THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Музыкальный клавишный инструмент, одна из разновидностей фортепиано. В рояле струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, из-за этого расположения он имеет крыловидную форму и более громоздкий, чем пианино. Однако рояль звучит лучше и громче, чем пианино.

Термин "рояль" появился в русском языке в середине XIX века (фр. royal - "королевский"). Инструменты такого же вида, изготовленные ранее, в России называли "фортепиано" или "флигель" (искаж. нем. flugel - "крыло"). В Германии ранние инструменты такого вида называли "молоточковое фортепиано" (hammer klavier), позже - flugel. Крыловидные фортепиано архаичных типов конструкций XVIII и начала XIX веков с точки зрения русской терминологии роялями назвать нельзя. Рояль - самый совершенный и музыкально выразительный вид фортепиано.

Рояль состоит из корпуса, в котором над резонансной декой натянуты металлические струны, при нажатии на клавиши молоточки приводятся в движение и ударяют по струнам. Посредством двух педалей можно усиливать (правая) или ослаблять (левая) звук (следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы). В конструкции механики рояля используется естественная сила тяжести, что делает звукоизвлечение чувствительным (в отличие от пианино). Звуковой диапазон рояля - 88 тонов (7 и 1/4 октав). Диапазон частот - от 27,5 ("ля" субконтроктавы) до 4185,6 ("до" пятой октавы) колебаний в секунду.

Самые уважаемые композиторы прошлого, среди которых Ференц Лист, Джакомо Пучини, Рихард Вагнер, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Артур Рубинштейн, Джордж Гершвин, Дюк Эллингтон и многие другие, были виртуозными пианистами. Ноты произведений этих великих мастеров в наше время свободно открыты для общественного использования, и вы можете скачать бесплатно ноты для фортепиано на многих специализированных интернет-ресурсах.

Устройство рояля.

Футор — основной опорный узел фортепиано, вместе с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. На массивной деревянной раме футора крепятся детали и узлы корпуса. Чугунная рама фортепиано — это цельная чугунная отливка сложного решетчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями. Аграф — латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора. Форбаум — деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк. Вирбельбанк — многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели и инструмент расстраивается). Фусклец — опорный брус для крепления ножки рояля. Каподастр — металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн. Панцирь — сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2.5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы — беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклеенный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. Нетрудно заметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны. Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было, её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца. Штульрма — массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепиано. Шпрейц — брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн. Струнный штапик — литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части, служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

За последние 100 лет не было создано ничего принципиально нового в конструкции роялей. "Новшества" современных производителей повторяют эксперименты позапрошлого века, влияющие больше на психологию покупателей, чем на качество инструментов. Применение синтетических материалов в конструкциях и механизмах современных роялей имеет целью удешевление (упрощение) производства, такие инструменты не обладают многолетней перспективой надежности и работоспособности.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Уроки пианино (фортепиано) для начинающих. Лучшие уроки пианино. Piano

    ✪ 8} КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУКУ ПРИ ИГРЕ НА ПИАНИНО 🎹 урок фортепиано

    ✪ КАК СОЕДИНИТЬ РУКИ ПРИ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО. Как играть двумя руками? КООРДИНАЦИЯ РУК.

    ✪ Что такое октавы на фортепиано | Музыкальная академия Глория

    Субтитры

История

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды . Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато , и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки - динамику (изменение громкости).

Фортепиано - клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано - 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655-1731), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата - около г.). В 1711 г. механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), - пианофорте - а впоследствии закрепилось название фортепиано . В изобретении Б. Кристофори были заложены основные детали современного механизма фортепиано - молоточек, шпиллер, шультеp, фенгер, демпфеp. Изобретение Кристофори положило начало развитию механики английской системы . Другие виды механики были разработаны Мариусом во Франции () и Шрётером в Германии ( -).

В последующие годы улучшение конструкции фортепиано было связано с эволюцией клавишного механизма, введением чугунной рамы, педалей, увеличением диапазона, изменением расположения струн. Над клавишным механизмом в разное время работали К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер , И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.

Первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта .

Датировка фортепиано

С начала изобретения фортепиано и по сегодняшний день во всём мире работали более 20 000 фортепианных мастеров и фирм, выпускавших рояли и пианино. Каждый инструмент маркируется собственным серийным номером, по которому можно определить год выпуска фортепиано.

Как правило, номера ставятся на чугунную раму вверху, в районе её крепления к вирбельбанку. У фортепиано производства ГДР номера ставились на молоточках в крайнем правом регистре.

У фортепиано XIX - начала XX веков номера часто ставились на внутренней боковой стенке или на резонансной деке.

Дополнительным фактором, позволяющим датировать год выпуска фортепиано, может быть номер механики.

Разновидности

Педали

В современных фортепиано присутствует две или три (реже ― четыре ) педали . В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами . Существует два способа использования педали: прямая педаль - нажатие педали перед нажатием клавиш, которые нужно задержать, и запаздывающая, когда педаль нажимается сразу после нажатия клавиши и до того, как её отпустили. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped. ), а её снятие - звёздочкой. В музыке композиторов эпох романтизма и импрессионизма часто встречаются эти обозначения, обычно для придания звуку особого колорита.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda , её снятие - пометкой tre corde или tutte le corde . Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и приглушённым за счёт вибрации освободившихся струн хора.

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Демпферы, находящиеся в момент нажатия средней педали в поднятом состоянии, блокируются и остаются поднятыми до снятия педали. Остальные демпферы при этом продолжают вести себя как обычно, в том числе, в отношении основной правой педали. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

Из необычных педалей:

Игра на инструменте

Фортепиано может использоваться и как сольный инструмент, и вместе с оркестром (например, в концертах для фортепиано с оркестром). Игра на фортепиано - занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи.

Выдающиеся пианисты XX века - Сергей Рахманинов , Иосиф Гофман , Эмиль Гилельс , Святослав Рихтер , Владимир Горовиц , Артур Рубинштейн , Гленн Гульд и другие.

Техническое обслуживание, настройка и условия содержания

Фортепиано требует правильных условий содержания, а также регулярной настройки , так как с течением времени натяжение струн инструмента ослабляется. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации. Настройка, как правило, производится не самим исполнителем, а специалистом - мастером-настройщиком фортепиано.

Клавишные музыкальные инструменты (фортепиано) оснащены сложным механизмом и тщательно отделанным полированным корпусом. В связи с этим они нуждаются в бережном и умелом обращении при транспортировании, содержании их в определённых условиях и в постоянном уходе. Основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера в инструменте являются:

  • толчки и сотрясения в ходе перевозки,
  • негативное влияние высоких температур,
  • чрезмерная влажность или сухость воздуха,
  • неумелое обращение с инструментом в процессе настройки, регулировки и/или ремонта.

Соблюдение правил содержания и ухода за фортепиано обеспечит сохранение акустических характеристик (звучания), его игровых качеств и внешней отделки инструмента на длительный срок. После доставки на квартиру потребителя новый или подержанный инструмент следует проверить, при необходимости отрегулировать его механизм и настроить. В связи с тем, что сила натяжения струн пианино или рояля достигает 20 тонн, возникают значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях корпуса. По мере постепенного выравнивания этих напряжений инструмент по истечении значительного времени приходит в устойчивое состояние. Вдобавок ко всему, игра на новом инструменте ведёт к постепенному уплотнению сукна механизма и сопровождается вытягиванием струн. Именно поэтому новое пианино в течение первого года использования необходимо не менее двух раз повторно настроить и отрегулировать. Древесина и сукно, применяемые для изготовления пианино и роялей - гигроскопичны: они могут разбухать или усыхать в зависимости от перепадов влажности воздуха. В целях предохранения фортепиано от неисправностей рекомендуют хранить его в нормальных условиях, которыми являются температура воздуха от +12 С до +25 С и влажность воздуха 42 %. В зимнее время года пианино, попадая с улицы в жилое помещение, подвергается воздействию резкой перемены температуры и влажности. В этом случае не следует открывать клавиатурную и верхнюю крышки в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части фортепиано прогревались постепенно до комнатной температуры. Наружные поверхности инструмента могут при этом «отпотеть», то есть покрыться влагой. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать пока они подсохнут. После просушки инструмента его необходимо тщательно протереть сухой мягкой шерстяной или фланелевой тряпкой, особенно все металлические части.

Для сохранения инструмента в исправном состоянии необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Не ставить инструмент у холодных и сырых стен, возле печей и отопительных приборов.
  2. Регулярно, не менее раза в год, настраивать инструмент и чистить его механизм от пыли, для чего следует приглашать мастера-настройщика. Неумелая настройка и регулировка могут вызвать серьёзные дефекты в инструменте!
  3. При обтирании пыли с полированных частей инструмента пользоваться только сухой мягкой ветошью.
  4. Следить за чистотой клавиатуры; загрязнившиеся клавиши надо протирать слегка влажной тканью, следя, чтобы вода не протекала между клавишами, а затем вытирать клавиши насухо.
  5. После окончания игры обязательно закрывать клап (крышку) клавиатуры.

В настоящее время в Европе для обеспечения сохранности фортепиано повсеместно - в концертных залах, учебных заведениях и частных домах, - используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность внутри инструмента и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его эксплуатации в 2-3 раза. Утверждения некоторых фирм о «лицензированной установке» - исключительном праве на продажу - не подтверждаются европейской практикой.

Конвейерное производство клавишных в СССР

Транспортировка фортепиано

Вибрация судовых корпусов при работе судовых машин негативно сказывается на настройке фортепиано, так что фрахт на их перевозку безальтернативно получали парусные суда , вплоть до самого конца их существования.

Галерея

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – обобщенное название класса клавишно-струнных музыкальных инструментов-роялей и пианино. В 1709 г. итальянский мастер Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин (другое название – чембало) и клавикорд. На клавесине звук извлекается щипком пера, которое зацепляет струну при нажатии клавиши. Получается звук металлического оттенка, который ни с чем не перепутать. Сейчас этот инструмент – незаменимый участник ансамблей, играющих музыку эпохи Возрождения и барокко.

Другой предок – клавикорд, имел иной принцип звучания. Звук на нем извлекался тонкими металлическими пластинками – тангентами. Способ звукоизвлечения – осторожное прикосновение к клавише – определил теплоту и выразительность звучания.

Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Струны в нем расположены горизонтально, поэтому он занимает много места.

У пианино станина со струнами расположена вертикально, за счет этого инструмент стал компактнее и подходит для домашнего музицирования. Сейчас распространены электронные пианино. Они меньше по размерам и легче, но звучание у них «не живое». Их обычно используют музыкальные коллективы, исполняющие поп-музыку.

Для фортепиано написано наибольшее количество музыкальных произведений. Первое – сочинил Джустини в 1732 г. Виртуозами игры на этом инструменте были Лист и Шопен. Русскую школу прославил Рахманинов.

На фортепиано можно сыграть музыкальные произведения любых форм и жанров и написанные для любого исполнительского состава. Фортепиано может использоваться как сольный инструмент, так и с оркестром. Музыкант любой специальности должен в достаточной мере владеть игрой на фортепиано.

ЗАГАДКА

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое… (пианино).

Диапазон: Родственные инструменты

Фускле́ц - опорный брус для крепления ножки рояля.

Капода́стр - металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.

Па́нцирь - сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн ), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы - беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу) и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклееный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было - её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже-шпрейц ).

Штульра́ма - массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.

Шпрейц - брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.

Стру́нный шта́пик - литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы -винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

Педали

Большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством педалей можно:

  • удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая);
  • ослаблять звук (левая; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
  • удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придает красочность (средняя).

История

Впервые фортепиано крыловидной формы представил в 1709 году итальянец Бартоломео Кристофори - придворный клавесинный мастер герцога Фердинандо Медичи на приеме в Палаццо Питти во Флоренции. Наблюдая за игрой уличных цимбалистов, Кристофори заметил, что, ударяя мягкими колотушками по струнам, эти музыканты добиваются особой выразительности звука. Кристофори переделал конструкцию клавесина, создав принципиально новый механизм звукоизвлечения посредством ударов мягких молоточков по струнам. Таким образом, стало возможным изменять силу звучания при игре. Первое фортепиано Кристофори назвал Gravicembalo con piano e forte - Большой клавесин с тихим и громким звучанием . До конца XVIII века фортепиано подвергались постоянным усовершенствованиям, что к началу XIX века поставило их вне конкуренции с клавесином и клавикордом. В начале XIX века были изобретены цельнолитая чугунная рама и перекрёстное расположение струн, что привело к более совершенному качеству и появлению рояля. С 1850-х годов начинается фабричное производство в Европе (особенно бурно в Германии), Америке и России. Рояль становится «королём» музыкальных инструментов. К началу XX века рояль приобретает современную форму: деревянный корпус, цельнолитая панцирная чугунная рама, механизм двойной репетиции.

Классификация

По размеру рояли классифицируются следующим образом:

  • Большие концертные длиной свыше 270 cм - максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись
  • Малые концертные длиной 225-250 cм - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись
  • Салонные (универсальные) длиной 200-220 cм - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству
  • Кабинетные длиной 180-195 cм - средний диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
  • Малые кабинетные длиной 160-175 cм - малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству
  • Миниатюрные миньон (мини) длиной 140-155 cм - минимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.

Примечание: В большинстве случаев номер модели рояля - это его длина в сантиметрах или дюймах.

По своему предназначению рояли классифицируются следующим образом:

  • Совершенные - для занятий чистым искусством
  • Профессиональные - для работы музыканта-профессионала
  • Любительские - для любительского музицирования
  • Обучающие - для обучения фортепианному искусству
  • Интерьерные - для украшения интерьера
  • Статусные - для создания имиджа владельца
  • Антуражные - для создания шоу, представления, инсталляции и пр.
  • Самоиграющие - для развлечения
  • Аутентичные - для аутентичного исполнения музыки определенного исторического периода
  • Универсальные - рояли, сочетающие в себе несколько предназначений

Рейтинг роялей

По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):

1. Премиум-класс (элита), длина корпуса более 160 см:

C. Bechstein (с 1853 года, Зайфхеннерсдорф, Германия), Steinway & Sons (с 1853 года, Нью-Йорк, США; с 1880 года, Гамбург, Германия), Mason & Hamlin (с 1854 года, Гэверхилл, Массачусетс, США), Bösendorfer (с 1828 года, Нойштадт, Австрия), Steingraeber & Söhne (с 1854 года, Байройт, Германия), Fazioli (с 1981 года, Сачиле, Италия)

Рояли премиум-класса являются совершенными по конструкции и изготавливаются штучно в соответствии с технологией, эволюционировавшей несколько столетий. Также определяющим критерием является достаточно солидный объем производства на протяжении более века. Рояли других классов имеют упрощения конструкций и производятся по более быстрым и упрощенным технологиям - в целях удешевления и удовлетворения спроса в различных сегментах рынка. Рояли Mason & Hamlin занимают особое место благодаря наличию принципиально нового игрового механизма и так называемой Короны Натяжения Crown Retention, сохраняющей в неизменном состоянии купол резонансной деки. Рояли Fazioli позиционируются изготовителем как инструменты премиум, однако, нестабильный и маломощный характер производства позволяет их включить в данную группу лишь с определенной долей вероятности

2. Высокий класс:

August Förster (Лёбау, Германия), Bechstein (линия Academy, Зайфхеннерсдорф, Германия), Seiler (Китцинген, Германия), Steinway & Sons (некоторые модели, США и Германия), Grotrian Steinweg (Брауншвейг, Германия), Bösendorfer (линия Conservatory, Нойштадт, Австрия), Blüthner (концертные рояли, Лейпциг, Германия), Pleyel (Париж, Франция), Shigeru Kawai (концертные рояли, Япония)

3. Средний германский класс:

Schimmel (Германия), Sauter (Германия), Rönisch (Германия), W. Hoffmann (C.Bechstein Europe s.r.o., Германия-Чехия)

3a. Средний класс:

Boston Yamaha (некоторые модели, Япония), Shigeru Kawai (Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), K. Kawai (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Samick (концертные - Samick Music Corp., Южная Корея), Wm. Knabe & Co. (Теннесси, США), Pramberger (Теннесси, США), Beltmann (Gilan Pianos, Нидерланды-Азербайджан), Galaxy (Galaxy Pianos, ОАЭ, Дубаи), Schulze & Pollmann (Сан-Марино, Италия)

4. Потребительский класс:

Petrof (Чехия), Vogel (Польша), Samick (Южная Корея), Kohler & Campbell (США), Boston (некоторые модели, Karawan, Индонезия), Sohmer & Co. (США), Bohemia (Чехия), Haessler (Германия-Индонезия), Yamaha (некоторые модели, Индонезия), Kawai (Kawai Indonesia PT, Индонезия), Brodmann (модели VE, Австрия-Китай), Euterpe (Индонезия), Young Chang (Южная Корея), Bergman (Южная Корея)

5. Низкобюджетный класс:

Essex (Steinway Musical Instruments Inc., фабрика Pearl River, Китай), Blüthner (некоторые модели, Китай), Feurich (Ningbo, Китай), Pearl River (Китай), Kayserburg (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co. Ltd., Китай), Irmler (Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Чехия-Китай), Weinbach (Чехия-Китай), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Yamaha (некоторые модели, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co. Ltd., Китай; Kawai Musical Instruments Ningbo Co. Ltd., Китай), Goodway (Ханчжоу, Китай), S. Ritter (Goodway Piano Co. Ltd., Китай), Brodmann (модели PE и CE, Китай), Falcone (Китай), Lietuva (Китай), Niemeyer (Китай), Otto Meister (Китай), Carl Ebel (Китай), Weber (Китай), Schumann (Moutrie Piano Co. Ltd., Китай), Moutrie (Китай), Baldwin (Китай), Astor (Китай), Sorbonne (Китай)

Источники:

Журнал Pianoforum - Всё о мире фортепиано: http://www.pianoforum.ru/

- The Piano Book ®, Buying & Owning a New or Used Piano by Larry Fine, Foreword by Keith Jarrett, ISBN 978-1929145010

Обслуживание рояля

Для обеспечения длительной работы рояля важно поддерживать постоянную температуру и определённый уровень влажности в помещении, где он установлен. Для этого используют приборы контроля влажности, увлажнители и регуляторы влажности. Система климат-контроля поддерживает постоянную температуру и влажность в инструменте и хорошо оправдывает себя, продлевая срок его жизни в 2-3 раза.

Рояль нуждается в регулярном техническом обслуживании, включающем также настройку , регулировку клавишно-молоточкового механизма, интонировку звука (изменение тембра), замену изношенных частей и т.д.

См. также

Литература

  • Блейк Нили Клавишные инструменты для «чайников» = Piano For Dummies. - М .: Диалектика, 2007. - 288 с. - ISBN 0-7645-5105-1

Примечания

Устройство и механика рояля

Рояль (фр. royal - королевский) - музыкальный инструмент, основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам при помощи клавиш. В отличие от пианино, звучание рояля более выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон градаций изменения звука - шире.

Корпус рояля

Назначение и выполняемые функции корпуса рояля те же, что и корпуса пианино, но в силу горизонтального расположения струнной одежды, опорных частей, механизма и крыловидной формы в плане, корпус рояля (см. рис.) конструктивно отличается от корпуса пианино. Детали корпуса рояля также подразделяются на щитовые и брусковые. Все эти детали предназначены для предохранения механизма, струнной одежды и деки.

Корпус рояля в разрезе:
1 - штульрама; 2 - клап; 3 - стенка; 4 - форбаум; 5 - замочный брусок; 6 - передняя крышка; 7 - пюпитр нотный; 8 - задняя крышка; 9 - стенка корпуса; 10 - фус-клетц; 11 - ножка; 12 - ролик; 13 - средник футора; 14 - полка средника; 15 - фасонный брусок; 16 - упорная палка; 17 - педальный шток; 18 - коробка лиры; 19 - педальные лапки; 20 - колонки лиры; 21 - резонансовая дека; 22 - струнная одежда; 23 - чугунная рама; 24 - штег дискантовый; 25 - штег басовый; 26 - клавиатурный брусок; 27 - вирбельбанк; 28 - ригельный замок; 29 - полик задней ножки.

Стенки корпуса подразделяются на составные (склеенные из отдельных частей) и гнутые. Внешние очертания составных корпусов с шиповыми соединениями отдельных частей характеризуются угловой формой, тогда как гнутые корпуса проще в изготовлении, более прочны при меньшем весе, имеют более красивую обтекаемую форму и удобны в массовом изготовлении.

Чугунная рама (23) - это цельная чугунная отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн. В передней части рама имеет порожки или особые винты - аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.

Аграф - латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.

Вирбельбанк (27) - многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).

Фус-клетц (10) - опорный брус для крепления ножки рояля.

Штульрама (1) - массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепьяно.

Нотный пюпитр (7) - является съемной частью и состоит из подвижной каретки и самого пюпитра, присоединенного петлями к каретке, служащего для установки нот под углом, удобным для исполнителя. Весь пюпитр может передвигаться вперед и назад и устанавливаться на расстоянии, соответствующем зрению исполнителя.

Внешнее оформление деталей корпуса рояля и их формы могут быть самыми разнообразными, а лицевая отделка - зеркально-черная полировка или полировка с сохранением текстуры ценных пород.

Конструкция механизма рояля

Самым совершенным и в настоящее время самым распространенным типом рояльного механизма является механизм с двойной репетицией , изобретенный парижским фортепьянным мастером Себастьяном Эраром около 1823 года. Характерной особенностью этой системы является возможность повторения удара молотка по струнам любое число раз и с очень большой игровой скоростью при неполном освобождении клавиши от нажатия между отдельными ударами. Эта особенность эраровското механизма представила большие удобства и преимущества для виртуозной игры пианистов. Во второй половине XIX века этот тип механизма был усовершенствован; удалось достичь упрощения и удешевления подобных механизмов и большой точности их регулировки.

В настоящее время этот тип механизма применяется в роялях подавляющего большинства фабрик мира, а также в роялях отечественного производства.

Механизм рояля системы "Эрара"

Конструкция оригинального механизма рояля Эрара состоит из следующих частей и действует таким образом: к задней части клавиши, при помощи абстракта (1) присоединяется качающийся на оси капсюля (2) основной нижний рычаг (3), являющийся поддержкой для передаточного механизма. На этом рычаге укреплен деревянный капсюль (4), в котором качается репетиционный рычаг (5), отталкиваемый вверх репетиционной пружиной (6). На свободном конце репетиционного рычага имеется сквозной прорез (окно), через который проходит средняя стойка (7) нижнего рычага, с крючком для ограничения движения рычага (5) вверх, а также конец вертикального отростка, качающегося на оси в капсюле- вилке переднего конца нижнего рычага (3). Винт (9) с мягкой головкой служит для установки правильного положения шпилера, который в состоянии покоя подходит верхним концом под шультерный барабанчик (10), оклеенный замшей и укрепленный на гаммерштиле, вблизи точки его качания в капсюле, причем головка молотка (11) лежит на подушке опорного бруска-рулейстика (12).

При нажатии клавиши абстракт (1), а с ним и вся система рычагов (3, 5 и 7) приподнимается, причем шпилер (8) подталкивает шультерный барабанчик (10) и молоток (11) к струне. Несколько раньше удара молотка по струне горизонтальный отросток шпилера встречает кнопку освободителя (13), которая выводит его верхний конец из-под шультерного барабанчика (10). Молоток, ударив по струне и лишившись опоры шпилера, падает обратно, ложась шультерным барабанчиком на репетиционный рычаг (5), который силой сжатия репетиционной пружины (6) уравновешивает молоток в некотором промежуточном положении. Оно определяется соприкосновением кожаной оклейки (14) на конце рычага (5) с Т-образным винтом (15), ввинченным в гаммерштиль вблизи точки его качания. Проволочный фенгер (16), входящий в окно, прорезанное в гаммерштиле, тормозит падение головки молотка и останавливает его приблизительно на одной трети расстояния от струны.

При небольшом освобождении клавиши от нажатия рычаг (3) слегка опустится; в то же время репетиционный рычаг (5) действием пружины (6) поддержит молоток на прежнем уровне или же слегка приподнимет его, что дает возможность верхнему концу шпилера (8) снова подойти под шультерный барабанчик (10). Это приводит механизм вновь в рабочее состояние. Повторное нажатие клавиши вызывает теперь повторение удара молотка по струне, что может быть сделано любое число раз.

Некоторая сложность первоначальной модели механизма настройки пианино Эрара побудила к созданию более простых систем механизмов с двойной репетицией, варьирующих в основном первоначальный тип.

Многие конструкции механизмов рояля, такие, как венские, английские (во всех их видоизменениях), ранние конструкции фирм «Эрар», «Герц», «Блютнер», ушли в область истории. Уже около 60 лет в роялях применяют исключительно швандеровские и стейнвейновские варианты механизмов двойной репетиции. Это лучшее, что создала конструкторская мысль в отношении игровых и репетиционных качеств.

Механизм рояля системы "Швандер":
1 - клавиша; 2 - пилот; 3 - нижний рычаг; 4 - шпилер; 5 - ауслезерная пупка; 6 - репетиционный рычаг; 7 - фенгер; 8 - молоточковый узел; 9 - молоточный капсюль; 10 - винт абкник; 11 - контрклавиатурная фигура; 12 - демпферный капсюль; 13 - демпферная ложка; 14 - шультерный барабанчик.

Механизм рояля системы "Швандер" (см. рис.) состоит из тех же четырех узлов, что и механизм пианино: клавишного, фигурного, молоточкового, демпферного. Однако, поскольку струнная одежда рояля расположена горизонтально, то и игровой механизм полностью горизонтален, что влияет на его действие. В рояльном механизме все передаточные рычаги после рабочего хода возвращаются в исходное положение главным образом за счет своего веса.

Конструктивно клавиатура (1) рояля почти не изменяется по сравнению с клавиатурой пианино, только изгиб клавиш за границей лицевой части делается двойным. Особенность эта связана с тем, что хвостовая часть клавиш, на которой размещены пилоты (2) и фенгеры (7), должна совмещаться с молоточками и фигурами, т. е. быть параллельной им и лицевой части клавиатуры. Пилоты (2) в роялях - всегда короткие латунные винты с цельной цилиндрической головкой, имеющей отверстия для поворачивания проволокой.

Фигурный узел - это комплект репетиционных фигур, навинченных на плоский брусок - фигурный лейстик. Каждая репетиционная фигура состоит из двух частей: нижнего рычага с фигурным выступом и присоединенного к нему сверху шарнирно репетиционного рычага. Для этого на нижней фигуре имеется задняя стойка с капсюльной вилочкой. В швандеровских механизмах есть еще одна стойка (более короткая), помещаемая ближе к переднему краю нижней фигуры: она является упором, ограничивающим ход верхней репетиционной фигуры и шпилера. Передний конец нижней фигуры отфрезерован капсюльной вилкой, в которой на оси вращается шпилер (4).

Репетиционный рычаг (6) предназначен для поддержания молоточкового узла (8) на весу. Будучи насажен на одну ось, он поворачивается наподобие коромысла, но прогнуться вниз под тяжестью молоточкового узла ему не дает короткий конец репетиционной пружины, закрепленной на штифте в прорези заднего конца. В передней части репетиционного рычага сделано прямоугольное окошечко для прохода шпилера (4). Отступя от него, просверлено небольшое отверстие для винта, который завинчивается в переднюю упорную стойку нижней фигуры и регулирует высоту репетиционного рычага.

Механизм рояля фирмы "Стейнвей":
1 - задняя стойка фигуры; 2 - шпилерная часть пружины; 3 - репетиционная часть пружины; 4 - стойка упора шпилера; 5 - установочный винт репетиционного рычага; 6 - крючок репетиционного рычага.

Конструкция репетиционной фигуры в механизмах фирмы «Стейнвей» несколько отлична. В ней имеется только одна промежуточная стойка, держащая ось репетиционного рычага. В этой же стойке закреплена пружина с двумя длинными концами. Верхний конец входит в желобок репетиционного рычага, отжимая его вверх: нижний конец опирается на выступ с канавкой в нижней части шпилера, оттягивая его назад. Для упора шпилера в нижний рычаг вделана металлическая ложка. Репетиционная пружина не имеет регулировочных винтов. Высота репетиционного рычага устанавливается вертикальным винтом с пупкой, пропущенным через репетиционный рычаг, ближе к его заднему концу.

Механизм современного концертного рояля

Шелкните на картинку чтобы ее увеличить

Механизм современного концертного рояля:
1 - Клавиша, 2 - Пилот, 3 - Ножка толкателя, 4 - Пилот шпилера (ограничитель толкателя молоточка), 5 - Шпилер (толкатель молоточка), 6 - Капсюль (крепление) молоточка, 7 - Регулировочный винт молоточка, 8 - Гаммерштиль (ножка молоточка), 9 - Репетиционный механизм, 10 - Молоточек, 11 - Фенгер (тормозной башмачок), 12 - Капсюль (крепление) демпфера, 13 - Механизм демпфера, 14 - Ложка демпфера, 15 - Демпфер, 16 - Струна, 17 - Чугунная рама, 18 - Аграф, 19 - Колок, 20 - Дека.

Футор - основной опорный узел фортепиано, наряду с чугунной рамой несущий нагрузку натяжения всех струн. Массивная деревянная рама футора служит основой для крепления деталей и узлов корпуса.

Чугунная рама фортепиано (17) - это цельная чугунная отливка сложного решётчатого строения с продольными и поперечными связями, укреплённая внутри деревянного корпуса инструмента и предназначенная для того, чтобы принимать на себя совокупное натяжение струн (16). В передней части рама имеет порожки или особые винты - аграфы, служащие для ограничения длины звучащих участков струн. В задней части рамы вбиты стальные колки, или задние штифты, за которые струны зацепляются ушками или петлями.

Аграф (18) - латунный винт сложной формы с отверстиями и порожками, предназначенный для фиксации положения и обеспечения качественной отсечки струн хора.

Форбаум - деталь лицевой части корпуса рояля, закрывающая спереди чугунную раму и вирбельбанк.

Вирбельбанк (20) - многослойная деревянная доска с отверстиями, в которые запрессованы вирбели, натягивающие струны рояля (со временем дерево перестаёт плотно охватывать вирбели, и происходит расстройка фортепиано).

Фусклец - опорный брус для крепления ножки рояля.

Каподастр - металлическая фигурная планка, прижимающая поперёк струны к струнному штапику в дискантовом регистре; привинчивается к вирбельбанку и является одной из границ для вибрирующих участков струн.

Панцирь - сплошная плита чугунной рамы рояля, закрывающая вирбельбанк. Эта деталь характерна для панцирной рамы, она принимает на себя значительную часть силы натяжения струн (около 2,5 тонн), так как в плите для каждого вирбеля предусмотрено отверстие с втулкой, которое разгружает деревянный массив вирбельбанка. Такая конструкция рамы характерна для всех современных роялей. Также есть ещё два типа рамы - беспанцирная, плита которой несплошная (в ней вместо отверстий сделаны окна, а сплошной массив образует вирбельбанк, прикрученный снизу), и полурама, у которой плита отсутствует как чугунное завершение, а его функцию несёт вирбельбанк, прикрученный к раме шурупами и вклеенный в корпус рояля с двух сторон, а также придерживаемый в заданном положении рёбрами самой рамы. (Нетрудно подметить, что две последние разновидности рамы менее прочны, особенно полурама, хотя некоторые качественно сделанные старинные рояли с такой рамой возрастом до ста лет вполне работоспособны). Кроме того, на старинных прямострунных роялях рамы как самостоятельного компонента не было - её функцию выполняли корпус и футор рояля, а поддерживали всё это чугунные балки-распорки, прообраз теперешнего рамного шпрейца (см. ниже-шпрейц).

Штульрама - массивная рама, которая привинчивается к бачкам корпуса и служит базой для клавишно-молоточкового механизма фортепиано.

Шпрейц - брус футора или чугунной рамы, несущий нагрузки от натяжения струн.

Струнный штапик - литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на задействованную и неработающую части; служит для отсечки звучащей рабочей части струн. Раньше вместо него применялись аграфы-винты, напоминающие винты-барашки. В их головках имеются отверстия, через которые проходят струны, и выполняют эти отверстия ту же функцию, что и порожек. Аграфы вытесняются штапиком потому, что трудоёмки в производстве и установке, в том числе и при замене струн, тогда как штапик отливается вместе с рамой.

Под контрклавиатурными фигурами на шарнирах подвешена подъемная доска, которую подпирает вертикальный подъемный шток, пропущенный через отверстие в штульраме; нижний конец штока стоит на горизонтальном рычаге-качалке педального механизма, привинченном снизу штульрамы. Если нажимать правую педаль , шток под давлением качалки повернет вверх подъемную доску, она поднимет одновременно все демпферы, открывая струны для звучания. Таково действие педали forte .

Педаль piano действует в рояле по-особому. При нажатии левой педали связанная с ней подъемная палка поворачивает металлический угольник - фершибунг, укрепленный на оси в плоской петле, врезанной в штульраму. Выступающий из отверстия над поверхностью штульрамы штырь этого угольника давит на примыкающий к нему поперечный брусок клавиатурной рамы, весь механизм сдвигается поперек направления струн на несколько миллиметров.

Таким образом, в момент действия левой педали молоточки возбуждают струнные хоры не полностью, а на одну струну меньше - получается звучание piano . Но действие левой педали в рояле дает еще один эффект: изменение тембра, т. е. окраски звука. При «смешанном» ударе молоточки ударяют по струнам необыгранной частью фильцевой головки, более рыхлой, что заметно смягчает характер звучания. В исходное положение механизм возвращает сильная рессорная пружина, привинченная на уровне клавиатурной рамы к стенке корпуса рояля.

В настоящее время большинство роялей оснащены тремя педалями. Посредством этих педалей можно:

  • удерживать звук, не нажимая клавиши в этот момент (правая педаль );
  • ослаблять звук (левая педаль ; следует заметить, что левая педаль используется не столько для ослабления, сколько для изменения окраски звука во время игры, создавая тем самым дополнительные нюансы);
  • удерживать звук части клавиш, эффект создания так называемой «расщеплённой клавиатуры». Разумеется, это также придаёт красочность (средняя педаль ).

Классификация роялей

По размеру рояли классифицируются следующим образом:

Большие концертные длиной свыше 270 см - максимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в больших и средних залах, ансамбли с большим симфоническим оркестром, студийная звукозапись.

Малые концертные длиной 225-250 см - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное исполнение музыки в средних залах, ансамбли малых составов, студийная звукозапись.

Салонные (универсальные) длиной 200-220 см - большой диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: концертное и любительское исполнение в музыкальных гостиных (салонах) и в малых залах, обучение фортепианному искусству.

Кабинетные длиной 180-195 см - средний диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству.

Малые кабинетные длиной 160-175 см - малый диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: любительское музицирование, обучение фортепианному искусству.

Миниатюрные миньон (мини) длиной 140-155 см - минимальный диапазон тембра, длительности и выразительности звучания. Назначение: удовлетворение рыночного спроса на инструменты малых размеров.

В большинстве случаев номер модели рояля - это его длина в сантиметрах или дюймах.

По своему предназначению рояли классифицируются следующим образом:

Совершенные - для занятий чистым искусством.
Профессиональные - для работы музыканта-профессионала.
Любительские - для любительского музицирования.
Обучающие - для обучения фортепианному искусству.
Интерьерные - для украшения интерьера.
Статусные - для создания имиджа владельца.
Антуражные - для создания шоу, представления, инсталляции и пр.
Самоиграющие - для развлечения.
Аутентичные - для аутентичного исполнения музыки определённого исторического периода.
Универсальные - рояли, сочетающие в себе несколько предназначений.

По качеству, совершенству конструкции, красоте звука, игровым свойствам и надёжности рояли подразделяются на следующие классы (современные производители):

1. Премиум-класс (элита)

August Forster (с 1859 года, Лёбау, Германия), C. Bechstein (модели с буквой «С.» в названии, с 1853 года, Зайфхеннерсдорф, Германия), Bluthner (с 1853 года, Лейпциг, Германия), Steinway & Sons (с 1853 года, Нью-Йорк, США), Mason & Hamlin (с 1854 года, Гэверхилл, Массачусетс, США), Bosendorfer (с 1828 года, Нойштадт, Австрия), Steingraeber & Sohne (с 1854 года, Байройт, Германия), Fazioli (с 1981 года, Сачиле, Италия), Grotrian Steinweg (c 1830 года, Брауншвейг, Германия)

Рояли премиум-класса являются совершенными по конструкции и изготавливаются штучно в соответствии с технологией, эволюционировавшей несколько столетий. Также определяющим критерием является достаточно солидный объём производства на протяжении более века. Разница в ценах различных брендов класса премиум объясняется разной степенью агрессивности рыночного маркетинга и глобальной рекламы в течение многих десятилетий. Рояли других классов имеют упрощения конструкций и производятся по более быстрым и упрощённым технологиям - в целях удешевления и получения прибыли в различных сегментах рынка.

2. Высокий класс

Bechstein (модели В, Зайфхеннерсдорф, Германия), Seiler (Китцинген, Германия), Haessler (Julius Bluthner Pianofortefabrik GmbH, Германия), Steinway & Sons (модель S-155, США и Германия), Bosendorfer (линия Conservatory, Нойштадт, Австрия), Pleyel (Париж, Франция), Shigeru Kawai (концертные рояли, Япония), Yamaha (модели CF, Hamamatsu, Japan)

3. Средний класс

Irmler (модели Europe, Irmler Piano GmbH, Германия), Schimmel (Германия), Sauter (Германия), Ronisch (Германия), W. Hoffmann (модели Tradition, C.Bechstein Europe s.r.o., Германия-Чехия), Eduard Seiler и Johannes Seiler (Германия-Индонезия).
Boston Irmler (модели Studio, Irmler Piano GmbH, Германия-Китай), W.Hoffmann (модели Vision, Чехия), Yamaha (модели C, Япония), Shigeru Kawai (Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), K. Kawai (некоторые модели, Kawai Musical Instrument Mfg. Co., Ltd., Япония), Samick (концертные - Samick Music Corp., Южная Корея-Индонезия), Feurich (Вена, Австрия - Ningbo, Китай), Wm. Knabe & Co. (модели Concert Series, Теннесси, США-Индонезия), Beltmann (Gilan Pianos, Нидерланды-Азербайджан), Galaxy (Galaxy Pianos, ОАЭ, Дубаи), Petrof (Чехия), Schulze & Pollmann (Сан-Марино, Италия).

4. Потребительский класс

Vogel (Польша-Китай), Samick (Южная Корея-Индонезия), Kohler & Campbell (США-Индонезия), Boston (некоторые модели, Karawan, Индонезия), Sohmer & Co. (США-Индонезия), Bohemia (Чехия, совместно с Hailun Piano Co., Китай), Yamaha (некоторые модели, Индонезия), Kawai (Kawai Indonesia PT, Индонезия), Brodmann (модели VE, Австрия-Китай), Euterpe (Индонезия), Young Chang (Южная Корея), Bergman (Южная Корея).

5. Низкобюджетный класс

Essex (Steinway Musical Instruments Inc., фабрика Pearl River, Китай), Pearl River (Китай), Kayserburg (Pearl River Piano Co.Ltd., Китай), Ritmuller (Pearl River Piano Co. Ltd., Китай), May Berlin (Китай), Roesler (Чехия-Китай), Weinbach (Чехия-Китай), Wendl & Lung (Ningbo, Китай), Yamaha (некоторые модели, Китай), Kawai (Beijing Xinghai Musical Instruments Co. Ltd., Китай; Kawai Musical Instruments Ningbo Co. Ltd., Китай), Goodway



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама