давненько не касались ее расческа или гребень. Да и добрая рука взрослого тоже. На ребенке коричневатых тонов свитерок, шею обматывает серо-голубой шарф. Мальчик изображен почти по пояс, но, по-видимому, на нем черные брючки - нам видны только помочи со светлыми пуговицами. Лицо и фигура ребенка освещены неровно - левая сторона находится в полутьме. На заднем плане темный фон - как видно, для придания картине мрачного, трагического колорита. В ней и правда есть что-то дьявольское, зловещее.

Все началось, вероятно, в сентябре 1985 года, когда в редакцию британской газеты «The Sun» обратились супруги Рон и Мей Халлы из Ротерема. Англичане решили поведать журналистам историю, которая с ними произошла. По словам пары, у нее недавно по невыясненной причине сгорел дом, однако на черной обуглившейся стене осталась репродукция «Плачущего мальчика», почти нетронутая огнем. Брат главы семейства работал пожарным и не только подтвердил эту информацию, но и заметил, что портреты с рыжим ребенком находят целыми также в других сгоревших домах.

Сотрудники издания провели собственное расследование. Оказалось, что за два месяца до этого один полиграфический завод напечатал более пятидесяти тысяч репродукций полотна, которые быстро разошлись в рабочих северных районах Англии. Журналисты выяснили, что за это время произошло более сорока пожаров в домах, где была повешена эта картина, и каждый раз произведение оказывалось целым, словно пламя сознательно не трогало портрет.

САМА ЖЕ МИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА НЕ ГОРИТ
Статья, опубликованная «The Sun», оказалась сенсационной. Прочитав ее, многие британцы принялись звонить в редакцию, утверждая, что они тоже приобрели эту картину, и у них так же случились пожары. Один мужчина заявил, что специально купил репродукцию и пытался сжечь ее в камине, однако портрет, пролежав целый час в огне, не обгорел даже слегка. Ажиотаж вокруг «Плачущего мальчика» поднялся настолько большой, что представители пожарного департамента Саут-Йоркшира выступили с официальным заявлением, объяснив, что никакой мистики якобы нет: мол, репродукций напечатали слишком много, и статистически нет ничего необычного в том, что картины с угрюмым ребенком иногда оказываются в домах, где происходят пожары.

Владельцам «The Sun» тоже пришлось сделать заявление. Газетчики сообщили, что им надоели звонки читателей, и согласились, чтобы каждый желающий отправил им свою копию картины. Уже через неделю редакция оказалась завалена тысячами портретов «Плачущего мальчика». Редактор Кельвин Маккензи, оказавшийся человеком суеверным, потребовал, чтобы картины были поскорее уничтожены. Спустя некоторое время газета опубликовала новую статью, в которой говорилось, что все полученные копии полотна были сожжены за городом. Тем не менее, многие британцы в это не поверили, в том числе потому, что к статье не прилагалось фотографий массового сжигания картин.

Суеверными также оказались почти все пожарные чиновники, которым картину начали преподносить в качестве шуточного подарка. Люди, утверждавшие, что между портретом и пожарами нет никакой связи, напрочь отказывались от таких презентов. Одни говорили, что картина не подойдет их интерьеру, другие утверждали, что не любят живопись вообще, третьи даже не называли причины своего отказа.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама