THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.

Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода - река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

Воды! - несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик - испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по-пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат - по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

Подходи, - произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

Братцы, ее бы не нам, а раненым, - раздался чей-то голос.

Остановились бойцы.

Конечно, раненым!

Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

Братцы, - сказал, - водица…

Получай, - протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

Нет, не мне, - произнес солдат. - Не мне. Детям тащи, родимый.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети - жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

А ну, подходи, - обратился боец к ребятам. - Подходи, становись, - и, словно фокусник, из-за спины вынимает каску.

Смотрят ребята - в каске вода.

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

На, - протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

Папке, - сказал малыш. - Он там, он стреляет.

Да пей же, пей, - улыбнулся боец.

Нет, - покачал головой мальчонка. - Папке. - Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты - вот-вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали - не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» - написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.

Подвиг у Дубосекова

В середине ноября 1941 года фашисты возобновили свое наступление на Москву. Один из главных танковых ударов врага пришелся по дивизии генерала Панфилова.

Разъезд Дубосеково. 118-й километр от Москвы. Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама. Здесь, на холме, на открытом поле, герои из дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь.

Их было 28. Возглавлял бойцов политрук Клочков.

Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов.

Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты:

Двадцать штук.

Усмехнулся Клочков:

Двадцать танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека.

Меньше, - сказал рядовой Емцов.

Конечно, меньше, - сказал Петренко.

Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама.

Вступили герои в бой.

Ура! - разнеслось над окопами.

Это солдаты первый подбили танк.

Снова гремит «ура!». Это второй споткнулся, фыркнул мотором, лязгнул броней и замер. И снова «ура!». И снова. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Отошли, отползли уцелевших шесть.

Поперхнулся, видать, разбойник, - произнес сержант Петренко.

Эка же, хвост поджал.

Передохнули солдаты. Видят - снова идет лавина. Сосчитали - тридцать фашистских танков.

Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен железа лязг. Ближе все танки, ближе.

Друзья, - произнес Клочков, - велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва.

Вступили солдаты в битву. Все меньше и меньше в живых героев. Пали Емцов и Петренко. Погиб Бондаренко. Погиб Трофимов, Нарсунбай Есебулатов убит. Шопоков. Все меньше и меньше солдат и гранат.

Вот ранен и сам Клочков. Поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И в ту же секунду сразила героя пуля. Пал политрук Клочков.

Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству нет предела. Не пропустили они фашистов.

Разъезд Дубосеково. Поле. Холмы. Перелески. Где-то рядом петляет Лама. Разъезд Дубосеково - для каждого русского сердца дорогое, святое место.

Дом

Советские войска стремительно продвигались вперёд. На одном из участков фронта действовала танковая бригада генерал-майора Катукова. Догоняли врага танкисты.
И вдруг остановка. Взорванный мост впереди перед танками. Случилось это на пути к Волоколамску в селе Новопетровском. Приглушили танкисты моторы. На глазах уходят от них фашисты. Выстрелил кто-то по фашистской колонне из пушки, лишь снаряды пустил по ветру.

Ауфвидерзеен! Прощайте! - кричат фашисты.
- Бродом, - кто-то предложил, - бродом, товарищ генерал, через речку.
Посмотрел генерал Катуков - петляет река Маглуша. Круты берега у Маглуши. Не подняться на кручи танкам.
Задумался генерал.
Вдруг появилась у танков женщина. С нею мальчик.
- Лучше там, у нашего дома, товарищ командир, - обратилась она к Катукову. - Там речка уже. Подъём положе.

Двинулись танки вперёд за женщиной. Вот дом в лощине. Подъём от речки. Место здесь вправду лучше. И всё же... Смотрят танкисты. Смотрит генерал Катуков. Без моста не пройти тут танкам.
- Нужен мост, - говорят танкисты. - Брёвна нужны.
- Есть брёвна, - ответила женщина.
Осмотрелись танкисты вокруг: где же брёвна?
- Да вот они, вот, - говорит женщина и показывает на свой дом.
- Так ведь дом! - вырвалось у танкистов.
Посмотрела женщина на дом, на воинов.
- Да что дом - деревяшки-полешки. То ли народ теряет... О доме ль сейчас печалиться, - сказала женщина. - Правда, Петя? - обратилась к мальчику. Затем снова к солдатам: - Разбирайте его, родимые.
Не решаются трогать танкисты дом. Стужа стоит на дворе. Зима набирает силу. Как же без дома в такую пору?
Поняла женщина:
- Да мы в землянке уж как-нибудь. - И снова к мальчику: - Правда, Петя?
- Правда, маманя, - ответил Петя.
И всё же мнутся, стоят танкисты.
Взяла тогда женщина топор, подошла к краю дома. Первой сама по венцу ударила.
- Ну что ж, спасибо, - сказал генерал Катуков.
Разобрали танкисты дом. Навели переправу. Бросились вслед фашистам. Проходят танки по свежему мосту. Машут руками им мальчик и женщина.

Как вас звать-величать? - кричат танкисты. - Словом добрым кого нам вспоминать?
- Кузнецовы мы с Петенькой, - отвечает, зардевшись, женщина.
- А по имени, имени-отчеству?
- Александра Григорьевна, Пётр Иванович.
- Низкий поклон вам, Александра Григорьевна. Богатырём становись, Пётр Иванович.
Догнали танки тогда неприятельскую колонну. Искрошили они фашистов. Дальше пошли на запад.

Отгремела война. Отплясала смертями и бедами. Утихли её сполохи. Но не стёрла память людские подвиги. Не забыт и подвиг у речки Маглуши. Поезжай-ка в село Новопетровское. В той же лощине, на том же месте новый красуется дом. Надпись на доме: «Александре Григорьевне и Петру Ивановичу Кузнецовым за подвиг, совершённый в годы Великой Отечественной войны».
Петляет река Маглуша. Стоит над Маглушей дом. С верандой, с крылечком, в резных узорах. Окнами смотрит на добрый мир.

Ново-Петровское, место подвига семьи Кузнецовых. 17.12.1941 г. они отдали свой дом танкистам 1-й Гвардейской танковой бригады для строительства моста через р.Маглушу. Одиннадцатилетний Петя Кузнецов провел танки через минное поле, получив при этом сильную контузию. На доме Кузнецовых мемориальная доска.

Доватор

В боях под Москвой вместе с другими войсками принимали участие и казаки: донские, кубанские, терские…

Лих, искрометен в бою Доватор. Ладно сидит в седле. Шапка-кубанка на голове.

Командует генерал Доватор кавалерийским казачьим корпусом. Смотрят станичники на генерала:

Наших кровей - казацких!

Генерал Лев Михайлович Доватор

Спорят бойцы, откуда он родом:

С Кубани!

Терский он, терский.

Уральский казак, с Урала.

Забайкальский, даурский, считай, казак.

Не сошлись в едином мнении казаки. Обратились к Доватору:

Товарищ комкор, скажите, с какой вы станицы?

Улыбнулся Доватор:

Не там, товарищи, ищете. В белорусских лесах станица.

И верно. Совсем не казак Доватор. Белорус он. В селе Хотине, на севере Белоруссии, недалеко от города Полоцка - вот где родился комкор Доватор.

Еще в августе - сентябре конная группа Доватора ходила по фашистским тылам. Громила склады, штабы, обозы. Сильно досталось тогда фашистам. Пошли среди фашистских солдат слухи - 100 тысяч советских конников прорвалось в тыл. А на самом деле в конной группе Доватора было только 3000 человек.

Когда советские войска под Москвой перешли в наступление, казаки Доватора снова прорвались в фашистский тыл.

Боятся фашисты советских конников. За каждым кустом им казак мерещится…

Назначают фашистские генералы награду за поимку Доватора - 10 тысяч немецких марок.

Как гроза, как весенний гром идет по фашистским тылам Доватор.

Бросает фашистов в дрожь. Проснутся, ветра услышав свист.

Доватор! - кричат. - Доватор!

Услышат удар копыт.

Доватор! Доватор!

Повышают фашисты цену. 50 тысяч марок назначают они за Доватора. Как сон, миф для врагов Доватор.

Едет верхом на коне Доватор. Легенда следом за ним идет.

Крепость

Не могут фашисты взять Сталинград. Стали утверждать, что Сталинград неприступная крепость: мол, окружают город непроходимые рвы, мол, поднялись вокруг Сталинграда валы и насыпи. Что ни шаг - то мощные оборонительные сооружения и укрепления, разные инженерные хитрости и ловушки.

Не называют фашисты городские кварталы кварталами, пишут - укрепрайоны. Не называют дома домами, пишут - форты и бастионы.

Сталинград - это крепость, - твердят фашисты.

Пишут об этом немецкие солдаты и офицеры в письмах к себе домой. Читают в Германии письма.

Сталинград - это крепость, крепость, - трубят в Германии.

Генералы строчат донесения. В каждой строчке одно и то же:

«Сталинград - это крепость. Неприступная крепость. Сплошные укрепрайоны. Неодолимые бастионы».

Фашистские газеты помещают статьи. И в этих статьях все о том же:

«Наши солдаты штурмуют крепость».

«Сталинград - сильнейшая крепость России».

«Крепость, крепость!» - кричат газеты. Даже фронтовые листовки об этом пишут.

А Сталинград крепостью никогда и не был. Нет никаких особых в нем укреплений. Город как город. Дома, заводы.

Одна из фашистских листовок попала к советским солдатам. Посмеялись солдаты: «Ага, не от легкой жизни фашисты такое пишут». Потом понесли, показали листовку члену Военного совета 62-й армии дивизионному комиссару Кузьме Акимовичу Гурову; мол, посмотри, товарищ комиссар, какие небылицы фашисты пишут.

Прочитал комиссар листовку.

Все тут верно, - сказал солдатам. - Правду фашисты пишут. А как же, конечно, крепость.

Смутились солдаты. Может, оно и так. Начальству всегда виднее.

Крепость, - повторил Гуров. - Конечно, крепость.

Переглянулись солдаты. Не будешь с начальством спорить!

Улыбнулся Гуров.

Ваши сердца и мужество ваше - вот она, неприступная крепость, вот они, неодолимые рубежи и укрепрайоны, стены и бастионы.

Улыбнулись теперь и солдаты. Понятно сказал комиссар. Приятно такое слушать.

Прав Кузьма Акимович Гуров. О мужество советских солдат - вот о какие стены сломали в Сталинграде фашисты шею.

Двенадцать тополей

Шли упорные бои на Кубани. Как-то командир одного из полков посетил стрелковое отделение. Двенадцать бойцов в отделении. Застыли в строю солдаты. Стоят в ряд, один к одному.

Представляются командиру:

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Что такое, поражается командир полка. Продолжают доклад солдаты:

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Рядовой Григорян.

Не знает, как поступить командир полка, - шутят, что ли, над ним солдаты?

Отставить, - сказал командир полка.

Семь бойцов представились. Пятеро стоят безымянными. Наклонился к командиру полка командир роты, показал на остальных, сказал тихо:

Тоже все Григоряны.

Посмотрел теперь командир полка удивленно на командира роты - не шутит ли командир роты?

Все Григоряны. Все двенадцать, - сказал командир роты.

Действительно, все двенадцать человек в отделении были Григорянами.

Однофамильцы?

Двенадцать Григорянов, от старшего Барсега Григоряна до младшего Агаси Григоряна, были родственниками, членами одной семьи. Вместе ушли на фронт. Вместе они воевали, вместе защищали родной Кавказ.

Один из боев для отделения Григорянов был особенно тяжелым. Держали солдаты важный рубеж. И вдруг атака фашистских танков. Люди сошлись с металлом. Танки и Григоряны.

Лезли, лезли, разрывали воем округу танки. Без счета огонь бросали. Устояли в бою Григоряны. Удержали рубеж до прихода наших.

Тяжелой ценой достается победа. Не бывает войны без смерти. Не бывает без смерти боя. Шесть Григорянов в том страшном бою с фашистами выбыли из отделения.

Было двенадцать, осталось шесть. Продолжали сражаться отважные воины. Гнали фашистов с Кавказа, с Кубани. Затем освобождали поля Украины. Солдатскую честь и фамильную честь донесли до Берлина.

Не бывает войны без смерти. Не бывает без смерти боя. Трое погибли еще в боях. Жизнь двоим сократили пули. Лишь самый младший Агаси Григорян один невредимым вернулся с полей сражений.

В память об отважной семье, о воинах-героях в их родном городе Ленинакане посажены двенадцать тополей.

Разрослись ныне тополя. Из метровых саженцев гигантами стали. Стоят они в ряд, один к одному, словно бойцы в строю - целое отделение.

Солдат Желобкович шагал со всеми. По белорусской земле, по отчему краю идет солдат. Все ближе и ближе к родному дому. Деревня его - Хатынь.

Шагает солдат к друзьям боевым по роте:

Не знаешь Хатыни? Хатынь, брат, лесное чудо!

И начинает солдат рассказ. Деревня стоит на поляне, на взгорке. Лес расступился здесь, солнцу дал волю. Мол, тридцать домов в Хатыни. Разбежались дома по поляне. Колодцы скользнули в землю. Дорога метнулась в ели. И там, где дорога прижалась к лесу, где ели уперлись стволами в небо, на самом бугре, на самом высоком краю Хатыни, он и живет - Иван Желобкович.

И напротив живет Желобкович. И слева живет Желобкович. И справа живет Желобкович. Их, Желобковичей, в этой Хатыни, как скажут, хоть пруд пруди.

Шел воин к своей Хатыни.

Дом вспоминал. Тех, кто остался в доме. Жену он оставил. Старуху мать, трехлетнюю дочь Маришку. Шагает солдат, Маришке несет подарок - ленту в ее косичку, ленту красную, как огонь.

Быстро идут войска. Вскоре увидит воин старуху мать. Обнимет старуху мать. Скажет солдат:

Вскоре увидит солдат жену. Расцелует солдат жену. Скажет солдат:

На руки возьмет Маришку. Подбросит солдат Маришку. Скажет и ей:

Вынет солдат гостинец:

На, получай, Маришка!

Шел воин к своей Хатыни. О друзьях, о соседях думал. Вскоре увидит всех Желобковичей. Увидит Яцкевичей, Рудаков, Мироновичей. Улыбнется солдат Хатыни. Скажет солдат:

Вышли они к Хатыни. Рядом совсем, в километре от этих мест.

Солдат к командиру. Мол, рядом деревня. Вот тут, мол, овражек, за оврагом лесочек. Прошел лесочек, и вот Хатынь. Выслушал ротный.

Ну что же, - сказал, - ступай.

Шагает солдат к Хатыни. Вот и овражек. Вот и лесочек. Вот-вот и избы сейчас покажутся. Сейчас он увидит мать. Сейчас он жену обнимет. Маришке вручит подарок. Подбросит Маришку к солнцу.

Прошел он лесочек. Вышел к поляне. Вышел - и замер. Смотрит, не верит - нет на месте своем Хатыни. На пепелище обгоревшие трубы одни торчат.

Остановился солдат, закричал:

Где люди?! Где люди?!

Погибли в Хатыни люди. Взрослые, дети, старухи - все. Явились сюда фашисты:

Партизаны! Бандиты! Лесные разбойники!

В сарай согнали фашисты жителей. Сожгли всех людей в сарае.

Подбежал солдат к отчему дому. Рухнул на пепел. Зарыдал, застонал солдат. Отлетел, выпал из рук гостинец. Затрепетала, забилась от ветра лента. Взвилась красным пламенем над землей.

Хатынь не одна. На белорусской земле много таких Хатыней было.

Море справа, горы слева

Крайний советский Север. Кольский полуостров. Баренцево море. Полярный круг.

И тут, за Полярным кругом, идут бои. Бьется Карельский фронт.

Повернешься здесь лицом к фронту - слева горы, справа море. Там, дальше, за линией фронта, лежит государство Норвегия. Захватили фашисты страну Норвегию.

В 1941 году фашисты ворвались в Советское Заполярье. Они пытались захватить город Мурманск - наш самый северный морской порт.

Не пропустили фашистов к Мурманску наши войска. Мурманск не только самый северный порт, это незамерзающий порт на севере. Круглый год, и летом, и зимой, могут сюда приходить корабли. Через Мурманск морем поступали к нам важные военные грузы. Вот почему для фашистов так важен Мурманск. Рвались фашисты, но не прорвались. Удержали наши герои Мурманск. И вот теперь настало время и здесь разгромить фашистов.

Места тут для боя на редкость сложные. Горы. Утесы. Скалы. Леденящие душу ветры. Море вечно стучит о берег. Много здесь мест, где только олень пройдет.

Стояла осень. Был октябрь месяц. Вот-вот - и наступит длинная полярная ночь.

Готовясь к разгрому врагов на севере, командующий Карельским фронтом генерал армии Кирилл Афанасьевич Мерецков обратился в Ставку Верховного Главнокомандования в Москву с просьбой выделить для фронта танки КВ. Броня у них толстая, прочная, мощное вооружение. KB - хорошие танки. Однако к этому времени они устарели.

Просит генерал Мерецков в Ставке KB, а ему говорят:

Зачем же КВ. Мы вам выделим более совершенные танки.

Нет, прошу KB, - говорит Мерецков.

Удивились в Ставке:

Да зачем же KB на Севере? Там во многих местах лишь олень пройдет.

Где олень пройдет, там пройдут и советские танки, - отвечает Мерецков. - Прошу КВ.

Ну что ж, смотрите - ведь вы же командующий! - сказали в Ставке.

Получил фронт эти танки.

Фашисты на Крайний Север не завозили ни танков, ни тяжелого вооружения.

«Горы, утесы, скалы. Где здесь возиться с тяжелыми танками», - рассуждали они.

И вдруг появились советские танки, к тому же еще и КВ.

Танки?! - недоумевают фашисты. - KB? Что такое! Как? Почему? Откуда?! Тут ведь только олень пройдет!

Пошли на фашистов советские танки.

7 октября 1941 года наступление советских войск на Крайнем Севере началось. Быстро прорвали наши войска фашистскую оборону. Прорвали, пошли вперед.

Конечно, не только танки здесь главную роль сыграли. Атака шла с суши. Атака шла с моря. Слева - пехота, справа действовал Северный флот. С воздуха били советские летчики. В общем ряду здесь сражались и моряки, и пехотинцы, и танкисты, и авиаторы. Общей была победа.

Боями за освобождение Советского Заполярья завершился год 1944-й - боевой и решающий. Приближался 1945-й - победный год.


Последние метры война считает

Начался штурм рейхстага. Вместе со всеми в атаке Герасим Лыков.

Не снилось такое солдату. Он в Берлине. Он у рейхстага. Смотрит солдат на здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.

С боем прорвались сюда солдаты. В последних атаках, в последних боях солдаты. Последние метры война считает.

В сорочке родился Герасим Лыков. С 41-го он воюет. Знал отступления, знал окружения, два года идет вперед. Хранила судьба солдата.

Я везучий, - шутил солдат. - В этой войне для меня не отлита пуля. Снаряд для меня не выточен.

И верно, не тронут судьбой солдат.

Ждут солдата в далеком краю российском жена и родители. Дети солдата ждут.

Ждут победителя. Ждут!

В атаке, в порыве лихом солдат. Последние метры война считает. Не скрывает радость свою солдат. Смотрит солдат на рейхстаг, на здание. Колонны, колонны, колонны. Стеклянный купол венчает верх.

Последний раскат войны.

Вперед! Ура! - кричит командир.

Ура-а-а! - повторяет Лыков.

И вдруг рядом с солдатом снаряд ударил. Поднял он землю девятым валом. Сбила она солдата. Засыпан землей солдат.

Кто видел, лишь ахнул:

Вот так пуля ему не отлита.

Вот так снаряд не выточен.

Знают все в роте Лыкова - отличный товарищ, солдат примерный.

Жить бы ему да жить. Вернуться бы к жене, к родителям. Детей радостно расцеловать.

И вдруг снова снаряд ударил. Рядом с тем местом, что первый. Немного совсем в стороне. Рванул и этот огромной силой. Поднял он землю девятым валом.

Смотрят солдаты - глазам не верят.

Жив оказался солдат. Засыпал - отсыпал его снаряд. Вот ведь судьба бывает. Знать, и вправду пуля ему не отлита. Снаряд для него не выточен.

Знамя Победы

- Сержант Егоров!

Я, сержант Егоров.

Младший сержант Кантария.

Я, младший сержант Кантария.

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.

Ушли бойцы. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте.

У рейхстага идет бой.

Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь за укрытие. Тогда наши бойцы вновь начинают атаку. Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг.

«Ох, выше бы!» - вырывается у бойцов. И, как бы услышав товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой уже идет на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется Красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли?!

Проходит минута, две, десять. Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще тридцать минут.

И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Друзья живы. Знамя цело. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках и приветственно машут товарищам. Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно начинают карабкаться еще выше.

На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над побежденным Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи других бойцов разных национальностей сквозь войну принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам, как символ непобедимости советского оружия.

Прошло несколько дней, и фашистские генералы признали себя окончательно побежденными. Гитлеровская Германия была полностью разбита. Великая освободительная война советского народа против фашизма закончилась полной нашей победой.

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.

Книги для детей

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль в этом играют произведения писателей. Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам?




Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

Начинать читать книги на военную тематику можно уже младшим школьникам. Конечно, им трудно будет понять крупные жанровые формы - повести, романы, а вот коротенькие рассказы, написанные специально для детей, вполне доступны даже ребятам начальных классов. Перед тем как познакомить ребенка с произведениями о войне, необходимо подготовить его к восприятию темы: дать небольшие сведения из истории, акцентируя внимание не на датах, цифрах (их ребята в этом возрасте еще не воспринимают), а на моральном аспекте войны. Рассказать маленьким читателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И только тогда, когда у ребенка будет сформировано представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны:

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я - солдат, и ты - солдат»

Чем старше становятся дети, тем больше требований предъявляют к ним родители, постоянно напоминая о том, что они «уже не маленькие». Война не давала детям времени на взросление - они сразу становились взрослыми! Девчонки и мальчишки, оставшиеся сиротами, вынуждены были выживать в сложнейших условиях военного времени. Произведения, повествующие о судьбах детей, потерявших всех близких, не оставляют равнодушными никого из читателей: их невозможно читать без слез. Эти книги о войне для детей помогут подрастающему поколению научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Артюхова Н. «Светлана»

Война шла не только на фронте - в тылу тоже гибли люди. Бомбежки, голод, тяжелейший физический труд на предприятиях, продолжавших работать и в годы войны, болезни, трагедии потери близких людей уносили тысячи и тысячи жизней. Предложите детям прочитать книгу Алексина А. «В тылу как в тылу».

Самые трагические страницы истории связаны с блокадой Ленинграда. О том, что происходило в городе в это страшное время, какие жуткие испытания голодом и холодом пришлось выдержать ленинградцам, ребята могут узнать из следующих произведений:

Миксон И. «Жила, была»

Юные читатели, знакомясь с литературой о Великой Отечественной войне, узнают и о том, что их сверстники в далекие сороковые годы прошлого века не только боролись с трудностями военного времени в тылу - многие внесли свой непосредственный вклад в Победу, вступив в борьбу с врагом наравне со взрослыми.

Сухова А. «Дети войны»

О том, насколько хрупким может быть мир и как вторжение врага может перевернуть всю жизнь человека, ребята узнают, прочитав книги о второй мировой войне следующих писателей:

За четыре долгих года войны было все: и поражения, и победы. Сведения о самых масштабных операциях советской армии, о знаменательных сражениях, о героях дадут юным читателям книги о Великой Отечественной войне таких авторов:

Вознесенский И. «Четвертая высота»

Пронин В. «Сын полка»

Ростоцкий С. «Сын полка»

Что дает детям чтение столь серьезной и, в определенной степени, тяжелой для них литературы? Именно благодаря произведениям авторов - современников страшного военного времени, нынешняя молодежь может представить себе события тех годов, узнать о трагических судьбах людей, о мужестве и героизме, проявленном защитниками Отечества. И, конечно же, лучшие книги о войне воспитывают в юных читателях дух патриотизма; дают целостное представление о Великой Отечественной войне; учат ценить мир и любить дом, семью, близких. Сколь ни было бы далеко прошлое, память о нем важна: ребята, став взрослыми, должны сделать все для того, чтобы трагические страницы истории никогда не повторились в жизни народа.

Ольга Крусь (учитель русского языка)
специально для сайта



Вопросы к статье

К этой статье вопросов пока нет.


🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

В подборке собраны лучшие книги о войне для детей начальной школы и для школьников 10 – 12 лет. Отличный список о Великой Отечественной для подрастающего поколения.

Елена Ильина. Четвертая высота

Эта книга повествует об одной незаурядной личности с необыкновенной судьбой. Она одного с тобой возраста, а мир знает ее, не только как актрису недюжинного таланта, мудрого и отзывчивого человека, но и как Героиню Великой Отечественной войны. Для Гули Королевой, недолгая жизнь которой раскрыта в этой книге, любовь к Родине и человеческое достоинство были истинным жизненным девизом, а не вычурными фразами. Вот с чьей историей жизни действительно стоит познакомиться. Дальше

Любовь Воронкова. Девочка из города (сборник)

Знаменитая детская писательница внесла в книгу две повести, одна из которых – «Девочка из города» — повествует о сиротке времен Великой Отечественной войны и о людях, чьи добрые сердца открылись на встречу девочке. Вторая повесть – «Гуси-лебеди» — несет в себе историю об Аниске из деревни. У которой за личиной задиристой, для некоторых некрасивой девчонки, скрыто доброе сердечко. Повести рассказывают о ценностях дружбы, любви к Родине, доброте и светлом детстве. Дальше

Валентин Катаев. Сын полка

Нелегкая судьба деревенского сироты Вани Солнцева известна многим. Книга повествует о том, как в годы Великой Отечественной войны мальчик потерял всех своих родных и стал сыном полка. Дальше

Валентина Осеева. Васёк Трубачёв и его товарищи

«Васек Трубачев и его товарищи» — трилогия, герои которой десятилетия назад жили безоблачной детской жизнью. Они учились и шалили, дружили и ссорились, учились жить. Но светлое детство оборвалось, когда пришла Великая Отечественная война. Дальше

Андрей Платонов. Никита

Мать героя ранним утром шла на работу в поля, каждый день ожидая, когда вернется отец. Он ушел на войну и до сих пор не вернулся. Дальше

Для Афони все скучно. Рядом только дед, который ночью и днем спит на печке, а по утрам, когда ест кашу, кажется, тоже спит. А мать? Мать целыми днями трудится на молочной ферме. Отец? Отец на войну ушел… Дальше

Лев Абрамович Кассиль провел свое детство в трудные годы Первой Мировой войны и революции 1917 года. Исходя из своих детских воспоминаний, он рассказывает историю событий, участником которых невольно стали он и члены его семьи. Братья-гимназисты Леля и Оська – герои произведения – открыли для себя Швамбранию. Это Великое государство они населили героями, а потом еще долгие годы играли в эту фантазию. Наряду с приключениями и проказами читателю представляются тонкости истории России тех годов. Дальше

Сергей Петрович Алексеев, будучи участником Великой Отечественной войны, написал немалое количество рассказов об Отечестве и войне, а также о великих маршалах Победы – Г.К. Жукове и К. Рокоссовском. В сборнике Книга «От Москвы до Берлина. Рассказы для детей» и собраны эти истории. Они повествуют о заре Великой Отечественной войны, про детей и женщин, делающих из последних сил все, чтобы приблизить победу, о солдатах, сражавшихся на фронтах. Благодаря своим работам, С.П. Алексеев стал известным писателем и лауреатам Государственный премии СССР и России и поучаствовал в создании советского учебника по истории. Дальше

Ю. Яковлев — известный советский классик. В своих книгах, направленных на детскую аудиторию, писатель общается с читателем, приглашая его погрузиться в истории обыкновенных детей. Робкие и смелые, мечтательные и бойкие герои каждый день сталкиваются с новым и неизведанным, открывая для себя мир. Писатель не обошел стороной и трудную тему войны. Дальше

Это повесть про удивительную стойкость и храбрость детского сердца. Героиня Великой Отечественной войны Лара Михеенко стала партизанкой в очень юном возрасте. Вместе со своими подругами она выполняла задания, которые были не под силу взрослым мужчинам и была представлена к награде, на которой, увы, была надпись: «Посмертно». Дальше

Анатолий Митяев. Шестой-неполный (сборник)

Книга Анатолия Митяева входит в серию «Поклона победителям», выпущенную к 70-летию Великой Победы. Здесь представлены рассказы о суровых испытаниях, выпавших на долю солдат-участников Великой Отечественной войны. Дальше

Поэма «Василий Теркин» по праву считается венцом творений Александра Твардовского. В одну книгу с этой поэмой вошли также «Страна Муравия», «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Легким слогом А. Твардовский в полной мере раскрыл народную душу, рассказал о трагической судьбе отца и описал пейзажи в военных стихотворениях, рассказах и очерках. Дальше

Сергей Алексеев. Сто рассказов о войне (сборник)

Благодаря своему удивительному таланту писатель Сергей Алексеев поведал не одному поколению юных читателей о страшных и прославленных событиях Великой Отечественной войны и нелегких судьбах ее участников. Он описал, какими были люди, отразившие атаку жестокой «немецкой машины» и вернувшие людям свободу. Дальше

Повесть «Остров в море» заставит своих читателей задуматься о том, стоит ли дразнить того, кто не похож на всех. Главная героиня – маленькая девочка из австрийский евреев, вырванная из привычной светлой жизни и оставшаяся один на один с суровой действительностью. Добрая шведская семья спасла и приютила девочку. Это история о том, как ребенок видит новый и чужой для себя мир. Дальше

История Анатолия Приставкина потрясает и заставляет задуматься об ответственности взрослых перед детьми и о смелости детской души. Годы Великой Отечественной войны не щадили никого: ни взрослых, ни детей. Тяжелая история судеб детдомовских подростков показывает, что даже в страшные военные годы дети способны дружить и радоваться мелочам, помогая при этом другим. Дальше

Повесть «Батальоны просят огня» описывает жестокую правду войны, не скрывая фактов и жестокости средств достижения Великой Победы. Поставлены тяжелые вопросы о том, можно ли оправдать многочисленные жертвы, принесенные ради общей победы. Дальше

Анатолий Митяев был не только знаменитым писателем и историком, но и простым солдатом. В своей книге он раскрывает о тактиках известных военачальников и командиров. Погружаясь в его работу, читатель узнает, как и кем делается история и прочитает о героических подвигах и военном оружии. Дальше

На этом у нас все. Если вы знаете еще какие-нибудь книги о войне для детей начальной школы, то добавляйте в комментариях к этому списку.

Великая Отечественная война и события послевоенного времени полностью определили культуру, да и сам строй жизни советских людей. Особенно это отразилось на воспитании детей и юношества, и не последнюю роль в этом вопросе сыграли книги о войне для детей. Дискуссии о том, как правильно воспитывать подрастающее поколение, начались гораздо раньше - ещё до войны, когда писателей упрекали за склонность к чистой романтике и доказывали, что чувство прекрасного не может быть абстрактным. Книги о войне для детей стали важнейшим требованием времени, тематика эта включала в себя романтику в виде военных подвигов, самозабвенного труда, где жертва ради народа - высший нравственный посыл к становлению советского человека. И всё это труднейшее время отражено в книгах о войне для детей. В своих произведениях авторы используется огромный педагогический и творческий потенциал для того, чтобы донести подрастающему поколению всю правду о самоотверженности тех, кто защищал страну в боях и трудился в тылу. Ведь именно подростки и даже дети встали тогда к станкам, чтобы заменить взрослых, ушедших на войну. Чуть позже появились многие книги о войне для детей, на страницах которых рассказывалось о сынах полка, о юных партизанах и подпольщиках, то есть о непосредственном участии в боевых действиях детей и подростков.

Издано во время войны

Положение в стране было тяжелейшее, но о должном воспитании забота не иссякала. Продолжали выходить периодические издания и книги о детях войны. Список их чрезвычайно длинен. Но особенно широко представлена публицистика - это агитационные стихи, фельетоны, очерки. Сергей Михалков в самом начале войны уже писал книги про войну для детей, где объяснял цели и смысл противодействия фашизму, создавая величественный образ нашего народа, который воюет за правое дело. Это "Быль для детей", а следом пронзающие душу стихи "Десятилетний человек", в которых описывается мальчик-сирота, пробирающийся к своим по территории, занятой врагом, и терпящий ужасные лишения. И конечно же, Михалков вернулся к любимому детскому герою - почтальону ("Почта военная"). Охотно читает и сегодня эти книги о детях войны 4 класс. Список здесь уже очень большой, куда, кроме входят и лучшие книги Алексеева, Драгунского, Кассиля, Королькова, Катаева и многих других. Все перечислить невозможно, но далее нужно будет подробнее остановиться на некоторых из них.

Многими поэтами созданы образы детей, которых война лишила детства, они страдают, погибают от обстрелов и голода. Лучшие образцы этого поэтического творчества, несмотря на такую "смертоносную" тематику, в то же время гораздо сильнее утверждали символы самой жизни, которую пытается уничтожить война. Например, в стихах 1942 года обратившаяся к ленинградским блокадным детям Анна Ахматова была исключительно убедительна в своём жизнеутверждающем начале ("Памяти Вали"). Образы детей-мстителей появляются с начала войны всё чаще и в стихах, и в прозе. Здесь одними из самых лучших примеров станут те книги о детях войны, список которых составляла именно читательская востребованность. Например, стихотворение, которое в течение долгих уже послевоенных лет знали наизусть практически все советские дети - "Партизан" Зои Александровой, написанное в 1944 году, где речь идёт о мальчике, который остался у партизан, чтобы отомстить за погибшую маму. И сегодня, спустя столько лет, надо читать книги о детях войны.

4 класс

Список произведений для четвёртого класса существует во многих версиях, с разным содержанием. В библиотеках страны проводятся специальные акции для школьников, когда прочитываются вслух отрывки из лучших книг о войне и даже целые произведения. Причём сначала проводится вступительная беседа, а после чтения - беседа о прочитанном с вопросами и ответами. Мы все, будучи родителями, читаем книги о войне детям. И чтобы облегчить эту задачу, каждая детская библиотека составляет примерный список художественных произведений, которые будут интересны и полезны подрастающему поколению. Конечно, книги про войну для детей представлены в широком ассортименте, и потому каждый список носит рекомендательный характер, ни один из них не может быть абсолютно полон.

Но в любом случае маленький человек должен понимать, для чего ему предлагается та или иная книга. Поэтому даже в домашнем чтении лучше начать со вступительной беседы. Нужно отметить, что эти же книги про войну для детей 3 класса тоже подойдут. Прежде всего нужно узнать, насколько ребёнок готов в прочтению данного сочинения. Нужно спросить, что за праздник у нас отмечают девятого мая, знает ли он, когда началась Великая Отечественная война, когда она окончилась и как давно это было. Потом задать вопросы посложнее: и Великой, почему мы до сих пор о ней помним? И ещё: почему мы победили? Из ответов будет понятно, с какого произведения лучше начать чтение.

Список

Книги на тему "Дети и война":

1. С. П. Алексеев: "Богатырские фамилии", "Рассказы о полководцах", "Рассказы о Великой Отечественной войне".

2. Ж. Браун: "Юта Бондаревская".

3. Л. Ф. Воронкова: "Девочка из города".

4. В. Ю. Драгунский: "Арбузный переулок".

5. Л. А. Кассиль: "Дорогие мои мальчишки", "Твои защитники", "Рассказ об отсутствующем", "Огнеопасный груз", "У классной доски", "Володя Дубинин" и "Улица младшего сына" (эти две книги написаны в соавторстве с Л. М. Поляновским), "Черемыш - брат героя".

6. Валентин Катаев: "Сын полка".

7. Ю. Корольков о пионерах-героях: Вале Котике, Зине Портновой, Лёне Голикове, Марате Казее и других.

8. Б. Лавренёв: "Разведчик Вихров".

9. А. Митяев: "Иван и фрицы", "Гвардии медвежонок", "Лошади", "Куриная слепота", "Носов и Назе", "Мешок овсянки", "Серьги для ослика", "Отпуск на четыре часа", "Тимофей Беспраздничный", "Тёплый "язык"", "Шестой - неполный", "Треугольное письмо".

10. Н. А. Надеждина: "Партизанка Лара".

11. В. А. Осеева: "Васёк Трубачёв и его товарищи".

12. К. Г. Паустовский: "Похождения жука-носорога".

15. Е. И. Суворина: "Витя Коробков".

16. И. Турчинин: "Крайний случай".

17. Ю. Я. Яковлев: "Девочки с Васильевского острова", "Как Серёжа на войну ходил", "Где стояла батарея".

Краткий обзор

Лучшие книги для детей о войне во все времена будут помогать педагогам вырастить настоящего помощника взрослым во всех условиях, которые предлагает жизнь, в том числе и нечеловечески страшных. Главное - то, что настоящий писатель всегда показывает, что решающая роль в детской судьбе принадлежит взрослым, то, что взрослые - добрые, разумные и сильные. Об этом говорится в повести Валентина Катаева, которая вышла в 1944 году. Называется она "Сын полка". А какие прекрасные стихи были написаны о "Мужичок-с-ноготок" у Сергея Михалкова, об учениках из ремеселенных училищ на оборонных заводах Урала у Агнии Барто и многие, многие другие. В прозе об этом великолепно написал У Льва Кассиля в повестях особо хорошо виден контраст прекрасных душевных качеств его героев и их чисто физической "невеликости". В послевоенные годы были написаны многочисленные книги о войне для детей начальной школы. В том числе и о том, как даже малыши участвовали в восстановлении хозяйства, до руин разрушенного войной. Ведущими темами в этот период становятся школа, семья, труд, на которые прошедшая недавно война наложила свой отпечаток.

Именно тогда были созданы самые пронзительные художественные произведения и о тех, кто реально участвовал в сражениях. Это для детей об Александре Матросове писателя П. Журбы, это "Четвёртая высота" Елены Ильиной о Гуле Королёвой, это книги о Володе Дубинине Кассиля и Поляновского и, наконец, книга для юношества о молодогвардейцах Александра Фадеева - "Молодая Гвардия". Это, конечно, далеко не полный список, в котором представлены лучшие книги для детей о войне 1941-1945 годов. Широко известные уже на тот момент писатели представляли свои новые произведения юным читателям. Это Осеева, Мусатов ("Стожары"), Кальма ("Дети горчичного рая"), Каверин ("Два капитана" - вторая часть), Фраерман, Шварц, Карнаухова и многие другие. Война предложила совершенно новые типы героев, а потому и традиционные темы получили новое решение.

Валентина Осеева

Валентина Александровна Осеева продолжила в своей прозе направление реализма, будучи последователем художественной традиции Ушинского и Толстого. Она во главу каждого произведения ставила нравственно-этические вопросы, а каждая её строка должна была быть в первую очередь средством воспитания. Особенно хороши её книги о войне для детей 10-12 лет. Маленькие люди при чтении уже исследуют нравственные нормы и отступления от неё. Обычно главный герой совершает проступок, этическую ошибку. Далее жизнь преподносит ему урок, и прозрение приходит через мучительное переживание. Впрочем, это и для большинства взрослых очень полезное чтение. До войны Валентина Александровна адресовала книги детям дошкольного возраста и младшего школьного, и в них тоже господствует тема нравственного становления, даются этические уроки. Именно поэтому её короткие рассказы никогда не несли чисто идеологической нагрузки. Таковы "Волшебное слово", "Три товарища", "На катке" и другие. В коротком рассказе особо нужно писательское мастерство - речевые средства отбираются исключительно тщательно, чтобы оставить впечатление чистой и живой интонации, кроме того, необходимо уметь построить сюжет, выбрать конфликт. Валентина Осеева благодаря таким качествам из школьных хрестоматий вряд ли уйдёт когда-либо.

Сюжеты она брала из будничной жизни девочек и мальчиков, постоянно заставляя их подвергать осмыслению чужие и свои поступки, особенно их моральную составляющую. По этим книгам читатель вместе с героем начинает понимать те законы, которые свойственны нормальной жизни человека и общества. Писатель не делает никакой скидки на возраст, и у детей в её рассказах проявляются абсолютно взрослые качества: грубость, равнодушие, подлость, эгоизм или чуткость, честность, доброта, любовь к ближнему, к Родине. Её рассказы о детях, которым пришлось переживать тяготы войны, - действительно превосходные произведения на данную тематику и стоят на верхних ступенях в отечественной детской литературе. Там есть всё самое нужное: реалистическое изображение атмосферы данного времени, народных характеров. Повествовательный тон исключительно тёплый, доверительный. Все межличностные коллизии - на втором плане, а на первом - всегда война и дети, война и мир, Великое Противостояние.

Энциклопедии

Детские экциклопедии, издающиеся сегодня, - издания качественные и красивые, но нужно обязательно учитывать, что они целиком и полностью переводные, а потому освещают исторический этап Второй мировой войны небеспристрастно. Признать такие издания документальными - значит погрешить против истины. Поэтому звучат призывы к родителям: покупать в домашнюю библиотеку отечественные книги для детей о войне 1941-1945 годов. Они как минимум будут написаны родной и правильной речью, а самое главное - помогут сохранять человеческое достоинство в истоках исторической памяти, что для страны является одной из важнейших задач. Прошло много лет со времени чудовищного испытания для нашего народа, и плоды воспитания последних десятилетий иногда не могут не удручать.

Как часто сегодня можно наблюдать у людей равнодушие к судьбе государства, в котором они родились и живут. Необходимо, чтобы дети помнили и хорошо знали о героических подвигах, о жесточайших испытаниях и горчайших судьбах дедов и отцов. Обязательно нужно воспитывать в детях патриотические чувства. И лучше всего эту задачу выполняют книги о войне для детей. В них есть всё: и миллионы погибших, и тяжёлые испытания, и яростная борьба с фашизмом, и долгожданная Победа. Только так ребёнок может ощутить любовь к Родине, а впоследствии защитить своё Отечество и собственных близких в случае необходимости.

С чего начать

Уже самым маленьким школьникам необходимо читать книги на военную тематику. Конечно же, выбирать нужно самые интересные для них, то есть те произведения, где главные герои близки к ним по возрасту. Именно с помощью таких книг дети научаются крепко любить свою семью, близких, окружающих, и вообще всё то хорошее, что преобладает в их жизни. При знакомстве с литературой о войне дети уже должны иметь по теме некоторые знания. Обязательно нужно рассказывать о родственниках, которые воевали или трудились в тылу, причём с разнообразными деталями - про пайку хлеба (не только ленинградскую, поскольку она нигде достаточной для сытости не была), про условия жизни, об учёбе (когда не было бумаги, и дети зачастую выполняли домашние задания на старых газетах), о работе, которая в то время начиналась у людей очень рано - ведь множество тринадцатилетних стояли у станков в войну.

В далёкие сороковые годы точно такие же дети вносили ощутимый вклад в приближающуюся Победу. Даже вступали в борьбу с врагом вместе со взрослыми. Поэтому маленьким детям очень понравятся книги "Шёл по улице солдат" Баруздина, "Твои защитники" Кассиля, "Я - солдат и ты - солдат" Маркуши, а также великолепные книги Гайдара "Сказка о военной тайне...", "Клятва Тимура" и многие другие. Только в том случае, если приобщение к патриотической литературе состоится ещё до школы, дети с удовольствием продолжат знакомство с книгами о войне, прочтут рассказы Алексеева, среди которых есть книга о войне и блокаде. Для детей уже будут понятными в рассказах и битва под Москвой, и Сталинградская битва, и Курская дуга, и оборона Севастополя, тем более - штурм Берлина. Сергей Алексеев словно с памяти списал то, что увидел и пережил во время войны, настолько достоверны каждый поступок, каждая черта характера главных героев.

"Письмо с фронта"

Это удивительная книга исключительно талантливого автора Анатолия Васильевича Митяева - рассказы о военных буднях человека, который сам всё это видел и во всём участвовал. Книга на первый взгляд очень проста, но это лишь первое впечатление, и оно обманчиво. После прочтения словно послевкусие остаётся, и читатель ещё долго раскладывает в памяти все следствия, все причины событий, о которых узнал, с каждым разом всё острее и острее переживая трудности, которые испытал солдат на пути в Победе.

В рассказах изобилие драгоценных трогательных подробностей жизни - и военной, и предвоенной, их даже больше, чем информации непосредственно о войне, с разбором сражений и боёв. Именно эти подробности приближают детей к пониманию чисто человеческих чувств. Солдаты на глазах взрослеют, и вместе с ними взрослеет читатель, понимая, что война - это не только геройские поступки, это тяжёлая, невыносимая работа, лишь выполнив которую, можно стать героем.

"Сын полка"

"Сын полка" Валентина Катаева - правдивый и исключительно яркий рассказ об очень непростой судьбе маленького Вани Солнцева, который воевал наравне со взрослыми и доказал, что подвиг - это несгибаемая воля, это огромная любовь к родной земле, а не только смелость. "Сын полка" - возможно, лучшая из книг, написанных о детях войны, настолько мастерское в ней сочетание взрослого авторского взгляда, уступки детскому интересу (увлекательность приключенческого плана) с традициями классической литературы.

Язык просто великолепен, а чувство меры - удивительное. Это вобще огромная часть русской литературы - книги на военную тематику. Даже не важна их роль в военно-патриотическом воспитании, пусть и написаны многие были, что называется, по "социальному заказу". Всё равно и авторы, и читатели всегда вольно или невольно переживают вместе с героями всё, что там происходило. Тем более что книги о войне для детей - давняя наша классическая традиция, проблематика вечная, тема эта в русской литературе освещалась практически всегда.

Блокада

Почти девятьсот дней люди, не успевшие покинуть Ленинград или не имевшие такой возможности в связи с характером их работы, находились без света, тепла, продовольствия, в бомбёжках, болезнях, холоде и голоде. Но они не бросали свой изнурительный труд на благо Победы - рыли оборонительные траншеи и стояли у станков на заводах. Смерть очень быстро стала явлением обыденным, хотя и не менее страшным. Книги, написанные об этом, всегда повествуют прежде всего о бессмертии, о любви, о страданиях во имя спасения Родины, о мужестве и ненависти к врагу. Документальные строки дневниковых записей надо читать с детьми всегда - с самого раннего возраста. Дневник в их числе. Художественные романы о блокаде тоже очень часто имеют дневниковую форму, так, может быть, проще донести через констатирующих ужасные события очевидцев ту правду, которой не верить нельзя, а верить - больно.

Документы всегда несут много информации чисто статистической, через жизнь обитателей одной квартиры можно увидеть то, что происходило в целом городе. Здесь нужно упомянуть повесть М. П. Сухачёва "Дети блокады", из которой читатель узнает очень много о характере бомбёжек и обстрелов, о том, каково это - умирать от голода, но не сдаваться. Дети во всём участвовали наравне со взрослыми - дежурили на чердаках и тушили зажигательные бомбы, помогали ближайшим людям выстоять, даже ловили диверсантов, которые подавали сигналы вражеским самолётам. Только стойкость и самоотверженное мужество помогли ребятам выстоять в этой неравной борьбе. О блокаде Ленинграда очень много детских книг, и нужно обязательно знакомить с ними подрастающее поколение, потому что события военных лет несут в себе исключительно много простой и понятной детям правды - пронзительной и тонкой. Приобретается некий опыт вместе с восприятием содержания этих книг, события переживаются глубоко и становятся близкими, как будто происходили с самим читателем и с теми, кто рядом, с самыми родными.

Доброго дня, дорогие читатели! Скажите, как Вы воспитываете в своих чадах дух патриотизма и любовь к Родине? Наверно, в ответ Вы также спросите меня о том, с которого возраста надо это делать. А я скажу, что для дошколят, это вполне актуально. Удивлены? Ну, ведь наверняка на Ваших книжных полках есть рассказы о животных, растениях. Так?

В садах их учат уважению и трудолюбию, помощи семье и другим людям. Именно с этого начинается воспитание и любовь к стране в целом. Но книжные издания для правильного воспитания являются неотъемлемой частью! Вы согласны? В школе в это понятие вкладывается нечто большее, сюда добавляются более серьёзные произведения. К таким относятся книги о Великой Отечественной войне для школьников. Какими они должны быть по возрастам? И на что надо обратить особое внимание?

Люди нашего поколения ещё понимают смысл таких сочинений, а, главное, их необходимость. Помните, как нам рассказывали учителя о том нелёгком времени? А знаете, для чего это делалось и делается? Чтобы не было повтора событий тех страшных лет. Но, кроме этого, авторы пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественными.

Но какие именно произведения будут интересны деткам? Наверное, о таких же, как они сами. Ведь война стирала грань взросления. Дети там сразу становились взрослыми, трудясь в тылу и на стрельбищах (ведь и такое было). Да, вот это геройство! Все книжки должны учить только уму и трудолюбию! Чтобы и мысли в голову детишек не закрадывалось о тех ужасах, которые происходят с нынешней молодёжью!

Особенности изданий для 1 ― 2 класса

Дух патриотизма тут, несомненно, должен присутствовать! Но изучив информацию и пообщавшись с одним педагогом, скажу: чем прощу, тем лучше. Не давайте сразу килограммовых мемуаров для прочтения. И тут должны отсутствовать цифры, это пока дитя не поймёт в 7 лет. Подойдут небольшие рассказы. Например, такие:

  • «Письмо с фронта» Анатолий Митяев. Небольшие рассказы о геройстве и мужестве. А самое интересное, что тут есть правдивые факты! Значит, детки пройдутся по будням солдат.
  • «Твои защитники» Лев Кассиль.
  • «Я солдат, и ты солдат» А. Меркуша.
  • «Рассказы о великой Московской битве» С. Алексеев.
  • «Рассказ о громком барабане» Софья Могилевская.

Конечно, многое зависит от учителя, как он донесёт это до первоклашек. Но ведь и семья должна тоже влиять на мировоззрение малыша. Вы согласны с этим утверждением?

Для 3 класса о войне

С каждым годом детки растут, и их восприятие жизни тоже меняется. Литература должна становиться немного серьёзнее. Но тексты также не должны быть слишком длинными, а то и интереса не будет у дитя читать. Нам ведь его необходимо заинтересовать, не так ли?

  • «Рассказы о маршале Жукове» А.С. Алексеев.
  • «Клятва Тимура» А. Гайдар.
  • «Витя Коробков» Е. Суворина.
  • «Сын полка» В. Катаев. Когда остаёшься совсем один, без близких людей, становится страшно. Но если ты ещё ребёнок, страшнее вдвойне. Как часть, где служат военные, может стать и матерью, и отцом для сироты? Оказывается, может.
  • «Девочка из города» Л. Воронкова. Ещё одна история о сиротке, проделавшей большой путь, но нашедшей новую семью.
  • «Девочки с Васильевского острова» Ю. Яковлев. Честно, комок подступает к горлу, когда просто читаешь краткое описание. За основу был взят дневник маленькой девочки, которая погибла вместе со своей семьёй от голода.

Читая эти издания, есть над чем подумать. Авторы пытаются донести до маленького читателя, какому примеру стоит следовать по этой жизни. И нельзя терять своё достоинство в любых, даже самых сложных, ситуациях.

4 ― 5 классы

Уже такие взрослые в этом возрасте… Самостоятельные детки. Много интересов у них теперь появляется, им любопытно общаться друг с другом, появляются увлечения вне дома. Но книга ведь должна сопровождать и на этом этапе! И, главное, чтобы она вызывала большой интерес! Я почитала много отзывов о литературе на этот возраст. И вот список того, что больше всего нравится деткам:

  • «Иван. Зося» Владимир Богомолов. Как и многие книги, эта передаёт страшные военные события глазами маленького ребёнка.
  • «Васёк Трубачёв и его товарищи» В.А. Осеева.
  • «Как Серёжа на войну ходил» Ю. Яковлев.
  • «Крайний случай» И. Туричин.

Тяжело представить, что победа нам досталась и ценой детских жизней. Некоторые из них пока живы. Эти сочинения покупают для деток, но многие взрослые, открыв книгу, зачитываются сами. Ведь интересно знать, что испытали наши бабушки и дедушки в те жуткие времена. А у Вас есть любимые произведения на военную тематику?

6 ― 8 классы

В пересчёте на возраст, это 12 ― 14 лет. Вполне взрослый человек, способный многое понять, имеющий свою позицию. А ведь в этом возрасте детишки уже шли на фронт. У моей знакомой бабуля в 14 лет стала бригадиром в колхозе. А кто ещё будет кормить страну?

Именно такие подвиги достойны, чтобы о них писали и говорили ещё многие годы. А вот что будет интересно прочесть нашим школьникам в 6 ― 8 классе.

  • «Великие Победы» Алексеев С. Думаете, что наши солдаты одержали лишь одну победу, в Берлине? А вот и нет! Ведь каждый освобождённый город, это большая победа!
  • «Улица младшего сына» Лев Кассиль.
  • «Последние холода» А. А. Лиханов.
  • «Три девочки. История одной квартиры» Елена Верейская. Повесть о настоящей дружбе и преданности.
  • «До свидания, мальчики» Борис Блатер.

Но чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с такими вещами, тем лучше. Знаете почему? Потому что на воспитание нового поколения отводится определённый промежуток времени. Сегодня это покажется сложным и слишком печальным нам, завтра, уже будет неинтересным для детишек. Приучайте к хорошей книге, пока есть интерес у малыша.

Мне очень интересно, какие произведения стоят на полках у Вас дома? Что даёте читать детям о войне? Быть может, дополните мой список? Делитесь мыслями, оставляя комментарии! И подписывайтесь на обновления блога. Всего доброго!



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама