THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;

♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

(К.Р.Роджерс)

Для теории личности Роджерса характерны все осн. положения Г. п., в рамках которой эта теория создана. В качестве осн. движ. силы функционирования личн. рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса явл. феноменологич. и холистический подходы. Согласно первому, основой личн. выступает психол. реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса - "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность чел. в позитивном внимании как со стороны др. людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании др. людей делает чел. подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым явл. отношение к чел. значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением др. форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, напр.: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение чел. оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личн. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность" и "неприспособленная личность". Первый тип явл. идеальным чел., получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоц. глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмич. доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирич. свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенц. возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны осн. формы психопатологии личн. Так, если переживания чел. не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу,которая не полностью устраняется его психологич. защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотич. нарушения. Для психол. помощи при разл. личност. нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия" и "терапия, центрированная на человеке", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личн. явл. взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

Гуманистическая психология

Словообразование. Происходит от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos - учение.

Специфика. Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М.Мерло-Понти о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Принципы. Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

Человек целостен;

Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

Главной психологической реальностью являются переживания человека;

Человеческая жизнь - единый процесс;

Человек открыт к самореализации;

Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Терапия. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии (логотерапия В.Франкла, психодрама Я.Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем.

Литература. Qitmann H. Humanistische Psychologie. Gottingen: Hogrefe, 1985

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в нашей стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.

ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее. Этот оптимистический взгляд в ту пору "мира и любви" был горячо встречен.

Возникновение и формулирование основных принципов психологии гуманистической связано с именем американского психолога А. Маслоу. Она основывается на принципах экзистенциализма. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье. В качестве основных предметов ее анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, общение межличностное. К этому направлению относятся К. Роджерс, В. Франкл, К. Бюлер, Ф. Бэррон, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Джурард, и др.

Психология гуманистическая противопоставила себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней - устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения "идеального Я". Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания коего призвана поддержать особая форма психотерапии - "терапии, центрирований на клиенте"; это означает трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт выполняет только роль консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, где клиенту легче организовать свой внутренний, "феноменальный" мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования - "экзистенции".

На базе психологии гуманистической строятся некоторые направления психотерапии и педагогика гуманистическая.

Основные методологические положения психологии гуманистической:

1) человек должен изучаться в его целостности;

2) ценны не только общие, но и индивидуальное случаи: каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

3) человек открыт миру; переживания человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;

4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

5) человек наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы;

6) человек не детерминирован только внешними ситуациями - он обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, коими руководствуется в выборах;

7) человек - активное, интенциональное, творческое существо.

Гуманистический подход дальше других отходит от психологии научной, отводя главную роль личному опыту человека. Соответственно, главная претензия, предъявляемая гуманистам, - в том, что субъективность их подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть в самом деле.

Индивидуальность рассматривается как интегративное целое - в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека. В отличие от психоанализа классического утверждается, что человек изначально добр или хотя бы нейтрален; агрессия, насилие и прочее возникают под влиянием окружения. Согласно А. Маслоу, самая универсальная человеческая характеристика - креативность, врожденная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Подчеркивается интерес к психологически здоровой личности: прежде, чем анализировать болезнь, нужно знать, что такое здоровье (в психоанализе - обратный путь).

В целом психология гуманистическая не представляет единой теории - ее объединяют некие общие положения и "личностная" ориентация в терапевтической и педагогической практике. Одно из ответвлений психологии гуманистической - психология экзистенциальная.

Согласно А. Маслоу - воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует появлению и удовлетворению потребностей более высокого уровня.

Потребности человеку "заданы" и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:

5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности. 4: Потребности, связанные с уважением других и самоуважением. 3: Потребности, связанные с любовью и приятием - в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу; потребность любить и быть любимым. 2: Потребности, связанные с безопасностью - в уверенности, порядке, структурированности, предсказуемости окружения. 1: Базовые физиологические потребности.

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять и тем более индивидуален он будет.

На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие - менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некие из потребностей более низкого "блокированы".

Человек, вышедший на уровень самоактуализации - личность самоактуализуемая - оказывается особым, не отягощенным множеством мелких пороков Как зависть, злоба, цинизм и прочее, не склонен к депрессии, пессимизму, эгоизму; отличается высокой самооценкой, принимает других и природу, независим от условностей, прост и демократичен, обладает чувством юмора философского плана, склонен к переживанию "пиковых чувств" типа вдохновения.

Итак, задача человека - стать тем, чем возможно - самим собой - в обществе, где условия не способствуют этому. Человек - высшая ценность и в конечном счете отвечает лишь за то, чтобы состояться.

Согласно К. Роджерсу - в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, нужными для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. При таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этих отклонениях и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, коими страдают многие.

В центре концепции - понятие самоактуализации, означающее ту силу, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов.

Человек, как и все живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти и развиваться. Этой тенденции подчинены все биологические потребности, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития; процесс развития протекает, несмотря на многие препятствия на пути. Человек не таков, каким предстает в психоанализе: он изначально добр и не нуждается в контроле общества; более того, именно контроль заставляет его поступать плохо. Поведение, ведущее по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и прочее - результат страха и защиты психологической; задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, на глубоких уровнях имеющиеся у всех.

Актуализующая тенденция - потребность в самоактуализации в динамике ее проявления - причина становления человека более сложным, независимым и социально ответственным. Первоначально все переживания и опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через эту тенденцию. Удовлетворение приносят переживания, соответственные ей; противоположные переживания человек старается избегать. Такая ориентация ведуща, пока не формируется структура Я - самосознание. Проблема в том, что одновременно с формированием Я возникает потребность в положительном отношении со стороны окружающих и самого себя, а единственный путь выработки положительного самоотношения - это усвоение таких способов поведения, кои вызывают положительное отношение других. И ребенок теперь будет руководствоваться не тем, что соответствует самоактуализующей тенденции, а тем, что может вызвать одобрение. И в его сознании в качестве жизненных ценностей будут возникать несоответственные его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей. Представление о себе - Я-концепция - начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе - неконгруэнтность. На уровне проявлений это означает тревогу, ранимость, нецельность личности, что усугубляется ненадежностью и нестабильностью "внешних ориентиров". Отсюда может возникнуть тенденция примыкать к относительно консервативным группам - близких друзей, религиозным, общественным. Но конечная цель - не стабилизация внешних оценок, а верность собственным чувствам.

Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка - с целью его развития на основе самоактуализации, а не внешних оценок - это безусловно позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие: ребенок должен знать, что он любим независимо от того, что делает, - тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации, и лишь при этом условии индивид будет психологически цельным.

Как практик, К. Роджерс предложил ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность. Первоначально его терапия называлась недирективной, что означало отказ от рекомендаций предписывающего характера и веру в способность клиента самому решать свои проблемы при наличии соответственной атмосферы безусловного принятия. В дальнейшем она называлась терапией, сосредоточенной на клиенте; теперь в задачи психотерапевта входило не только создание атмосферы, но также открытость его самого, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания. Наконец, была развита личностно-центрированная терапия, где главное внимание отводилось личности как таковой; принципы ее распространились за пределы психотерапии (в традиционном понимании слова) и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и пр. Во всех случаях главным является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. humanistic psychology) - направление в западнои, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т. ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.

Г. п. сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название "третьей силы"- в западной психологии.

Г. п. представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, ин-тенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэр-рона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу). Сегодня Г. п. занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д. А. Леонтьев.)

Гуманистическая психология

Humanistic psychology). Психология, в первую очередь сконцентрированная на изучении здоровых и творческих людей. Гуманистические психологи подчеркивают уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самоуправлении и самосовершенствовании. Также называется психологией третьей силы.

Гуманистическая психология

humanistic psychology) Г. п. - это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теорет. перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии Г. п. содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений Г. п. отдает приоритет челов. опыту и наполненной смыслом жизни разумного об-ва, к-рое соприкасается с ее воплощениями в произведениях иск-ва и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников Г. п. занимались (и занимаются) психотер., обеспечивающей привилегированный доступ к челов. опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения. Предшественники В 1920-1930-х гг., в американской психологии господствовал догматический бихевиоризм. Сторонники этого позитивистского направления считали сознательный опыт человека выходящим за рамки научного понимания. В этой неблагоприятной обстановке, в конце 30-х, появилась психология личности. После знакомства с подходами к личности представителей европейской феноменологии и нарождающегося экзистенциализма Гордон Оллпорт предложил широкую теорет. перспективу для изучения зрелого Эго и процессов его развития. Генри Мюррей развил и отстаивал в американской психологии подход к личности, отличающийся выраженной фрейдо-юнгианской ориентацией и уделяющий особое внимание недоступным для сознания глубинам души, чье содержимое могло прорываться на поверхность и в форме творчества, и в форме невроза. Сразу после Второй мировой войны были изданы книги двух др. крупных психологов - Гарднера Мерфи и Джорджа Келли, в к-рых излагались их собственные теорет. представления о личности, принципиально расходившиеся с позицией бихевиоризма. Тем временем все еще господствовавший в американской психологии бихевиоризм, в его утонченной версии Джона Долларда и Нила Миллера, стремился найти почву для объединения с психоан. (находившимся тогда на вершине славы) и, по существу, оставался в оппозиции взглядам на личность Оллпорта и Келли, к-рые отвергали как механистические положения бихевиоризма, так и биолог. редукционизм классического психоан. Психология личности, оформившаяся после Второй мировой войны в относительно самостоятельное направление, и стала той питательной средой, из к-рой возникла Г. п. Создание гуманистической психологии Конференция, состоявшаяся в 1964 г. в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, дала начало Г. п. как общественному движению в психологии. Активное участие в нем принимали выдающиеся представители психологии личности и др. гуманистических дисциплин: Гордон Оллпорт, Генри Мюррей, Гарднер Мерфи и Джордж Келли из поколения отцов-основателей; Шарлотта Бюлер, представлявшая европейскую традицию исслед., к-рую позже стали называть "перспективой времени жизни" (или "перспективой жизненного пути"); Жак Барзун и Рене Дюбуа - представители гуманизма в литературе и биологии; а также Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй, ставшие интеллектуальными лидерами этого движения. Роджерс, Маслоу и Мэй определили первоначальный характер Г. п. и по сей день остаются ее самыми уважаемыми фигурами. С т. зр. Роджерса, функционирование человека предполагает наличие внутренних тенденций к самоактуализации. Эти тенденции могут блокироваться различными превратностями социализации, однако их можно разблокировать в тех случаях, когда отношение "терапевт-клиент" характеризуется безусловным положительным принятием, правильным эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. Маслоу начал свой путь в психологию с изучения поведения обезьян. Под влиянием идей Курта Гольдштейна Маслоу развил иерархическую модель мотивации человека, согласно к-рой физиолог. потребности должны быть удовлетворены прежде всего и только затем наступает очередь потребностей в безопасности и защите, в принадлежности и любви и в уважении. Кроме того, и Роджерс и Маслоу воспринимали самоактуализацию как эмпирический принцип и как нравственный идеал. Они разделяли романтические воззрения Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что человек по своей природе добр, только испорчен об-вом, в отличие от гоббсианского взгляда Фрейда, считавшего природу человека противоречивой, с неизбежной примесью зла, и от бихевиористских утверждений в духе Локка о податливости человека средовому программированию. Находясь под сильным влиянием теологии культуры Пауля Тиллиха, Мэй привнес в Г. п. европейскую струю экзистенциалистской и феноменологической мысли. Его книги вводили американских психологов в круг идей, берущих начало от Кьеркегора и Хайдеггера, в то время как в более поздних своих работах, рассчитанных на широкий круг читателей, он уделял пристальное внимание трагическим по своей сути сторонам положения человека в мире. За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека, закрепилась слава "феноменологического". Влияние контркультуры Образование Г. п. как "Третьей силы" практически совпало с возникновением контркультуры "детей цветов" и употребляющих наркотики "хиппи" - феномена 60-х. В психол. аспекте, контркультура обладала рядом черт, созвучных идеям Г. п. Прежде всего ее отличал индивидуализм: стремление каждого реализовать себя, фактически ни во что не ставя взаимную зависимость и не связывая себя обязательствами перед др. людьми. Была в ней и сентиментальная вера в способность чел. к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими. Был в ней и акцент на важности самораскрытия. Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти стороной тот труд, к-рый требуется для создания и поддержания заботливых личных отношений. Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед собой и др. людьми. В том же ряду стоял гедонизм, к-рый подразумевается, когда живешь в состоянии здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств. И наконец, иррационализм, проявлявшийся в пренебрежении возможностями науки и рационального решения проблем, в полагании на интуицию, а не на факты, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении наркотического "кайфа". Основатели Г. п. не стояли на позициях "антинауки". Они скорее стремились выправить уклоны бихевиоризма и психоан., чтобы создать психологию, более правдиво отражающую челов. жизнь и более полезную для ее улучшения. Движение групп встреч Движение групп встреч, к-рое оказалось в центре внимания Г. п. в 60-70 гг., имело несколько источников. Одним из них была работа Я. Л. Морено, психиатра мессианского толка из Австрии, к-рый до 1920 г. писал о психол. "встречах" (encounters - соприкосновениях, столкновениях) и использовал в практике спонтанный театр психодрамы (его термин), к-рый он впоследствии продвигал в Америке в качестве психотерапевтического метода. Др. источником был тренинг сензитивности, созданный Куртом Левином и его учениками. Левин был представителем "теории поля" в психологии. Он, фактически, является создателем совр. американской соц. психологии и, кроме того, автором методики практ. обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения - т. н. "самообучающихся групп" (self-studying groups), в к-рых психолог исполняет роль не "руководителя", а "фасилитатора" (т. е. человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической соц. психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по мере ее становления. Нек-рые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч. Третьим источником стала гештальт-терапия, представленная в Эсаленском ин-те ее главным разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в к-ром терапевт играет самую активную роль, используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), с тем чтобы сосредоточить участников на целостном эмоциональном переживании "здесь и сейчас". В Эсаленском ин-те такая "интенсивная работа в группах", оркестрованная в соответствии с принципами гештальта, - обычно в форме "уик-энд марафонов", - тж сочеталась с методиками телесно-ориентированной терапии в русле идей Вильгельма Райха, нек-рыми формами массажа, медитативными техниками и упражнениями из йоги, позаимствованными из восточных религий. Алан Уотте пропагандировал и всячески поддерживал восточную религию в качестве идеологии для психотерапевтов, что предопределило мистическую сторону гуманистического движения. Трансперсональная психология Границы Г. п. оказались тесными для иррационалистических, мистических тенденций, прорывающихся из контркультуры. Внутри гуманистического движения, не отвергая его, развилась концепция "трансперсональной психологии", к-рая открыто признавала свое тяготение к суфизму и др. формам мистицизма и сосредоточивалась на гипотетических процессах, связывающих индивидуальные сознания с духовным океаном, с к-рым они сообщаются, - отголоски идей, высказанных в свое время К. Г. Юнгом. Г. п. как общественное движение реагировала т. о. на недостаток в нашей культуре веры, надежды и милосердия, но этой своей реакцией она ставила себя в положение религии и тем самым теряла контакт с психологией как наукой. Другие аспекты гуманистической психологии Гуманистическое движение не было целиком поглощено Эсаленом и группами встреч; необходимо отметить и др. его направления, существовавшие в то время. Среди них следует назвать логотерапию Виктора Франкла - религиозно-экзистенциалистскую версию психоан. (во многом напоминающую подход Ролло Мэя), придающую особое значение челов. потребности поместить смерть и страдание в некий смысловой контекст, с к-рым можно жить, причем даже в крайне тяжелом положении. Сюда же относится трактовка Амадео Джорджи феноменологической философии Мерло-Понти: своего рода философская Г. п., почему-то так и не ставшая элементом "фасада" гуманистического движения. Еще одна мировоззренческая концепция - это интерпретация Дэвидом Бэкеном диалектически связанных принципов действия (agency) и общности (communion). Движение породило собственных критиков. В частности, Ричард Фарсен, в прошлом ученик, сотрудник и единомышленник Карла Роджерса, возражал против бездумного преклонения перед терапевтическим трюкачеством, к-рое, на его взгляд, разлагало Г. п. Были также попытки "одомашнить" движение, вернуть его в лоно академической научной психологии, реформируя на ходу саму академическую психологию в гуманистическом направлении. Психологи тж пытались преодолеть противоречия между механистической бихевиористской психологией и Г. п. Однако практ. сближение академической и гуманистической психологии не разрешило вопросов филос. характера, лежащих в основе их спора. В лагере бихевиористов Альберт Бандура расширил рамки своей теории соц. научения с тем, чтобы она отвечала основным гуманистическим интересам. В результате он создал теорию реципрокного детерминизма, в к-рой ему удалось учесть самоконтроль и личную инициативу при образовании окружающей среды человека. Секулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии Г. п. как общественное движение упорно обходила вниманием магистральный путь психол. мысли, получивший отличные "рекомендательные письма" от европейских гуманистов, а именно психологию "секулярного гуманизма". Концепция секулярного гуманизма лучше всего поддается толкованию в рамках экзистенциалистской традиции гуманистической мысли. Человек, по утверждению Паскаля, - "мыслящий тростник", слабейшее из творений природы, - и потому нуждается в Благодати Божией. В духе противоположной традиции секулярного гуманизма Шекспира и Монтеня Ницше в XIX в. и Сартр в XX в. предложили экзистенциалистские, - если судить по значению, к-рое эти философы придавали ответственности наделенного самосознанием человека, - концепции мирского, нерелигиозного гуманизма. Для религиозного экзистенциалиста аутентичная оценка положения человека в мире ведет к неизбежному признанию челов. бессилия перед лицом жизни и смерти, причем облегчить свое положение люди могут только на пути смирения перед всемогуществом Бога. Для атеистического гуманиста, напротив, надежда на Бога служит признаком регрессии к стадии детской зависимости; челов. достоинство требует опирающегося на разум признания за людьми способности самостоятельно выбирать способ своего существования в нейтральном по отношению к ним мире. Смысл человека - в его творчестве. Воззрения представителей религиозного и секулярного гуманизма на природу человека невозможно примирить, хотя и те и другие требуют в качестве предварительного условия внимания к трагическим составляющим челов. существования, полностью игнорируемым господствующим направлением в Г. п. Гуманизм и наука в психологии С самого начала XX в. разграничение наук на "науки о природе" и "науки о духе или культуре", введенное немецким философом Дильтеем, отзывалось эхом в различных направлениях совр. соц. мысли. Возможно, наиболее полно это разграничение выражается в противопоставлении перспективы каузального (причинно-следственного) объяснения, традиционно даваемого с внешней по отношению к субъекту поведения позиции, перспективе истолковательного понимания в рамках внутреннего мира самого субъекта - области интуиции, смыслов, интенций и ценностей. Каузальная перспектива, когда она применяется для объяснения челов. поведения, обеспечивает непрерывную связь наук о человеке с естественными науками о физ. и биолог. мире. Истолковательная перспектива подчеркивает уникальность челов. существ - этих обладающих культурой и способностью к символизации созданий, способных действовать с учетом прошлого и будущего, наполнять смыслом или бессмысленностью свое существование, обманываться и вводить в заблуждение др., но вместе с тем видеть друг друга насквозь. Совершенно очевидно, что обе эти перспективы применимы к человеку. Когда эти перспективы ясно обозначены, они образуют противоположные полюса знания, необходимые, подобно полюсам магнита, но не поддающиеся синтезу в единую теорию. Может быть, это все, на что мы способны в нашем теоретизировании, но не только это вызывает неудовлетворение. Подобная раздвоенность никак не помогает нам в объяснении того, что в феноменах лично выбираемого поведения смыслы или интерпретации, к-рые мы приписываем нашим характерным чертам и поступкам, на деле оказываются важными причинными факторами наших действий. Имея в виду именно этот случай, можно утверждать: в том, что касается такого исключительно челов. мира, интерпретация и каузальное объяснение должны быть каким-то образом объединены; или, говоря иначе, единственной удовлетворительной наукой о челов. опыте и деятельности должна быть наука, в к-рой герменевтическая интерпретация, соединенная с каузальным объяснением, играет главную роль. Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени Научная психология претерпела значительные изменения с момента основания гуманистического движения как "Третьей силы". Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность - отчасти из-за своих "порочных" связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, - возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения Г. п. Во-первых, Г. п. берет на себя особое обязательство - всегда быть "обращенной окнами" на актуальный челов. опыт. По мере того как психотер. становится все более технологичной, а новая когн. психол. занимается построением блок-схем обработки информ., сохраняется потребность в более пристальном внимании к челов. опыту при проведении психол. исслед. Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований чел. самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание ист. и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий. Два развивающихся направления в психол. исслед. могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию Г. п. в духе гуманистической науки, к-рый характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исслед. личности. Другое - междисциплинарное (в к-ром психология занимает центральное место) - известно под названием "развитие человека на протяжении всей жизни" (life-span human development). Развивая это направление, сторонники "перспективы времени жизни" целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между челов. жизнями в их соц. контексте и ист. изменении. Изучение развития чел. в перспективе жизненного пути тж поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психол. особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта. См. также Бихевиоризм, Экзистенциализм, Религия и психология М. Б. Смит

1. Общая характеристика гуманистического направления

2. Теория самоактуализации Абрахама Маслоу

3. Феноменологическая теория Карла Роджерса

4. Личность в логотерапии Виктора Франка

5. экзистенций на психология Ролл в Мэя

Общая характеристика гуманистического направления

В гуманистической психологии человека рассматривают как сознательную и разумное существо, активного создателя собственной личности и своего стиля жизни. Человек определяется стремлением к самосовершенствованию. Сама сущность человека предопределяет его постоянное движение к творчеству и самодостаточности, если этому процессу не препятствуют обстоятельства.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они описывают феноменологию личности, а не ищут ей объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, подаются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и другие.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности является А. Маслоу, К. Роджерс и В. Франкл, Маслоу одним из первых подверг основательной критике психоанализ и бихевиоризм за их пессимистические и унизительные концепции личности. Он считал, что теория Фрейда превышает негативные патологические стороны человеческой жизни и значительно недооценивает положительные здоровые аспекты самореализации личности, ее творческие конструктивные возможности, ее нравственные принципы. Маслоу высказывался достаточно остро, в частности отмечал, что невозможно понять психическую болезнь, если нет понимания психического здоровья. Он со всей прямотой заявлял, что изучение нездоровых, плохо адаптированных, недоразвитых людей может в итоге привести к созданию только "искаженной психологии". Маслоу утверждал, что теория личности должна рассматривать не только глубины личности, но и высоты, которые она может достигать: "Психоанализ представляет человека каким-то неполноценным существом, из которого тут и там выпирают чувствительные черты и недостатки, без которых ее описание было бы неполным.. . Практически вся деятельность, которой может гордиться человек и в которой состоит смысл, богатство и ценность его жизни, - все это Фрейд или игнорирует, или переводит в разряд патологического ".

К. Роджерс, будучи гуманистическим психологом, все же своими взглядами отличался от Маслоу по нескольким ключевым позициям. Он считал, что личность и ее поведение является функцией уникального восприятия окружения, а Маслоу постулировал, что личность и ее поведение определяются и регулируются иерархией потребностей и не считался феноменологию личности. Позиция Роджерса сложилась на основе работы с людьми, которые имели проблемы и искали психологической помощи. В своей работе Роджерс был сосредоточен на поиске терапевтических условий, способствующих самоактуализации, и экстраполировал свои выводы на общую теорию личности. Маслоу же никогда не занимался терапией. Из принципиальных соображений Маслоу сосредоточился на изучении только здоровых людей, процессы развития также были им проигнорированы. Роджерс охарактеризовал процессы развития личности в раскрытии ее врожденного потенциала. Маслоу ограничился лишь признанием того, что существуют определенные «критические стадии" жизненного цикла, в контексте которых личность в большей степени подвержена фрустрации потребностей. В чем оба титаны гуманистической психологии были едины, так это в своем видении, что личность стремится двигаться вперед и при благоприятных обстоятельствах полностью реализует свой врожденный потенциал, демонстрирующее настоящее психическое здоровье.

Гуманистическая психология – общепризнанное направление, которое позиционирует главным своим объектом не просто личность, а автономную и неповторимую систему в целом. Она (эта личность, человек в широком смысле понимания) не представляет данность, а лишь предпосылки для развития и самоактуализации. И как пройдёт это развитие зависит только от воли самого индивида и его окружения.

Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.

Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.

Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:

  • человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
  • бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
  • человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
  • у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
  • личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.

Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:

  • первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
  • второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
  • третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
  • четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
  • пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
  • шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
  • седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.

Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».

Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.

В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития. А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть.

Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.

Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».

Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.

Клиент-центрированная терапия

Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.

Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.

Как проходит сеанс

Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.

Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.

В итоге, пришедший за помощью человек, становится менее ранимым, более реалистичным. Если переосмыслить подход, то можно сказать, что психотерапевт позволяет ему почувствовать некий «безоценочный и принимающий тыл», который и делает клиента более уверенным.

Основные сторонники гуманистической психологии

С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.

Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.

Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.

Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.

Критика такой психологии

Одним из наиболее известных критиков гуманистической психологии является К. Бенсон. Он показывает, что понятие самоактуализации во многих культурах, отличных от западных, может быть расценена как неуместный и непозволительный эгоизм. Кроме того, принятие любых высказываний и идей клиента может привести, в этом случае, к развитию аморальности. Кроме того, он считает, что гуманистический подход зациклен на личностной самости, как высшей ценности. Тогда как именно взаимодействие с другими личностями зачастую является смыслообразующим фактором.

Многие же другие авторы обращали внимание, что гуманистический сеанс не подходит авторитарным личностям, а также клиентам, которые и так испытывают проблемы со своим эгоизмом и бездеятельностью.

В настоящее время Джеймс Хиллман в своей критике современной гуманистической психологии предупреждает об опасности внушить неуверенному в себе человеку момент его всезначимости. Поскольку эти установки слишком хорошо ложатся на всевозможные религиозные современные концепции.

В итоге, человек не получает поддержку, чтобы самостоятельно развиваться и действовать. А получает установку фактически своего приравнивания к Богу, и он начинает выбирать себе весьма удобное положение: мне все должны. Таким образом, эгоистические наклонности могут существенно отразиться на дальнейшей жизни личности, приводя к не совсем адекватным результатам с точки зрения закона и социума.

Кроме того, результаты наблюдений не поддаются строгим критериям оценивания; сложно оценить насколько действительно развивается или не развивается что-то во время работы.

Гуманистическая психология сегодня

В настоящий момент активно используются различные выводы и понятия гуманистической психологии, причём не только при непосредственной работе с клиентами, но и в других отраслях и дисциплинах.

Например, знаменитая иерархия потребностей была пересмотрена в рамках весьма практических приложений организации рабочего места: без удовлетворения более низших потребностей, невозможно требовать от работников реализации более высших. То есть, без хорошо организованной возможности принять пищу, сходить в туалет и без уважительного отношения и признания заслуг, работнику будет сложно осуществлять свои познавательные процессы и обучаться. Поэтому во многих офисах и супермаркетах существуют специальные и хорошо организованные комнаты приёма пищи, тёплые туалеты, а управленческий персонал проходит обучение для организации правильного подхода к людям.

Морин О`Хара, популярный автор гуманистического направления утверждает, что на самом деле все люди всей планеты стремятся к свободе и самоопределению, просто понимают это по-своему. А упомянутый подход признаёт и эти права, и возможность иметь личную трактовку понятий. Ну а эмпатийный подход к клиенту стал у многих практикующих психологов и психотерапевтов абсолютной догмой.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама