THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Российская Федерация намерена выделить до 2025 года 160 миллиардов на второй и третий этап госпрограммы развития Арктики. По словам премьера-министра РФ Дмитрия Медведева , Россия примет госпрограмму по социально-экономическому развитию Арктики в новой редакции и с продленным сроком.

Медведев отметил, что финансирование будет осуществляться в три этапа: "Это формирование в арктических регионах точек экономического роста, так называемых опорных зон. Это дальнейшее развитие Северного морского пути, инфраструктуры, которая бы обеспечивала мореплавание в акватории. Еще одно направление — это освоение континентального шельфа с помощью современной техники и технологий".

Арктику уже традиционно называют мировой кладовой углеводородов. Территория арктического шельфа России, границы которой утверждены международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километра: это примерно территория всего Европейского союза. По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева, , составляет два миллиона квадратных километров.

"Добывать на шельфе какие бы то ни было виды углеводородного сырья, нефть или газ, сейчас невозможно: технологий нет. Но для того, чтобы нормально жить завтра, готовиться к этому нужно сегодня. Поэтому необходимо готовить шельф к разработке не только углеводородного сырья, но и других видов полезных ископаемых. Чтобы эффективно работать на шельфе, необходимо оборудование. Такого оборудования нет ни у нас, ни у наших соседей", — говорит Танкаев. Тем не менее в Рослякове под Мурманском и на верфи "Звезда" в бухте Большого Камня около Владивостока "Роснефтью" уже начато строительство двух огромных научно-производственных центров и инфраструктурных, вспомогательных судов. Они расположены на разных концах Северного морского пути.

Танкаев добавляет, что в отношении разработки технологий наша страна находится в самом лучшем положении среди арктических государств именно потому, что у нее есть Северный морской путь — источник окупаемости всех проектов. "Первое, что можно будет делать с месторождениями нефти и газа на арктическом побережье России, и на мелком шельфе — это бункеровка судов. Это производства топлива и бункеровка судов, которые идут по Севморпути. Это безумно выгодная штука", — отмечает эксперт.

В свою очередь в начале августа стало известно , что Минэкономразвития разработало государственную , согласно которой к 2035 году в России будет построено восемь атомных ледоколов. Постройка новых судов атомного флота нужна для навигации в течение года по Севморпути и для экспедиций в Арктике. Сообщается, что "потребность в судах для работы на Северном морском пути сформирована российскими нефтегазовыми компаниями".

Как говорит Танкаев, количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, растет очень быстро, однако "сколько их будет в итоге, никто не знает, но есть планы, которые могут быть реализованы. Сейчас это где-то четыре миллиона тонн в год, планируется довести до 70-80 миллионов тонн в год.

Также в мае этого года стало известно, что новые российские патрульные ледоколы проекта 23550 "Иван Папанин" будут иметь на вооружении крылатые ракеты. Это патрульный корабль ледового класса, который может выполнять боевые задачи в условиях вечной мерзлоты — на льду до полутора метров толщиной. По словам главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, ледокол также может выполнять ударные боевые функции: "Конвоирование, сопровождение, при необходимости нанесение ударов по целям — и все это в условиях Арктики. Именно в этом плане таких разработок еще нигде нет".

, " Россия никому не угрожает, но свои арктические рубежи будет защищать". "Серьезность своих намерений мы демонстрируем как раз в вопросах создания арктических военных ледоколов. Безусловно, это будет уникальный класс кораблей в рамках Северного флота. Возможно, не в ближайшей перспективе, а в будущем можно будет говорить и о создании Арктического военного флота — не северного, а именно арктического", — говорит Перенджиев.

В комментарии для читателей "Правды.Ру" советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог Артур Чилингаров особо отметил, что выделение 160 миллиардов на программу развития Арктики не просто очень нужное, но и своевременное событие. Сейчас, когда конструируются новые атомные ледоколы, идут геологическая разведка, разработка шельфов по добыче углеводородов, такие решения от руководства страны просто необходимы. Россия вкладывается не только в благополучное настоящее, но и на много лет вперед — в светлое будущее, добавил Чилингаров.

"Россия осваивает Арктику в мирных целях. Мы ждали этого решения, и я знаю, что государство всячески поддерживает устранение всех проблем, которые есть в Арктике", — сказал в заключение ученый.

В конце минувшего месяца пресс-служба Совета Безопасности РФ распространила сообщение, в котором акцентирует внимание на том, что «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года», размещенные на официальном сайте Совбеза России, не предполагают милитаризации региона. «Вопрос милитаризации Арктики не стоит, - отмечалось в сообщении. - Акцент делается на создание активно функционирующей системы береговой охраны, опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны России, сил и средств пограничных органов, а также на поддержание необходимой группировки войск общего назначения Вооруженных Сил России». Как следует из текста сообщения, «одна из главных целей этой работы - повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами сопредельных государств по вопросам борьбы с терроризмом на море, пресечение контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов».

ВНИМАНИЕ, которое сегодня уделяется в сфере военной безопасности и защиты Государственной границы РФ Арктической зоне, не случайно. Оно обусловлено ролью, которую приобретает Арктика в мировой политике. Речь в первую очередь идет о больших запасах нефти и природного газа на океанском шельфе, а также о контроле за новыми транспортными маршрутами, которые станут доступными при продолжении процессов глобального потепления климата.

Геологи всех арктических стран сходятся во мнении, что запасов углеводородного сырья в Арктической зоне хватит для экономик ведущих государств Запада на многие годы. Так, согласно результатам исследований Геологической службы США северные широты могут содержать 90 млрд. баррелей нефти (свыше 12 млрд. тонн). Этого достаточно, чтобы обеспечивать потребности экономики США в течение 12 лет. Помимо этого, в Арктике есть и огромные запасы природного газа, которые ученые оценивают в 47,3 трлн. кубометров. Российские эксперты считают, что эти оценки даже несколько преуменьшают истинные запасы углеводородов на шельфе Северного Ледовитого океана. Арктика, по их мнению, в плане потенциальных ресурсов в пять раз богаче Тихого океана и в 1,5-2 раза богаче Атлантического и Индийского.

По оценкам геологов США, среди секторов Арктики самые крупные суммарные запасы в Западно-Сибирском бассейне - 3,6 млрд. баррелей нефти, 18,4 трлн. кубометров газа и 20 млрд. баррелей газоконденсата. За ним следуют арктический шельф Аляски (29 млрд. баррелей нефти, 6,1 трлн. кубометров газа и 5 млрд. баррелей газоконденсата) и восточная часть Баренцева моря (7,4 млрд. баррелей нефти, 8,97 трлн. кубометров газа и 1,4 млрд. баррелей газоконденсата).

Естественно, встает вопрос, кому распоряжаться этими ресурсами. На недра Арктики могут претендовать пять арктических государств - Дания, Норвегия, США, Канада и Россия, которая обладает наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов (по американским оценкам, на районы, которыми РФ уже владеет или на которые претендует, приходится около 60 процентов общих запасов).

И неудивительно, что Россия первой озаботилась юридическим оформлением своих прав на морское дно. Москва еще в 2001 году подала заявку на его часть, включающую хребет Ломоносова. Но чиновники ООН затребовали более убедительные данные о геологии морского дна. В 2007 году российские ученые провели дополнительные исследования с помощью глубоководных батискафов и установили российский флаг из титанового сплава на дне Северного Ледовитого океана у самого полюса. Это была чисто символическая акция, которая тем не менее вызвала крайне болезненную реакцию на Западе.

Между тем, по словам директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, «еще в 20-е годы прошлого века союз восьми арктических государств признал, что клин от края границы России к Северному полюсу принадлежит нашей стране. По современным данным наших ученых, вся эта территория действительно является продолжением наших континентальных структур, и потому РФ вполне может претендовать на разработку нефтяных запасов этого региона».

В МАЕ прошлого года в Илулиссате (Гренландия) прошла международная конференция по проблемам Арктики. В ней участвовали представители пяти стран Арктического бассейна (Россию представлял министр иностранных дел Сергей Лавров). Итоги встречи показали, что для нагнетаемой некоторыми западными СМИ истерии и предсказаний неизбежности военных столкновений оснований пока нет. Участники конференции подписали декларацию, в которой стороны выразили желание решать все спорные вопросы за столом переговоров в строгом соответствии с международными законами.

«Пять наций провозгласили, - сказал министр иностранных дел Дании Пер Стиг Меллер, - что они будут действовать в строгом соответствии с законами. Надеюсь, мы раз и навсегда разрушили мифы относительно яростной борьбы, которая развернулась за Северный полюс». Аналогичной точки зрения придерживался Сергей Лавров: «Мы не разделяем тревожных прогнозов относительно грядущего столкновения интересов арктических государств, чуть ли не будущей «битвы за Арктику», в условиях потепления, облегчающего доступ к дорожающим природным ресурсам и транспортным путям».

Действительно, оснований для ажиотажа в разделе арктических ресурсов не существует. Уже сегодня имеются международные правила, которые позволяют определить, кто и на какой район имеет права. В целом контуры будущего раздела ясны. В прошлом году исследователи из университета в Дареме (Великобритания) уже составили карту, на которой показаны районы, где претензии арктических стран неоспоримы, и те, за которые предстоит борьба юристов. Кроме того, на карте указаны два отдельных района, названных «зонами», - они лежат вне акваторий, на которые претендуют отдельные государства, и станут использоваться в интересах всех стран. Основные споры развернутся на основании выводов геологов относительно структуры континентального шельфа и принадлежности хребета Ломоносова.

Cправка

До Второй мировой войны любое государство, имеющее выход к морю, обладало суверенным правом на водную полосу вдоль его береговой линии. Тогда ее измеряли дальностью полета ядра, но со временем ее ширина составила 12 морских миль (22 километра). В 1982 году 119 стран подписали Международную конвенцию по морскому праву (в силу вступила в 1994 году). Конгресс США до сих не ратифицировал ее, выражая опасения по поводу возможного «ущемления» суверенитета и национальных интересов. Согласно конвенции имеется понятие территориальных вод. Это примыкающий к сухопутной территории государства водный пояс шириной до 12 морских миль. Внешняя граница этого морского (океанского) пояса является государственной границей. Прибрежные государства обладают также правом на исключительную экономическую зону, она находится за пределами территориальных вод, и ее ширина не должна превышать 200 морских миль (370 км). В таких зонах государства обладают ограниченным суверенитетом: имеются исключительные права на рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых, но им запрещено препятствовать проходу кораблей других стран.

КОНВЕНЦИЯ по морскому праву (76-я статья) предусматривает возможность продлить исключительную экономическую зону за пределы 200 миль, если государство докажет, что океанское дно является естественным продолжением его сухопутной территории. Имея в виду эту статью конвенции, сегодня ученые трех стран - России, Дании и Канады - пытаются собрать геологические доказательства того, что хребет Ломоносова - подводная горная гряда, протянувшаяся на 1.800 км от Сибири через Северный полюс к Гренландии - принадлежит именно их стране. Российские геологи утверждают, ссылаясь на анализ образцов, взятых со дна океана, что хребет Ломоносова связан с Сибирской континентальной платформой (значит, он - «продолжение» России). Датчане в свою очередь считают, что хребет связан с Гренландией. Канадцы ведут речь о хребте Ломоносова как подводной континентальной части Северной Америки.

Канадские и датские ученые начали в прошлом месяце совместную исследовательскую миссию, чтобы определить границы континентального шельфа Северной Америки. Они собирались в лагере на острове Уорд-Хант - крайней северной точке Канады, откуда стартовала экспедиция. С этого острова одна группа ученых совершает полеты на вертолете, оборудованном эхолокатором. Вторая группа на специально оборудованном самолете DC-3 с радиусом действия около 800 километров будет проводить гравиметрические измерения на арктической территории, в том числе на Северном полюсе (гравиметрия - измерение малейших колебаний силы тяжести для получения информации о плотности пород в разных точках поверхности и их геологических свойствах. - А.Д.).

С помощью этого метода канадские и датские ученые хотят получить доказательства тому, что североамериканская континентальная платформа, включающая северные канадские острова и Гренландию (автономная провинция Дании), простирается далеко в центр Северного Ледовитого океана. Это будет означать, что продолжением североамериканской континентальной платформы являются подводный хребет Ломоносова и параллельный ему хребет Альфа, переходящий на востоке в хребет Менделеева.

Надо отметить, что в международном праве прецеденты расширения прав на континентальный шельф дальше границ 200-мильной исключительной экономической зоны были. Комиссия ООН по границам континентального шельфа уже узаконила притязания Австралии на 2,5 млн. квадратных километров антарктического шельфа, а Ирландия получила 56 тыс. квадратных километров шельфа в арктических широтах.

Конечно, уповать на справедливость решения Комиссии ООН относительно спора за арктические территории (хребет Ломоносова и т.д.) надо с учетом того, что все решения в мировом сообществе принимаются все же с оглядкой на соотношение военных и экономических потенциалов сторон. Можно даже сказать, что международное право - это отчасти возведенная в закон «воля сильного». Каркас мировой конструкции нынешних международных отношений определялся державами - победительницами во Второй мировой войне при определяющей роли США, неимоверно усилившихся тогда в мировой политике. Опыт новейшей истории учит и тому, что США «забывают» о международном праве и ООН, когда им не удается провести через Совет безопасности ООН нужные им решения. Так было при проведении военной операции против Югославии в 1999 году и против Ирака в 2003-м.

ПОЭТОМУ вполне оправданна забота Российской Федерации о своих военных возможностях обеспечить свои государственные интересы в Арктической зоне, тем более что США, Канада, Дания и Норвегия стремятся проводить скоординированную политику по недопущению России к ресурсам арктического шельфа. «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года», утвержденными 18 сентября 2008 года Президентом РФ, предусматривается «создать группировку войск общего назначения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в первую очередь пограничных органов, в Арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

Арктическая зона РФ является стратегической ресурсной базой страны для решения задач социально-экономического развития. Ее защита требует наличия активно функционирующей системы береговой охраны ФСБ РФ. Арктической стратегией России предполагается развивать пограничную инфраструктуру и технически переоснастить пограничные органы для создания системы комплексного контроля за надводной обстановкой и усиления государственного контроля за промысловой деятельностью в Арктической зоне РФ. Для пограничников необходимы, в частности, новые корабли ледового класса с вертолетами на борту.

Cправка

Россия считает своими 18 процентов территории Арктики с протяженностью границы, равной 20 тысячам километров. Ее континентальный шельф может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. В настоящее время 22 процента общероссийского экспорта производится в регионе Арктики. Здесь расположены крупнейшие нефтегазовые регионы - Западно-Сибирский, Тимано-Печорский и Восточно-Сибирский. В арктических районах развита добыча редких и драгоценных металлов. В регионе добывается около 90 процентов никеля и кобальта, 60 процентов меди, 96 процентов платиноидов.

Присутствие кораблей Северного флота ВМФ России в арктических районах, в том числе и в районе Шпицбергена, полеты над акваторией Северного Ледовитого океана боевых самолетов Дальней авиации служат в нынешних условиях инструментами обеспечения национальных интересов РФ. К этому обязывает и усиливающаяся военная активность в Арктике других приполярных государств. Военно-морской флот России к тому же активно участвует в гражданских программах изучения Мирового океана и определения границ континентального шельфа России в Арктике. В условиях покрытия льдом значительной части Арктики эффективно работать могут прежде всего глубоководные аппараты. Для этого возможно использовать как телеуправляемые аппараты, имеющие большую глубину погружения, так и подводные лодки.

СРЕДИ национальных интересов России - использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации РФ в Арктике. Северный морской путь (его порой называют Северо-Восточным проходом - по аналогии с Северо-Западным проходом через канадский арктический архипелаг, соединяющим Атлантику и Тихий океан) способен связать воедино европейские и дальневосточные судоходные маршруты. Сейчас протяженность маршрута между Европой и Азией (Роттердам - Токио) по Суэцкому каналу составляет 21,1 тыс. километров. Северо-Западный проход сокращает этот маршрут до 15,9 тыс. км, Северный морской путь - до 14,1 тыс. км.

По оценкам, проход судов по российскому Северному морскому пути (СМП) позволяет на 40 процентов сократить время доставки грузов по сравнению с традиционными маршрутами. Имеются прогнозы, согласно которым к 2015 году общий объем перевозок по СМП реально может возрасти до 15 млн. тонн в год (сейчас по Севморпути перевозится более 2 млн. т грузов, но для самоокупаемости и развития маршрута требуется втрое больше).

С улучшением условий для навигации (по прогнозам, к 2020 году до 6 месяцев в году) связаны и немалые опасности. Северный морской путь попадает в глобалистскую «повестку дня». У транснациональных корпораций и стоящих за ними финансовых кругов появляется соблазн интернационализировать этот «коридор» вдоль арктического побережья России под благовидным предлогом его модернизации и обеспечения безопасности мореплавания (повод найдется: старые мины, пираты, ледовая опасность и т.п.). Надо откровенно признать, что после распада СССР было мало что предпринято для поддержания в нормальном состоянии инфраструктуры этого морского пути. Многие портовые сооружения заброшены, навигационная и спасательная службы деградировали, утрачен кадровый потенциал. Все это - предлог для жесткого разговора с Россией, если она ослабнет в условиях начавшегося мирового финансового кризиса. Нельзя исключать, что Запад попытается превратить Северный морской путь, проходящий рядом с богатейшими месторождениями нефти и природного газа, в международную морскую трассу, выведя его из-под юрисдикции России...

«Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года» своевременно формулируют арктическую стратегию России, которую предстоит реализовывать в ближайшие годы, к сожалению, в осложнившихся финансово-экономических условиях. Освоение Арктики объективно является одним из жизненно важных приоритетов Российского государства.

Освоение арктических широт Россия ставит в череду приоритетных задач. Регион этот в первую очередь интересен с точки зрения его коммерческого использования. Ведь арктические недра и Северный морской путь в будущем способны принести нашей стране немалые дивиденды.

Неисчерпаемые недра

В 2009 году вышел материал журнала Science об исследованиях потенциальных запасов недр Арктического макрорегиона. Согласно опубликованным данным, льды Арктики скрывают свыше 10 млрд. тонн нефти и около 1550 трлн. кубометров природного газа. Но если нефтеносные залежи преимущественно сконцентрированы у побережья Аляски, то почти все запасы арктического газа принадлежат России.

По оценке геологической службы США, российская арктическая зона в целом является самой богатой. Особенно перспективным в этом плане американцы называют район Карского моря, где, по их предположению, залегает четверть всех неразведанных запасов планеты.

Кроме углеводородов российские арктические недра щедры на редкоземельные металлы, агрохимические руды, здесь крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути и оптического сырья. Официальный представитель «Росгеологии» Антон Сергеев подчеркивает, что изученность арктического региона крайне неравномерна и в ближайшем будущем здесь могут быть открыты десятки новых месторождений.

Недавно британское издание Daily Star попыталось подсчитать прогнозируемые запасы полезных ископаемых российской Арктики. Эксперты с Туманного Альбиона считают, эта цифра может достигать $22 трлн. долларов. Российские экономисты называют цифру в $30 трлн. При этом стоимость разведанных запасов оценивается в $2 трлн.

Северный морской путь

В условиях глобального таяния арктических льдов российские власти делают ставку на развитие Северного морского пути (СМП), который может стать ощутимой статьей пополнения бюджета. Уже сейчас ведутся разработки финансово-экономической модели транспортных линий, связывающих российские порты с городами Северной Европы и Юго-Восточной Азии.

Первоначально в перевозках предполагается задействовать российские грузы, которые сейчас транспортируются по Транссибу, а затем в проект вовлечь и международные компании. По мнению экспертов, при 75% загрузке контейнеровозов ежегодный объем перевозок по СМП в ближайшем будущем может составить до 380 тысяч TEU (1TEU соответствует контейнеру с габаритами 6,1 Х 2,4 м.)

Правда, по словам разработчиков финансово-экономической модели, о доходности можно будет говорить не раньше 2028 года, когда возвратится банковское финансирование. Ежегодная прибыль в этом случае должна составлять не менее 7,5 миллиарда рублей. К 2035 году, по оценкам специалистов, капитализация фидерных линий СМП только за счет государственных вложений составит порядка 55 миллиардов рублей.

Но будет ли СМП интересен иностранным компаниям? Очевидно, что да. В сентябре этого года контейнеровоз датской компании Maersk Line вместимостью 3,6 тысяч TEU впервые в истории изменил свой традиционный маршрут через Суэцкий канал и прошел по Северному морскому пути. В пресс-службе Maersk заявили, что это сделано для изучения потенциальных возможностей контейнерных перевозок в северных водах.

Стало известно, что датское судно затратило на всю дорогу 26 суток вместо стандартных 34-х. Это было предсказуемо, так как северный путь короче южного на 7 тысяч морских миль. И хотя в Maersk уверяют, что они не рассматривают сейчас СМП в качестве коммерческой альтернативы действующим логистическим схемам, однако отечественные специалисты не сомневаются, что датчане уже оценили экономическую выгоду от нового проекта.

Прибыль вещь затратная

Перед тем, как получать прибыль от использования Северного морского пути и разработок месторождений в Арктике государство должно пойти на существенные затраты. Заведующий отделом ИМЭМО РАН Андрей Загорский отмечает, что к 2025 году планировалось вложить под конкретные арктические проекты около 260 млрд. рублей, но ввиду бюджетных сложностей эта сумма будет существенно снижена.

Нужно также учитывать, что логистика в Арктике будет обходится в 3-4 раза дороже, чем на континенте. Климатические и географические особенности региона предъявляют особые требования к возводимой там инфраструктуре. Так, по оценкам специалистов, из-за воздействия морских бурь портовые сооружения придется переносить подальше от побережья, что существенно повысит капиталовложения.

Кроме того, в условиях нестабильного ледового покрова и возрастающих рисков образования айсбергов, возникает необходимость в строительстве новых атомных ледоколов, без которых невозможна круглогодичная навигация. И такое строительство уже идет полным ходом.

Уже на воду спущен головной атомный ледокол «Арктика», затраты на которого оцениваются в $625 млн. До 2020 года судостроительные верфи должны покинуть еще два серийных атомохода стоимостью в $709 млн и $743 млн. Общая стоимость ледокольного проекта обойдется казне более чем в $2 млрд.

Также на стадии проектирования находится атомный ледокол «Лидер», который обеспечит бесперебойную круглогодичную навигацию по СМП. Предполагаемые затраты на него составят около $1,2 млрд. однако и отдача ожидается хорошая. Такой ледокол может повысить скорость прохода по СМП танкеров ледового класса в 5 раз.

Юрий Гудошников, ведущий сотрудник лаборатории «Арктик-шельф» НИИ Арктики и Антарктики, убежден, что российский арктический проект – это «длинные деньги». По его мнению, чтобы запустить месторождение нужно минимум 8 лет и цены на углеводороды в разы выше, чем сейчас. Но Минэкономразвития призывает не останавливаться, а уcкорить процесс освоения Арктики в том числе и за счет привлечения иностранных партнеров.

Об ассигнованиях на научные исследования «Трансарктика-2019» Распоряжение от 23 февраля 2019 года №276-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 868,75 млн рублей для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета. Исследования «Трансарктика-2019» проводятся в контексте восстановления комплексных научных исследований Арктического региона, включая высокоширотную Арктику. Цель исследований – совершенствование системы гидрометеорологической безопасности морской деятельности России в Арктике для реализации научных и практических интересов государства.

29 января 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Юрий Борисов провёл заседание Морской коллегии Обсуждались состояние и перспективы развития внутренних водных путей, а также меры, направленные на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и увеличение доли в общем объёме перевозок национальных внешнеторговых грузов.

22 января 2019 , О предоставлении права пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря Распоряжение от 17 января 2019 года №22-р. По результатам проведённого аукциона право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря, для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья по совмещённой лицензии предоставлено ООО «Газпром нефть шельф».

18 января 2019 , Арктическая деятельность Обсуждалось предложение Правительства о дополнении компетенции Министерства по развитию Дальнего Востока вопросами, связанными с реализацией государственной политики в Арктической зоне.

28 декабря 2018 , Арктическая деятельность Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о полномочиях госкорпорации «Росатом» в сфере развития и функционирования Северного морского пути и прилегающих территорий Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №525-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 6 июля 2018 года №1374-р. Федеральным законом госкорпорация «Росатом» наделяется рядом полномочий в области государственного управления развитием и устойчивым функционированием Северного морского пути, а также инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути.

19 декабря 2018 , Арктическая деятельность О решениях по итогам совещания по вопросам развития Арктики О планах по реализации в Арктической зоне Российской Федерации инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие Северного морского пути в соответствии с задачами, поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204. О транспортной инфраструктуре, обеспечивающей реализацию инвестиционных проектов в Арктике.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Доклад Евгения Дитриха на совещании по вопросам развития Арктики Об инвестпроектах по развитию Северного морского пути.

11 декабря 2018 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Доклад Александра Козлова на совещании по вопросам развития Арктики О реализации инвестпроектов в Дальневосточном регионе.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Доклад Александра Новака на совещании по вопросам развития Арктики О реализации инвестпроектов по разработке запасов углеводородов в Арктике.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Д.Медведев: «Арктический регион – это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, он имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки».

7 декабря 2018 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл заседание оргкомитета по подготовке Международного арктического форума – 2019 Обсуждались, в частности, структура деловой программы, состав участников, вопросы обеспечения устойчивого технического функционирования площадок форума. Ожидается, что на форум съедутся 2500 участников и гостей.

4 октября 2018 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл совещание о приоритетных задачах развития Арктики Обсуждались основные задачи в сфере экологии, развития науки, модернизации транспортной инфраструктуры Арктической зоны.

4 октября 2018 , Арктическая деятельность О заключении концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры морского порта Мурманск Распоряжение от 1 октября 2018 года №2111-р. Определены основные условия концессионного соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта Мурманск. В рамках концессионного соглашения предусматривается строительство угольного терминала, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу и строительство новой железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива.

12 сентября 2018 , Управление природными ресурсами. Недропользование О проведении аукциона на право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1899-р. Участок для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья имеет площадь 321,2 кв. км.

4 сентября 2018 , Участие России в многосторонних соглашениях, международных организациях и объединениях (кроме СНГ) Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана Распоряжение от 31 августа 2018 года №1822-р. Цель будущего Соглашения – создание международно-правовой базы регулирования рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана.

Распоряжение от 8 августа 2018 года №1663-р. В рамках реализации механизма частной концессионной инициативы в федеральных проектах в сфере транспорта на основе концессионного соглашения с ООО «СШХ» («Северный широтный ход») будут созданы объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта «Обская – Салехард – Надым».

11 апреля 2018 , Арктическая деятельность В последние годы активизировалась деятельность России в Арктике.

1

ТАСС-ДОСЬЕ. 29-30 марта 2017 г. в Архангельске состоится IV Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справочный материал о российских владениях в Арктике.

История

Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 г. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, "расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи". СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 г., направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". Документ гласил, что "территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе".

Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и о. Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 г.).

В 1979 г. СССР уточнил восточные границы своих полярных владений с "168 градусов 49 мин. 30 сек." на "168 градусов 58 мин. 49,4 сек.".

Арктическая зона РФ

2 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республики Коми и Якутия; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также "земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.". С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.

Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает более 2,5 млн человек. Это менее 2% населения России (146,8 млн) и более 54% от общего населения всей Арктики (4,6 млн).

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти, большая часть алмазов России. При этом потенциальные запасы перечисленных видов сырья составляют свыше 70-90% от общероссийских. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

Проблемы международно-правового статуса

На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Существует два конкурирующих подхода к определению статуса арктических территорий. С одной стороны, они могут рассматриваться как открытое море. С другой - как особый вид государственной территории прилегающих стран, в связи с тем, что Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность.

Согласно второй точке зрения, приарктические государства в силу своего географического положения и исторических причин заявляют особые, преимущественные права на так называемые арктические сектора. Под этим термином понимают пространство, основанием которого служит побережье страны, а боковыми линиями - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Площадь арктического сектора РФ, определяемого согласно данному подходу, составляет около 9 млн кв. км, из которых 6,8 кв. км - морская акватория Северного Ледовитого океана.

Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.; ратифицирована РФ в 1997 г.), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод. Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.

Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа. При этом согласно ст. 76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра "на всем протяжении естественного продолжения" под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.

Заявка в ООН

В 2001 г. Россия впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа представление о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу. Основанием послужили исследования рельефа морского дна, в ходе которых выяснилось, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, проходящие по дну Северного Ледовитого океана, являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Первая заявка была отклонена, однако в августе 2015 г. была подана новая, дополненная результатами последних исследований. Ее презентация в ООН состоялась 9 февраля 2016 г., процесс рассмотрения заявки может занять до 5 лет. В случае ее одобрения, площадь российского континентального шельфа увеличится на 1,2 млн кв. км (в настоящее время - 4,1 млн кв. км).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама