THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Глубина и значительность образов персонажей романа

1.1 Пассивное смирение или непримиримое проклятие всему несправедливому миру: образы Наташи и Нелли

1.2 Есть «маленькие», есть «великие»: Валковские

1.3 Полюс добра: Иван Петрович

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении XIX века писателей волновала проблема «униженных и оскорблённых», и они писали об этом в своих произведениях. Первым тему «маленького человека» раскрыл А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель», продолжил эту тему Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» образ Акакия Акакиевича. Они утверждали, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье. Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем этих традиций, он всем своим творчеством доказал, что всякий человек, кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.

Романы писателя содержат глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где царствуют подлость и эгоизмом, правду, вызывающую ненависть к миру лжи и лицемерия. В романе «Униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. Таков мир, в котором живут герои Ф.М. Достоевского, мир «униженных и оскорблённых».

Роман «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время». В статье «Забытые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей культуры», а его роман «Униженные и оскорбленные» --лучшим культурным явлением года. Критик отметил, что новое произведение Федора Михайловича, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит тому «гуманистическому» направлению, которое начал Н. В. Гоголь -- основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского,-- писал критик,-- мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой».

Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах XIX века, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил политическую атмосферу 60-х годов: в романе показан Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и обездоленных. Именно в этом сильная сторона романа.

«Люди, которых человеческое достоинство оскорбляется,-- писал Добролюбов,-- являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие -- это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком -- Нелли.

Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии: первая -- история семьи Ихменевых, вторая -- трагическая судьба Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию сентиментальной русской литературы XIX века. Во второй же Достоевский впервые так остро поставил вопрос о страдании ни в чем не повинных детей, искалеченных условиями буржуазной действительности.

Роман «Униженные и оскорбленные» оказал большое влияние на русское общество и на последующую литературу, так как пробуждал ненависть к обидчикам, попирающим человеческое достоинство, звал к воспитанию подлинного благородства.

1. ГЛУБИНА И ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ РОМАНА

В чем же причина того, что люди как бы сами отказываются от своего счастья и идут навстречу горю, бедам, обидам, даже унижениям, и наоборот? Причина -- в самой жизни, которая лишает некоторых людей, говоря словами Пушкина, «покоя и воли», а других поддерживает связями и положением. Если Пушкин писал в 1830-е годы: «На свете счастья нет, но есть покой и воля», то у героев Достоевского нет уже той цельности натуры, которая позволяет им стать вне зла. Ни душевного спокойствия, ни свободы выбора решений им не дано. пушкин роман капиталистический подлость

Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: «Все его повести и романы -- огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде...».

Достоевский -- вечный материал для раздемья, для личного совершенствования. Он врастает и наполняется благодетелью в каждом своем романе, в каждом изображенном образе, в каждом написанном слове.

Рисуя характеры и судьбы, он дает разъяснение, что есть доброеи святое. Стефан Цвейг говорил: «Не следует оценивать писателя по академическим меркам исторической науки. Историк решает научную задачу, писатель - художественно-нравственную. У каждого свои методы постижения одних и тех же событий. Историк хотел бы как можно точнее реконструировать прошлое, вскрыть закономерности, и потому так щепетилен в отношении фактов. Писатель же стремится к достоверности, прежде всего художественной, и сумма фактов, а также их проверка имеют для него меньшее значение…»

В романе Достоевский нет прямого указания на верность жизненных направлений для стоящих на распутье, но он подводит подсознательно к пониманию праведности идеалов, поступков и жизненных ценностей через призмы личностей, персонифицированных образов носителей доброго и дурного, через сущности и характеры своих детищей -- персонажей романа.

Изображая судьбы Наташи Ихменевой и Нелли, Достоевский дает два ответа на вопрос о поведении страдающей личности...

1.1 ПАССИВНОЕ СМИРЕНИЕ ИЛИ НЕПРИМИМОЕ ПРОКЛЯТИЕ ВСЕМУ НЕСПРАВЕДЛИВОМУ МИРУ: ОБРАЗЫ НАТАШИ И НЕЛЛИ

Мрачное нагнетение предчувствий тщательно организует Достоевский перед приходом Нелли. Рассказчик признается, что с наступлением сумерек он впадает в «мистический ужас». Следует изумительно четкое и психологически достоверное описание беспричинной боязни: «…И вдруг в это самое мгновение мне пришло на мысль, что когда я обернусь назад, то непременно увижу Смита… Я быстро оглянулся и что же? -- дверь действительно отворялась <…> Я вскрикнул. Долго никто не показывался, как будто дверь отворялась сама собой; вдруг на пороге явилось какое-то странное существо… Холод пробежал по всем моим членам. К величайшему моему ужасу, я увидел, что это ребенок, девочка, и если б это был даже сам Смит, то и он бы, может быть, не так испугал меня, как это странное, неожиданное появление незнакомого ребенка в моей комнате в такой час и в такое время».

Почему маленькая нищенка выглядит «странным существом»? Почему живой ребенок, хотя бы и в лохмотьях, оказывается страшнее мертвого старика -- живой страшнее привидения? Иррациональный, необъяснимый ужас рассказчика создает впечатление, что внешность девочки необыкновенна, но этого недостаточно, чтобы так напугать взрослого человека. Гиперболизированный ужас этого описания имеет целью внушить читателю ощущение, что Нелли отмечена печатью рока. В процитированной сцене «Униженных и оскорбленных» с первого же появления Нелли создается леденящее ощущение присутствия рока, ощущение почти интуитивное.

Портрет Нелли дается в романе дважды. Несмотря на нищенское рубище, нездоровую бледность и худобу, она «даже недурна собою». Но особо мы отметим сверкающие черные глаза с загадочным и упорным взглядом, общее выражение недоверчивости и гордости. Бледность и сверкающие черные глаза символизируют страстную одержимость одной идеей, одержимость пагубную, фатальную. Одержимость идеей -- первое условие трагической судьбы. Напротив, у Наташи Ихменевой -- «голубые ясные глаза». Портрет и особенно цвет глаз имеют у Достоевского условно-опознавательное значение: голубые глаза означают душевную ясность, черные -- роковую страсть.

Портрет Нелли в дальнейшем дополняется столь же условной, но все же поразительной гиперболой: «Но особенно поразил меня странный стук ее сердца. Оно стучало все сильнее и сильнее, так что, наконец, можно было слышать его за два, за три шага, как в аневризме». Достоевский превратил мнимый стук сердца в реальный: деталь, стоящая на грани правдоподобного.

Общеизвестно, что образ Нелли сложился под влиянием Эжена Сю и Чарльза Диккенса. В своем фельетоне «Петербургские сновидения в стихах и прозе» Достоевский высказал желание превратиться в Эжена Сю, чтобы «описывать петербургские тайны». Он отчасти осуществил это желание в «Униженных и оскорбленных». По мнению Л. П. Гроссмана, образ Нелли близок к образу Флер-де-Мари из знаменитого романа Эжена Сю «Парижские тайны». Еще бесспорнее близость маленькой героини Достоевского к Нелли из «Лавки древностей» Диккенса: эта связь многократно отмечалась различными исследователями. Однако ни Флер-де-Мари, ни маленькая Нелли не могут быть отнесены к тому типу «задумывающихся детей», который появился еще в докаторжных произведениях Достоевского (само это выражение впервые встречается в «Униженных и оскорбленных»). Нелли -думающий ребенок, человеческая личность, рано созревшая в жестоких испытаниях жизни. Но от всего предшествующего творчества Достоевского «Униженные и оскорбленные» резко отделяются наличием в них того начала трагедии, которое свойственно лишь зрелым романам писателя. И носительницей этого трагедийного начала является Нелли.

На образе Нелли лежит печать трагической обреченности, этот образ устремлен к смерти. Дистанция между этими двумя «единокровными» образами в точности соответствует дистанции между Достоевским 1849 года и Достоевским 1861 года. Нелли из «Униженных и оскорбленных» -- это как бы Неточка Незванова из одноименного романа, прошедшая через каторгу.

Именно жизнь петербургских трущоб вылепила исключительный характер Нелли. Однообразные дома Васильевского острова, мокрый Вознесенский проспект, грязные подвалы, убогие лавчонки -- вот стихия, породившая этот маленький скорбный призрак, этого черного Ариэля. Нелли отравлена страданием, страшная жизнь лишила ее детства.

Объективный смысл этого свидетельства заставляет обратиться к истории. По словам К. Маркса, «женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин». Эксплуатация ребенка -- один из первых пунктов критики капитализма в XIX веке, возьмем ли мы Карла Маркса, Чарльза Диккенса, Виктора Гюго или Федора Достоевского. Но последнего страдания детей поразили с такой силой, что именно на них он обосновал богоборческий бунт: Нелли живет бунтом: при создании этого образа Достоевский уже сознавал враждебность капиталистического общества человеческой личности.

Об этом свидетельствует он сам. Глава XI второй части романа заканчивается великолепным и глубоким обобщением, где мы встречаем такие слова: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…». Чувствуется, что эти строки писал бывший социалист, бывший ученик Фурье. Здесь дана сжатая характеристика большого капиталистического города, поражающая и поныне своей точностью. Именно великий город буржуазной эпохи -духовный отец Нелли с ее отчаянием и ненавистью. И не случайно Достоевский сравнивает его с адом, как в «Записках из Мертвого дома» -каторжную баню. Ибо тем, чем для него была каторга, явился для Нелли город.

Смысл жизни Нелли -- ненависть и еще сохранение права на ненависть. Что это значит? Тайна рождения, открытая ей матерью, и перенесенные девочкой страдания сосредоточили все душевные силы Нелли в ненависти к ее отцу -- князю Валковскому. Нелли несет эту ненависть как свой моральный долг, она должна ненавидеть князя и за страдания матери, и за свои страдания. Но эта личная ненависть к одному человеку распространяется на общество в целом. Нелли не верит людям, она давно поняла, что за все в этом мире нужно платить -- либо деньгами, либо унижением. И вот само унижение становится фундаментом гордости: если торжествуют злые, а добрые страдают безвинно, значит, страдание -- почетный признак добродетели. В ее детском уме страдание отождествляется с добродетелью. Но страдание Нелли -- это не смирение, это страдание озлобленное, питающее бунт. И чтобы не расслабиться, не утратить способности выполнять свой долг, т. е. ненавидеть, Нелли отказывается от счастья.

Принципиальный отказ от счастья из соображений морального долга последовательно изображается Достоевским в образе Нелли. Счастье -- нечто недостойное, несовместимое с чистой совестью: такова мораль маленькой мятежницы. Ради сохранения права на ненависть необходимо терпеть унижения, голод и холод, необходимо всегда быть бедной.

Может быть, в ребенке восстает некое «врожденное злое начало»? Достоевский этого не думает, он считает, что Нелли по природе своей добра: «просто бедняжка видела столько горя, что уже не доверяет никому на свете». «Добренькое, нежное ее сердце выглядывало наружу, несмотря на всю ее нелюдимость и видимое ожесточение». Тем самым, писатель проводит здесь идею детерминирующего влияния среды.

Спасенная Иваном Петровичем, Нелли хочет возвратиться обратно в притон Бубновой: «Она все говорит, что я ей должна много денег, что она маменьку на свои деньги похоронила… Я не хочу, чтобы она бранила маменьку, я хочу у ней работать и все ей заработаю… Тогда от нее сама и уйду. А теперь я опять к ней пойду». «-- Она тебя замучает; она тебя погубит, -- говорит Иван Петрович. -- Пусть погубит, пусть мучает <…> не я первая; другие и лучше меня, да мучаются. Это мне нищая на улице говорила. Я бедная и хочу быть бедная. Всю жизнь буду бедная; так мне мать велела, когда умирала. Я работать буду…». И далее следует очень характерный для изобразительной манеры Достоевского эпизод -- разрывание нового платья. Иван Петрович делает Нелли замечание: зачем она испачкала хорошенькое платьице? (Вырядила ее Бубнова, собираясь продать одному из клиентов.). Вместо ответа Нелли разрывает платье. «Сделав это, она молча подняла на меня свой упорный, сверкающий взгляд».

Разрывание платья перерастает размеры детского каприза, становясь своего рода символическим жестом. Нелли отказывается от всего, что противоречит ее морали. Как позорно носить хорошенькое платьице, надетое на нее Бубновой, так постыдно благополучие, купленное ценой примирения со злом. В ненависти она находит наслаждение: «Меня будут бранить, а я буду нарочно молчать. Меня будут бить, а я буду все молчать, все молчать, пусть бьют, ни за что не заплачу. Им же хуже будет от злости, что я не плачу». В этом варианте идея добровольного страдания, столь важная для Достоевского, проявляет некоторые черты инфантильной психики. Когда Нелли в разговоре с Иваном Петровичем с жаром осуждает старика Ихменева за то, что он не прощает дочь, девочка внушает такое решение судьбы Наташи: «Пусть она уйдет от него навсегда и лучше пусть милостыню просит, а он пусть видит, что дочь просит милостыню да мучается».

В отличие от кротких героев романа, страдание для Нелли -- не источник смирения, а пища для ее ненависти. Разбив в припадке ярости чашку Ивана Петровича, она тайком убегает из дома и собирает милостыню у прохожих на новую чашку; рассказчик застает ее за этим занятием. «Она как будто хотела кого-то изумить или испугать своими подвигами; точно она хвасталась перед кем-то? <…> Да, старик был прав; она оскорблена, рана ее не могла зажить, и она как бы нарочно старалась растравлять свою рану этой таинственностью, этой недоверчивостью ко всем нам; точно она наслаждалась самой своей болью, этим эгоизмом страдания, если так можно выразиться. Это растравление боли и это наслаждение ею было мне понятно: это наслаждение многих обиженных и оскорбленных, пригнетенных судьбою и сознающих в себе ее несправедливость».

Итак, для Нелли смысл жизни заключается в ненависти, а чтобы сохранить моральное право на ненависть, она должна страдать. Осознанное, добровольное и демонстративное страдание - ее наслаждение, необходимое условие ее морального комфорта. Нелли носит свою трагедию с собой, как драгоценную реликвию, как ладонку с последним письмом матери, спрятанную на груди.

Однако, в поисках героя времени Достоевский в «Униженных и оскорбленных» снова обратился к характеру «мечтателя» (автор записок), человеку высоких идей, но слабо выраженных желаний, тип которого был выведен им в ранних произведениях, и сопоставил его с характером, полным «гордости и силы» (Наташа Ихменева). Достоевкий как бы подтвердил оценку типа «мечтателя», данную в прежних произведениях, и продолжал поиск героической натуры. Достоевский продолжил суд над мечтателем, своеобразным «лишним человеком», начатый еще в ранних произведениях. В то же время, он намечает характер нового человека, самоотверженного, способного ради своего чувства порвать с родными, близкими, уйти от семьи, друзей, перешагнуть через все препятствия. Эти особенности нового характера почувствовал и Чернышевский в Наташе Ихменевой. И то, что именно этому характеру Достоевский отдал предпочтение, было очень знаменательно, отвечало требованию времени, ведь ее история занимает около двух третей романа, композиционно выстраиваясь в ряд эффектных драматических сцен, разделенных между собой кратким изложением текущих событий.

Достоевский повествует о том, что дочь мелкопоместного дворянина Ихменева -- Наташа, влюбившись, утонув в этих безудержных чувствах к сына князя Валковского-- Алеше и не получив желанного родительского благословения, уходит из дома к нему, наперекор судьбе, прямиком к своему безумному счастью. И за это ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини и по настоянию отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к бедным родителям, где отец после мучительных колебаний признает ее. Наташа безутешно, мучительно и горестно страдает: она страдает и от того, что отец проклял ее, и от вероломства князя

Достоевский изобразил любовь в романе как самопожертвование. Во имя чувства к Алеше девушка забывает о своих прежних привязанностях, поступается собственным достоинством. Достоевский высоко оценивает высоку и чистую любовь Наташи, видит в ее поступке бесонечную силу характера. Однако жизнь не приносит Наташе тихого и кроткого счастья, которого она так от нее ждала. Но непосредственный виновник страданий героини -- не кто иной, как Алеша. Это он оторвал ее от любимой семьи, безвинно опозоренной его же отцом; он бессовестно обманул ее ласковым обещанием жениться и беспощадно бросил по настоянию отца ради богатой Кати.

Но даже при всех обидах и унижениях, Наташа сохраняет человеческий облик. Она не смогла озлобиться на мир и людей. Она чиста и невинна в своим помыслах, она все так же жаждит счастья для всех. Даже сам автор заставил свою обесчещенную героиню, обманутую возлюбленным, призывать к жалости и прощению: «Не вини его (Алешу), Ваня,- перебила Наташа...-- его судить нельзя как всех других... его воспитали не так. Разве он понимает, что делает?.. У него нет характера...» Здесь Достоевский совершенно явно проповедует христианскую идею прощения обидчикам нашим, и это ослабляет социальную остроту романа.

Доверчивость и всепрощение -- это то главное, что отличает Наташу от Нелли. Даже когда Алеша убеждает ее согласиться на его брак с богатой наследницей катей, когда в его словах проявляется жуткая логика, випиющее несправедливое пренебрежение столь радужными и искренними чувствами Наташи, она соглашается с ним. Она следуя зову своего огромного открытого сердца, сильного и лишенного эгоизма, начинает верить, что если она его любит, значит должна любить и его счастье, значит должна согласиться на его брак с Катей.

В кодекс гуманизма Достоевского полномерно входило такое понятие, как страдание. Писатель был искренне убежден, что страданием человек очищается. Он выразил это в образе Наташи. Свои поступки Наташа пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Ради любви Наташа готова даже стать духовной рабыней любимого человека, даже осознавая, что не нужна более ему. Ведь еще в момент ухода из родного дома Наташа знает, что Алеша любит другую. Драма Наташи предрешена. Предельно точно обрисовывает суть любовной драмы Наташи наивный и бесхитростный Алеша: «…она меня уж слишком любит, так что уж из меры выходит, а от этого и мне и ей тяжело». «Наташа готова идти дорогой жертв до конца, переступая «черту» за «чертой», -- отмечает В.А.Туниманов, -- но ее рабство -- оборотная сторона тирании, мучительства. Алеше тягостны добровольные жертвы, болезненно подчеркнутое благородное смирение подавляет его».

Она любит безрассудно, «как сумасшедшая», «нехорошо», ей «даже муки от него -- счастье». Более сильная натура, она стремится властвовать и «мучить до боли» -- «и потому-то <…> поспешила отдаться <…> в жертву первая».

Достоевский всем своим существом писателя погружен в человеческое страдание как неизбежный, но и такой необходимый источник земной нашей жизни. Христианское понимание страдания означает, что всякое страдание без исключения имеет некий высший смысл. Страдает все земное, - вся «земная тварь», скрывая свою боль или умалчивая о своей скорби, преодолевая страдание в муках или примиряясь с ним в тоске и грусти. Наташа страдает одухотворенно, она не борется, в ней ней присущей образу Нелли безудержной ненависти и нескончаемой злобы. Она не состязается ни с кем в благородстве и жерственности, она влюблена и посвящает этой отвергнутой любви все свое существо. И это очень по-достоевски: скрестить чувства настолько, обнажить мысли с такой искренностью. Наташе кажется, и «шевельнутся» нельзя, чтобы не ранить другого, чтобы не обидеть, не зацепить болью его душу. Эта наиболее точная характеристика сердечности Наташи.

«<…> вот она какая восторженная,<…> Она добрая девушка... <…>». Емкое описание, будто и слов не надо, чтоб раскрыть сущность Наташи. Пусть даже это в романе произнес не повестователь, но он не отрицал бы сказанного ни на минуту. Доброта живет в ней, не прося пощады, милости и доброты взамен. Она чувсвительна и чувственна, эмоциональна и проста.

Наташа смирено принимает свою долю, живущая в ее сердце безграничная любовь к Алеше, виночнику всех ее невгзгод, слепая, нелепая любовь, диктует ей немыслимые правила жизни.

История Наташи полна трагизма, как и история Нелли, только он отлична своей духовной окраской и содержательностью. Пусть ее обидел дорогой человек, ради котороьгоь она не задумываясь пожертавовала счастьем своих родителей, но Достоевский намеренно не дает ей озлобиться. Образ Наташи автор наполнил сентиментальным лирическим содержанием намеренно. Отчасти он кажется каким-то нереальным, натянутым и просто невозжожным. Но Достоевкий не желал показывать в романе другую Наташу.

Наташа привыкает к страданиям, именно она произносит в романе «программную» фразу: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается…» «Эгоизм страдания» овладевает ею как тяжелая прогрессирующая болезнь. После катастрофы она живет только мучительными воспоминаниями о минувшем.

Достоевский описывает портрет Наташи Ихменевой, сердце которой раздавлено, душа искалечена и изуродована: "Я глядел на нее с недоумением и страхом. Как переменилась она в три недели! Сердце мое защемило тоской, когда я разглядел эти впалые бледные щеки, губы, запекшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под темных ресниц горячечным огнем и какой-то страстной решимостью". Здесь Достоевский очень четко обрисовал внутреннее состояние героини романа, её огромное страдание, которое как печать сковало надежду Наташи. У Натши не возникает вопроса об активной борьбе против обид и несправедливости. Достоевский придавал большое значение этой пассивной роли всех прошедших через горнило страданий, смирившихся со своим бедственным, униженным положением и не ищущих выхода в борьбе. Достоевский проповедует идею всепрощения, сделав носительницей ее -- Наташу.

Исследователи романа (К.Мочульский, В.Тунима-нов, Г.Фридлендер и др.) отмечают, что в Наташе заложены многие характерные черты будущих героинь Достоевского -- как «гордых», «хищных», жертвующих собой с наслаждением, так и «кротких». Полина («Игрок»), Дуня Расколь-никова («Преступление и наказание»), Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») -- этих героинь объединяет с Наташей не только сложность и противоречивость натуры, эмоциональная смятенность, иррациональность порывов и чувств, вступающих в противоречие с рассудком, но и особенный, присущий им эгоизм страдания -- «растравление» душевной боли и наслаждение ею.

1.2 ЕСТЬ «МАЛЕНЬКИЕ», ЕСТЬ «ВЕЛИИЕ»: ВАЛКОВСКИЕ

Антагонистом Нелли, согласно внешней сюжетной схеме, является ее преступный отец князь Валковский. Это персонификация зла в «Униженных и оскорбленных», он тот, кто унижает и оскорбляет. Вопреки этой «видимости», мы осмеливаемся утверждать, что князь Валковский бездействен на всем протяжении романа.

Прежде всего отметим, что общепринятый взгляд на князя как инициатора основных конфликтов романа ошибочен. В сентиментальной линии основным конфликтом является борьба двух гордых натур -- отца и дочери Ихменевьгх. В этой борьбе князь Валковский не участвует. Единственное, что он вообще совершает в романе, это визит к Наташе и притворное согласие на брак сына. Дьявольская интрига, имеющая целью привести Алешу к пресыщению и скуке, отнюдь не является необходимой. Для чего же Достоевскому понадобилось это сюжетное излишество -- интрига князя? Очевидно, для «торможения» сюжета, но главное -- для характеристики самого этого лица. Образ князя является самоцелью, интересен автору сам по себе.

Гораздо важнее роль князя Валковского в трагедии Смитов. Но катастрофа, разрушившая эту семью, произошла в отдаленном прошлом. В этом случае, как и в истории Ихменевых, князь Валковский действует до начала изображаемых в книге событий. С Нелли князь встречается только один раз, и эта встреча не имеет для движения сюжета никакого значения -- ее могло бы и не быть.

Социальная несправедливость породила бунт Нелли, а преступный отец -- лишь первый объект для ненависти. Не отец ее мучил, а жизнь; вина отца условна. Ни в семейной драме Ихменевых, ни в неизмеримо более важном конфликте ребенка и мира князь Валковский не участвует.

Является ли образ князя сюжетно необходимым? Очевидно, нет. Князь Валковский мог бы оставаться за кулисами романа или вообще мог быть удален в прошлое: конфликты, завязанные при его активном участии, составляют предысторию сюжета. Самое большее, что нужно для сюжета, -- это пассивное присутствие преступника. Для Достоевского этот образ, возникший в недрах французской традиции (например, в романах Эжена Сю), имел самостоятельное значение, и притом двоякое: социально-политической декларации и психологического исследования. В период создания «Униженных и оскорбленных» Достоевский находился под влиянием революционной ситуации и преобладающих демократических тенденций русской литературы. Незадолго до этого Надежда Хвощинская в одном из своих романов пустила в обиход выражение «сиятельная сволочь». Именно такую «сиятельную сволочь» попытался изобразить Достоевский. Но в то же время он использовал шаблонную, обязательную фигуру мелодраматического злодея для постановки своей большой проблемы -- проблемы свободы воли, попытался создать первый образ своевольного, ничем не связанного индивидуума, противопоставляющего себя обществу. Создание характера князя Валковского превратилось в произвольное конструирование от заданной идеи.

Естественно, что при таком конструировании романист отправлялся от литературных образцов. Тип злодея-аристократа стал общим местом в сентиментальном романе, в мещанской драме, в романе-фельетоне. Но Достоевский ставил перед собой более высокие задачи, он пытался воссоздать психику этого социального типа. Нигде разлагающееся дворянство не нашло такого яркого отображения, как во французской литературе XVIII века, которую знал и ценил Достоевский (поэзия Парни, Кребийона, романы Луве де Кувре, Дидро, Шодерло де Лакло, маркиза де Сада). Основа образа князя Валковского -- герой французского эротического романа, и не случайно психологической доминантой характера Достоевский сделал сладострастие. Прямым предшественником князя Банковского является виконт де Вальмон из прославленного эпистолярного романа Лакло «Опасные связи». Виконт де Вальмон -- не просто распутник, а своеобразный артист разврата; ему доставляет удовольствие дурачить весь свет, разыгрывая то добродушного наставника неопытной юности, то пылкого влюбленного. Но в письмах к своей любовнице маркизе де Мертей виконт цинично обнажается, детально описывает свои похождения. Маркиза отвечает ему подобной же откровенностью, и вдвоем они смеются над человечеством.

Одна из ситуаций «Униженных и оскорбленных» восходит к роману Лакло. Сидя с Иваном Петровичем в ресторане Бореля, князь Валковский за шампанским рассказывает свою жизнь, и в частности -- любопытный эпизод с одной барыней, которая славилась своей «грозной добродетелью», на деле же была развратницей, у которой сам маркиз де Сад мог бы поучиться. «Но самое сильное, самое пронзительное и потрясающее в этом наслаждении -- была его таинственность и наглость обмана», «насмешка над всем, о чем графиня проповедовала в обществе», «внутренний дьявольский хохот». Этот цинизм под маской добродетели, а также тайная связь князя Валковского с графиней повторяют характеры и отношения виконта де Вальмона и маркизы де Мертей. Князь Валковский исповедуется Ивану Петровичу: «Я люблю значение, чин, отель; огромную ставку в карты (ужасно люблю карты). Но главное, главное -- женщины… и женщины во всех видах; я даже люблю потаенный, темный разврат, постраннее и оригинальнее, даже немножко с грязнотцой для разнообразия…». Это, по слову Ивана Петровича, «зверство» князя весьма напоминает гедонизм французской аристократии накануне падения Бастилии.

Но Достоевский никогда не был простым копировщиком, он всегда подвергал заимствованный материал творческой переплавке. Так и в образе князя Валковского аристократический гедонизм причудливо переплетается с безграничным самоутверждением, с чертами злобного отрицания мира, вызова и провокации. Злобный вызов и демоническое презрение к людям характерны для князя Валковского; он сам говорит по поводу своей ресторанной исповеди: «Есть особое сладострастие в этом внезапном срыве маски, в этом цинизме, с которым человек вдруг высказывается перед другим в таком виде, что даже не удостаивает и постыдиться перед ним». Князь так же «оголяется» перед Иваном Петровичем, как Свидригайлов перед Раскольниковым, как Ставрогин перед Тихоном и как мертвецы в рассказе «Бобок» друг перед другом. Демонстративное попрание моральных норм становится провокационным жестом, выражением ненависти к обществу. Это уже далеко уходит от лицемерия виконта де Вальмона, это предвещается психологию своеволия в будущих романах Достоевского.

Небольшая деталь помогает уяснить генезис образа. Иван Петрович говорит: «Он производил на меня впечатление какого-то гада, какого-то огромного паука, которого мне ужасно хотелось раздавить». Почти эти же слова были написаны Достоевским почти в это же время о совершенно ином, реально существовавшем лице: «Мне иногда представлялось, что я вижу перед собою огромного, исполинского паука, с человека величиною». Эти слова содержатся в «Записках из Мертвого дома» и входят в характеристику каторжника Газина, садиста, любившего резать маленьких детей. Именно в связи с такими существами, как Газин, писатель впервые задумался о существовании врожденного злого начала в человеке, о крайних проявлениях ничем не ограниченного своеволия.

Стремясь выразить свое резко враждебное отношение к «сильным мира сего», Достоевский транспонировал до бесчеловечности изуродованную психику садиста на заимствованный образ французского аристократа. Замысел был более чем смелым и совершенно в духе писателя. Но транспозиция не удалась, в этой фантастической психике князя Валковского писатель не смог добиться реалистического синтеза, и вопиющая противоречивость данного характера обрекла образ на неудачу.

Образ князя Валковского не получил завершения. В последующих романах Достоевского все носители крайнего своеволия кончают самоубийством или горячкой (Свидригайлов, Ставрогин, Рогожин, Иван Карамазов, Смердяков и др.). Тем самым показывается саморазрушительная сила неограниченного своеволия. Ничего подобного нет в образе князя Валковского, который наслаждается жизнью и полон самодовольства. Этот образ абсолютно статичен, что лишний раз свидетельствует о его сюжетной отключенности.

Антагонизм между Нелли и ее отцом является чисто формальным. Князь Валковский не вызывает ненависти («высшей ненависти», по словам Добролюбова), потому что сам Достоевский не нашел в себе этого чувства. Социальная заданность образа противоречит авторскому интересу к проблемам индивидуальной морали. Внутреннее соотношение образов Нелли и князя, по-видимому, не было до конца осмыслено Достоевским; между этими двумя образами существует определенное внутреннее родство, которого Достоевский в 1861 году еще не понял и которое уже сознательно и ярко обрисовано в «Преступлении и наказании» в образах Раскольникова и Свидригайлова.

Итак, образ князя Валковского в романе «Униженные и оскорбленные» является рудиментарным: он был заимствован Достоевским вместе со схемой западноевропейского социального романа с авантюрным сюжетом, но при переработке этой схемы утратил свои сюжетные функции, оказался «за бортом» трагедии. Детальная же разработка образа объясняется тем, что Достоевский стремился создать социально заостренный портрет наиболее одиозного персонажа тех лет -аристократа, приспособляющегося к буржуазным нравам, хищника новой формации, и в то же время экспериментировал в области интересующих его моральных проблем, пытаясь сконструировать фантастическую психику.

Достоевский развил свое понимание социального зла как огромного всемирно-исторического явления. Чудовищная гипертрофия мирового зла в романе ведет к тому, что оно начинает мистифицироваться, принимать характер извечного вселенского рока. Величайшая заслуга писателя в том, что он, с потрясающей силой изобразив господство этого нового рока над современным ему миром, сохранил веру в жизнь и прославил трагическую непримиримость человека.

Понятно, что в «великом противостоянии» человека и судьбы Достоевскому должны были мешать, если можно так выразиться, промежуточные инстанции. Этим объясняется факт, что в больших романах писателя прямые носители социального зла, такие, как Лужин или Тоцкий, играют жалкую и незначительную роль. Этим объясняется и то, что князь Валковский как прямой виновник трагедии Нелли выглядит в высшей степени неубедительно. Достоевский попросту еще не осмыслил сделанное им художественное открытие: гиперболизация страдания и на противоположном конце вселенной гиперболизация сил, вызывающих страдание, создают титаническое напряжение, своего рода грозовое электрическое поле, в котором возникает разряд не меньшей силы, чем молния. Может ли сластолюбивый и злобный негодяй вызвать к жизни столь яростный бунт? Достоевский еще не понимал, что эта «промежуточная инстанция» лишь мешает видеть картину грозы.

Достоевский-писатель даровал на суд читателей еще один низкий образ, хотя вероятно также до конца не смог осознать всю его искаженность и непримиримоть общечеловеческой морали, обусловленную внутренней трусостью и безграничной подлость: образ Алеши.

Случайно став соперником отца в делах амурных, был сослан князем в имение Васильевское, где встретил и полюбил дочь управляющего Наташу Ихменеву. После переезда Ихменевых в Петербург Алеша уговаривает Наташу оставить родных и обвенчаться тайком. «Премилейший мальчик, красавчик собой, слабый и нервный, как женщина, но вместе с тем веселый и простодушный, с душой отверстою и способной к благороднейшим ощущениям, с сердцам любящим, правдивым и признательным», он совершенно лишен характера и собственной воли. «Он и дурной поступок, пожалуй, сделает, да обвинить его за этот дурной поступок, пожалуй, нельзя будет, а разве что пожалеть» -- так говорит о нем Наташа, любящая его странной страдальческой любовью.

Наташа беспамятства влюблена в него полностью ему решила принадлежать. Но их отношения осложняются необычным характером Алеши. Этот красивый, изящный светский юноша -- сущий ребенок по наивности, бескорыстию, простодушию, искренности, но и эгоизму, легкомыслию, ветренности, безответственности, бесхарактерности, мягкости и безвольности. Безмерно любя Наташу, он не старается обеспечить ее материально, часто оставляет одну, затягивает мучительное для нее состояние любовницы. Алёша непрестанно клялся в любви Наташе, но не мог устоять ни перед каким искушением. Он не просто юнец, не умеющий отличить зла от добра. Ненавязчино, но неуклонно, возникает образ гадкий, сломанный и безнадежно изувеченный до неузнаваемости циннизмом и жестокостью страшного мира наживы. Алеша вообще не задумывается о последствиях своих поступков -- вопреки здравому смыслу он надеется на благополучный исход своей связи с Наташей, несмотря на явную вражду и непримиримость отцов. Он снимает для Наташи «изящную» квартиру, но, когда кончаются карманные деньги, он как бы даже не замечает, что Наташа переезжает в плохонькую квартирку и начинает работать. Не замечает он по сути и душевных терзаний Наташи. Он строит фантастические планы (писать повести, роман на сюжет комедии Скриба, давать уроки музыки), но ничего не предпринимает, изменяет невесте с Жозефинами и Миннами, возвращается с виноватым видом и ей же рассказывает подробности своих похождений.

Он влюбляется в Катю, с которой его знакомит отец, но продолжает любить и Наташу. «Мы будем все трое любить друг друга», мечтает он, не задумываясь о заведомой несбыточности этой идиллической картины. Разбивая сердце Наташи, ломая ее судьбу, причиняя нечеловеческие страдания Ихменевым, от которых в своей жизни он видел только добро, Алеша остается невинным и безмятежным. Уезжая с Катей в деревню, он уверяет Наташу, что умрет без нее. Он мучает и мучается, грешит и кается, рыдает и начинает грешить снова.

Он позволяет себе открыто любить другую, более близкую ему по сути Катю, зная как при этом глубоко ранит нежню душу Наташу, зная, что непременно оставит ее никому не нужную. Ему позволяет обидеть не так давно бывшего дорогим и близким человека юродивая нравственность.

Образ Алеши сложен. В социальном плане это «княжеский сын», унаследовавший от отца не только «голубую кровь», титул, аристократическую гордость и высокомерие, но и тайное, подсознательное влечение к пороку. Это жертва дурной наследственности и развращенной среды (в его частых поездках к Миннам и Жозефинам -- прозрачный намек на сладострастие с пряным привкусом разврата). Отсюда его вечное несовершеннолетие, инфантильность, наивное витание в облаках и отсутствие элементарных представлений о действительности.

В психологическом плане это идеалист-утопист в духе Петрашевского. Так, К. Мочульский предполагает, что Левинька и Боренька, с которыми на почве «идей» сошелся Алеша, попали в роман Достоевского из «Горя от ума» Грибоедова. Если принять эту версию, то они -- перенесенные из «английского клуба» в кружок Петрашевского Левой и Боренька, а Алеша играет роль Репетилова. В нравственном -- это воплощение «естественного человека» Руссо, с его «добрым от природы сердцем; человек без характера, без воли и без личности, обреченный на подчинение». «Доброе сердце» и «невинность» не спасают и не удерживают Алешу от измен, обмана, предательства. Несмотря на всю свою чувствительность и ежесекундную готовность упасть на колени, покаяться в грехах и разразиться бурными потоками слез, он самый неистовый эгоист.

Вместе с тем Достоевский, как отмечают В.Туниманов, Е.Маймин, не идеализирует Алешу, но и не клеймит его -- ни за происхождение, ни за патологическую слабость и зависимость от чужой воли, ни за визиты к доступным и веселым женщинам. Алеша не только мучитель. Даруя ему свободу, Наташа своим надрывно-благородным жестом спасает Алешу от бессрочной каторги неистовой любви, в которой ему была предуготовлена роль жертвы.

Казалось бы, есть все основания осудить виновника бесконечной драмы Наташи Ї Алешу, но Достоевский этого не делает. В соответствии с кодексом христианского гуманизма, писатель «смягчает» вину молодого человека. Рассказчик, писатель Иван Петрович, от имени которого ведется повествование, смотрит на Алешу влюбленными глазами Наташи, он не видит эгоистичности поведения героя, а порой даже любуется, восхищается Алешей и склонен все низкие поступки молодого князя толковать как безобидное проявление милой детскости.

В лице Алеши Достоевский казнит свое «невинное» прекраснодушие сороковых годов, которое после опыта каторги представляется ему непростительным легкомыслием, а любовная линия Наташа -- Алеша -- Иван Петрович предвещает «троицы»: Свидригайлов -- Дуня -- Разумихин («Преступление и наказание»), Мышкин -- Настасья Филипповна -- Рогожин и Настасья Филипповна -- Мышкин -- Аглая («Идиот»), Ставрогин -- Даша -- Лиза («Бесы»), Дмитрий Карамазов --- Грушенька -- Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») и др. Любящий нелюбим, а любимый не любит, кольцо любви «размыкается» кем-то третьим, и эта троичность свидетельствует о трагичности любви и невозможности счастья, утоления любовной тоски в этом мире.

Ханжество «христианской добродетели», так чтимой Достоевским, тонко было подмечено Добролюбовым, у которого Алеша не вызвал симпатии.

1.3 ПОЛЮС ДОБРА: ИВАН ПЕТРОВИЧ

Иван Петрович -- двадцатичетырехлетний начинающий писатель, рассказчик, от имени которого ведется повествование, некий полюс добра и справедливости. Иван Петрович - это не сам Достоевский, это художественный образ. Он остается верным стражем при горе и радости близких ему Ихменёвых. Иван Петрович, по замыслу автора, человек в высшей степени гуманный и великодушный.

В этом герое Достоевский запечатлел некоторые черты собственной биографии: Иван Петрович -- писатель, его первый роман по содержанию напоминает «Бедных людей», а отзыв о нем критика Б.-- отзыв Белинского о произведении Федора Михайловича.

И.З. Серман находит, что в «Униженных и оскорбленных» «писатель вместил такое количество автобиографического материала, какого ранее он никогда еще не предлагал вниманию читателя», он заключил его в большей степени в образе Ивана Петровича. Серман, ссылаясь на выводы достоевсковеда А.С. Долинина, считает, что в «Униженных и оскорбленных» Достоевский описал свои отношения с М.Д. Исаевой: «Центральный образ «Униженных и оскорбленных», «неудавшийся литератор» Иван Петрович, как бы синтезирует две эпохи жизни самого Ф.М. Достоевского: факты литературной деятельности, мытарств и тягостей писательства, выпадающие на долю Ивана Петровича, взяты из воспоминаний Достоевского о его литературной молодости, история же отношений Ивана Петровича и Наташи, и его самоотверженной любви, по мнению А.С. Долинина, в той или иной мере в преображенном виде воспроизводит эпизоды отношений между Достоевским и его будущей женой Марией Дмитриевной».

Остается загадкой, в какой именно мере воспроизводилась Достоевским «на письме» тончайшая паутина связей и связочек, соединявших Ф.М. с М.Д. Ведь они никогда не были «ровными» друг к другу, и Исаева начала 1856г. вызывает в Достоевском совсем другие ощущения, нежели три месяца спустя после венчания. Нельзя не отметить также, что Исаева к моменту создания «Униженных и оскорбленных» еще жива, и Достоевский, следовательно, не может её «препарировать» в открытую, и всячески вуалирует свои действительные чувства к ней, дабы читатели не догадались, «кто есть кто» в его романе…

Но Иван Петрович не только рассказчик, он и действующее лицо романа. Он страстно влюблен в Наташу Ихменеву. При помощи Ивана Петровича связываются все нити весьма разветвленного сюжета произведения. Как рассказчик, Иван Петрович «является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий,-- пишет Добролюбов.-- К нему приходит отец Наташи -- сообщить о своих намерениях, за ним посылает ее мать -- расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить перед ним свое сердце, к нему обращается Алеша -- высказать свою любовь, ветренность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы высказать свой характер, наконец, сам князь... напивается там, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает».

Такая роль героя вполне оправдана писательской профессией и гуманной натурой, напоминающей самого Достоевского. Столкновение Ивана Петровича с князем Валковским дает известное представление об идейном конфликте середины века между добром и злом, альтруизмом и эгоизмом, хищничеством и бескорыстием. Не имея реальных возможностей активно бороться против зла, Иван Петрович усердно хлопочет о моральной помощи всем униженным и оскорбленным, он мучается их скорбями и сочувствует их страданиям.

Несколько иная роль у него как у героя романа, полюбившего Наташу. С детства сирота, Иван Петрович вырос в семье Николая Сергеевича Ихменева. Дружба и любовь связали его с дочерью Ихменевых Наташей, моложе его тремя годами. Юношей герой уехал в Петербург, в университет, и увиделся со «своими» только через пять лет, когда они переехали в столицу из-за ссоры с Валковским. Иван Петрович чуть ли не ежедневный гость у Ихменевых, где вновь принят как родной. Именно здесь он читает свой первый роман, только что напечатанный и имеющий чрезвычайный успех. Крепнет любовь между ним и Наташей, речь уже заходит о свадьбе, с которой, однако, решают подождать один год, пока литературное положение жениха не упрочится.

Создавая образ Ивана Петровича, Достоевский развивал свою теорию жертвенной любви, любви-альтруизма. Герой беспредельно любит Наташу, его самозабвение доходит до такой степени, что он готов во имя счастья любимой уступить ее Алеше. Не означает ли это, что «тройственность» в любовных отношениях -- некая «идея-фикс» Достоевского, и что не память о Вергунове с Исаевой повлекли за собой череду подобных же персонажей в его романах, а, напротив, сам «кузнецкий венец», мучительный и странный, возник как следствие своеобразных представлений Достоевского о любви и ревности вообще.

Достоевский создает характер, который позднее в романе «Идиот» воплотится в князе Мышкине, где эта теория любви-альтруизма получит широкое обоснование. Как же оценить этот образ? Что в нем преобладает: сила или слабость?

Добролюбов считал, что «слабость». Он писал, что «если эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие курьи чувства! А эта людей показывали еще нам как идеал чего-то!». В резко отрицательной оценке героя Добролюбовым чувствуется веяние эпохи 60-х годов, когда демократы критиковали безвольных дворянских интеллигентов.

Сам же писатель видит в поведении своего героя признак силы духа, умение человека подняться над собственным эгоизмом и совершить благородный поступок -- устроить счастье ближнего. Поэтому Достоевский искренне видит нечто идеальное в поступках Ивана Петровича и «заражал» этим настроением читателя. Иван Петрович оставался неуклонно верен своим идеалам, как Достоевский своим дорогим героям и своему великочтимому читателю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Униженные и оскорбленные» -- специфическая разновидность жанра романа. В нем объединились признаки романа психологического с элементами авантюрно-детективного. События идеально сконцентрированы и происходят в максимально короткий срок, что позволяет автору ярко выделить героев и антигероев. Это произведение имело огромное влияние на всю последующую русскую литературу и общество, так как пробуждало ненависть к тем, кто унижает и оскорбляет человеческое достоинство, призывало к гуманности, к воспитанию подлинного благородства.ъ

Роман выдержал в свое время многочисленные потоки разноплановой критики.

В целом «Униженные и оскорбленные», по мнению Е. Тур, «не выдерживают ни малейшей художественной критики». Роман полон недостатков, несообразностей, «запутанностей и в содержании и завязке». Несмотря на это, он читается с большим удовольствием. «Многие страницы написаны с изумительным знанием человеческого сердца, другие с неподдельным чувством, вызывающие еще более сильное чувство из души читателя. Внешний интерес не падает до самой последней строки, да и самая последняя строка оставляет в читателе желание узнать, что станется с Наташей после страшного сна, и не суждено ли доброму и симпатичному Ване, от лица которого ведется рассказ, утешить ее от всех зол и бурь, которые разразились на ясной дотоле жизни ее...».

Основной пафос «Униженных и оскорбленных» Е. Ф. Зарин усматривал в проповеди эмансипации женщин, адвокатом которых якобы выступает Достоевский. По словам критика, Достоевскому «пришлось доказывать вещь, на которую в жизни нет никакого намека <...> Автору хотелось показать пример эмансипации именно в том месте, где совокуплены все меры против этого величайшего семейного зла <...> словом, все условия, при которых самый пылкий темперамент подчиняется давлению установившейся нравственности». Герои романа: эгоистичная, неблагодарная дочь, жестокосердый отец, «мелодраматический злодей» князь Валковский, «идиотик» Алеша, бесхарактерный и дряблый Ваня (виновник общей беды) -- все они в представлении критика какие-то «небывалые люди», редко встречающиеся в жизни. Роман Достоевского, писал критик, относится к тому легкому жанру, «который вызывает на трудное соперничество с очень известными корифеями легкого рода, столь изобилующими во французской литературе <...> он (Достоевский. -- Ред.) только отделал его местными петербургскими колерами, тоже в общепринятом и потому отчасти рутинном роде, а именно: снял на все время своего романа солнышко с нашего горизонта, почастил мелкой, автоматического свойства изморозью, развел по улицам жижу и, в заключение, свел своего героя в казенную больницу».

...

Подобные документы

    Освещение проблемы "маленького человека" в творчестве А.С. Пушкина, прозе А.П. Чехова ("Человек в футляре") и Н.В. Гоголя. Боль о человеке в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", подход писателя к изображению униженных и оскорблённых.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2015

    Авторская позиция - это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя.

    сочинение , добавлен 03.05.2007

    Образ "маленького человека" в произведениях А.С. Пушкина. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов. Разборка этого образа и видение в произведениях Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и многих других.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Тема "маленького человека" в русской литературе. А.С. Пушкин "Станционный смотритель". Н.В. Гоголь "Шинель". Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание". "Маленький человек" и время.

    реферат , добавлен 27.06.2006

    Представление жанра исторической повести в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Выявление глубокого синтеза и взаимодействия различных жанровых элементов в сочинении: роман-воспитание, элементы семейно-бытовой и психологической повести, любовного романа.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Петербургская тема в русской литературе. Петербург глазами героев А.С. Пушкина ("Евгений Онегин", "Медный всадник","Пиковая дама" и "Станционный смотритель"). Цикл петербургских повестей Н.В. Гоголя ("Ночь перед рождеством", "Ревизор", Мертвые души").

    презентация , добавлен 22.10.2015

    Исследование специфики видения Ф. Сологубом проблемы "маленького человека", соотнося ее с концепцией данного вопроса в традиции русской классической литературы, на примере романа "Мелкий бес". История создания романа и его место в творчестве писателя.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Нарративные приемы как способ создания характеров в "Повестях Белкина". О психологическом раскрытии характеров в повести "Станционный смотритель". Русская история в понимании А.С. Пушкина. Гуманистическое начало европейской культуры по А. Пушкину.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2010

    Сущность и особенности раскрытия темы "маленького человека" в произведениях классической русской литературы, подходы и методики данного процесса. Представление характера и психологии "маленького человека" в трудах Гоголя и Чехова, отличительные черты.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2011

    История создания романа "Герой нашего времени". Характеристика персонажей романа. Печорин и Максим Максимыч - два главных героя – две сферы русской жизни. Философский взгляд Лермонтова на духовную трагедию героя нового времени. Белинский о героях романа.

«Гоголь Вечера на хуторе» - 35. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». 13. Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поклонение пастухов. 21. М И Гоголь-Яновская, урождённая Косяровская. 7. 14. 17. 9. Аллея дубов.

«Биография Гоголя» - Отец Гоголя служил при Малороссийском почтамте. В 1849-1850, Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. В январе 1848 морским путем Гоголь направляется в Иерусалим. В октябре 1850 Гоголь приезжает в Одессу. Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке.

«Майская ночь или утопленница» - Почему у Ганны недобрые предчувствия? 2 глава «Голова». А местами какая поэзия! Большие Сорочинцы на Украине. Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Литература 5 класс. Какими, по-вашему, были Ганна и Левко? Особенно автору был дорог отзыв Пушкина. Левко рассказывает Ганне легенду о страшном доме на горе.

«Повести Гоголя Шинель» - "Маленький человек”. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе. Выполнили работу: Самородов. М.А, Сиротинин.С.А. Повесть "Шинель" описывает не только случай из жизни героя. Идея. Критика о ‘’Шинели.’’.

«Урок Гоголь Шинель» - Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г. История создания цикла «Петербургские повести». Лепатьевское ружье. Какие ассоциации возникают у читателя с «Медным всадником»? Г.А.Гуковский. «Шинель» Все мы вышли из «Шинели» Гоголя… Письма. Воспоминания. Сравним «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя.

«Комедия Гоголя Ревизор» - Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Действие в пьесе развивается, проходя ступени: Домашнее задание. Почтмейстер Шпекин. Хлестаков. Сделать афишу к пьесе. Развязка – событие, завершающее действие. Торжество Городничего. А несколькими днями позже, в письме к историку.

«Шинель».

Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героев Марлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.

Маленький человек из «Шинели» – Акакий Акакиевич Башмачкин , чиновник низкого ранга, обиженный судьбою и людьми, не наделенный никакими способностями, кроме умения красиво переписывать бумаги (см. его описание в тексте произведения), представлен у Гоголя человеком, который не только добросовестно, но даже с любовью занимается своим делом. Это дело, переписыванье бумаг, весь смысл и единственная радость его одинокой, полуголодной жизни, ни о чем другом он не мечтает, ни к чему не стремится и ни на что другое он не способен. Когда герою «Шинели» в виде повышения дали самостоятельную работу, он оказался не в состоянии её исполнить и просил оставить его при переписке. Это сознание своего духовного бессилия подкупает зрителя, располагает его в пользу скромного Башмачкина.

Гоголь «Шинель». Иллюстрация П. Федорова

Но Гоголь в своей повести требует уважения к этому человеку, которому, говоря словами евангельской притчи, был дан «один талант», и этот «талант» не был им зарыт в землю. Башмачкин, по мнению Гоголя, стоит выше даровитых чиновников, занимающих видные места, но небрежно отправляющих свои обязанности.

Но не только уважения к Башмачкину, как к скромному и честному работнику, требует Гоголь в своей повести, он требует любви к нему, как к «человеку». В этом высокая моральная идея «Шинели».

Не надеясь на то, что современные читатели в состоянии будут сами разобраться в этом произведении и понять его «идею», Гоголь сам раскрывает ее, изображая состояние души одного чуткого юноши, который понял благодаря встрече с «маленьким человеком» Башмачкиным великое чувство христианской любви к ближним. Эгоистическая и легкомысленная молодежь, в чиновничьих вицмундирах, любила потешаться над смешным и безответным стариком. Герой «Шинели» покорно все переносил, лишь изредка жалким голосом повторяя: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» И Гоголь продолжает:

«И что-то странное заключалось в словах и голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который, по примеру других, позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор, как будто, все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник, с лысиною на лбу, со своими проникающими словами: "Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?" И в этих проникающих словах звенели другие слова: "Я брат твой!" И закрывал себя рукою бедный молодой человек и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным!»

Маленький человек Башмачкин жил незаметным и умер таким же неведомым, забытым... Его жизнь не была обильна впечатлениями. Вот почему самыми крупными событиями в ней было ужаснувшее его сознание, что надо купить новую шинель, радостные мечты об этой шинели, восторг его, когда шинель была у него на плечах, и, наконец, мученья его, когда эта шинель была у него украдена и когда найти ее оказалось невозможным... Все эти разнообразные чувства, связанные с шинелью, ураганом ворвались в его существование и смяли его в короткое время. Герой «Шинели» умер от такого же ничтожного повода, как и гоголевские старосветские помещики , и произошло это по той же причине: слишком бессодержательна была его жизнь, и оттого до гигантских размеров вырастала в этой пустой жизни всякая случайность. Что для другого человека, живущего полной жизнью было бы неприятным, но побочным обстоятельством, то для Башмачкина сделалось единственным содержанием жизни.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что «Шинель» Гоголя органически связана с русским романом XVIII и начала XIX веков. Гоголь имел в русской литературе предшественников, которые тоже изображали маленьких людей. Среди произведений Чулкова есть повесть «Горькая участь», в которой выведен чиновник – прообраз Башмачкина. То же ничтожное мелкое существование героя, то же сочувственное, гуманное отношение к нему автора. И сентиментализм принес с собой проповедь любви к маленькому человеку, и Карамзин сделал, в своей «Бедной Лизе » великое открытие: «и крестьянки чувствовать умеют». За его «Флором Силиным, добродетельным крестьянином», излюбленными в нашей литературе сделались образы разных маленьких людей, в сердцах которых авторы раскрывали высокие чувства любви к людям, к родине, к своему долгу. Пушкин в Маше Мироновой и её родителях раскрыл в сердцах простоватых русских людей целый мир возвышенных чувств. Словом, это гуманное, благородное внимание к тем маленьким людям, мимо которых равнодушно проходит толпа, сделалось традицией русской литературы, и поэтому «Шинель» Гоголя органически связана со всей предшествующей русской беллетристикой. Гоголь сказал в «Шинели» «новое слово» только в том отношении, что он в «смешном», «жалком» нашел возвышенное и сумел свою идею воплотить так художественно, как это не удалось его предшественнику в XVIII веке, Чулкову.

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Повесть Гоголя имеет большое значение и для последующей русской литературы. «Мы все вышли из "Шинели" Гоголя!» – сказал Достоевский и, действительно, многие повести его, повести, самые гуманные по настроению, отзываются влиянием Гоголя. Все первые произведения Достоевского («Бедные люди », «Униженные и оскорбленные »), все это развитие гуманных идей Гоголя, воплощенных в его «Шинели». Иностранная критика отмечает, что одной из самых характерных черт русской литературы надо признать тенденцию проповедовать сострадание к падшему брату, или вообще к несчастному, обиженному судьбой и людьми. Это, действительно, наша литературная традиция, и в истории укрепления и развития любви к «маленькому человеку» самое видное место занимает трогательная «Шинель» Гоголя.

О соотношении образа «маленького человека» и «униженных и оскорбленных»

Теперь обратимся к понятию униженных и оскорбленных. Наиболее прозаичное толкование этих двух слов можно найти, например, в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, где под словами «униженный» и «оскорбленный» понимается: униженный-например-понимается как забитый, угнетенный несчастьями, обидами; оскорбленный как

выражающий испытываемое кем-либо чувство оскорбления, обиды.

Русская литература не раз обращалась к образу «униженного и оскорбленного» человека. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и его несчастье никого не может оставить равнодушным. У Пушкина униженный и оскобленный человек это, прежде всего, бедный человек, обладающий всеми качествами русского характера: простотой, безмерной наивностью, сочувствием ко всему живому, глубокой душевностью. Он оскорблен и унижен, но тем не менее сохраняет свое благородство и чистосердечие.

Продолжателям этой темы являлся и Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича. У него же, униженный и оскорбленный человек - «…существо никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание и естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп…».2 Другими словами человек, до которого никому нет дела. Он оскорблен и унижен государством и окружающими, но не имеет чувства собственного достоинства и живет мелочными интересами. Так же к образу никому ненужного «маленького» человека обратился и М.Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.

Творчество Достоевского разнообразно и насыщенно столь многими темами, что тяжело выделить ту, которая определяет мотивы всех его произведений. Чаще всего говорят о теме «униженных и оскорбленных», которая поднимается не раз в его повестях и романах.

К этой теме Достоевский возвращается с завидным упорством, стараясь высветить в ней все малейшие детали и нюансы. Можно выделить два знаменитых произведения Достоевского, которые посвящены «униженным и оскорбленным» - это повести «Бедные люди» и «Преступление и наказание» .

Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание»

Особенно ярко прослеживается мотив этой темы в известном во всем мире произведении «Преступление и наказание». Этот роман называют психологической картиной преступления, нарисованной автором в таких неожиданных красках, с тщательно продуманными психологическими нюансами.

Бедный студент Раскольников убивает старуху-процентщицу. Но суть этого произведения отнюдь не в мастерстве преступления, а в его идеологии и мотиве. За убийством Родиона стоит что-то куда более основательное, чем желание украсть, личностно отомстить или освободить себя.

Его размышления приводят читателя к тому, что по-другому он не мог поступить. Его действие – это прямое следствие той судьбы, которую он проживает, судьбы «униженных и оскорбленных».

Обстоятельства, в которых вынужден существовать студент, настолько удручают его и вызывают отчаяние и противоречия, что со временем он погрязает в запутанных и невыносимых размышлениях. Раскольников видит вокруг бедных, отверженных и страдающих людей, и сам он – яркий образец «униженный и оскорбленных».

Вокруг него нет нормальной, сытной жизни, люди уже забывают о том, что может быть неголодно, о том, что можно жить в чистоте и в тепле. Судьба его сестры такой же участи, и это вводит Раскольникова в невыносимое негодование.

Он уже не переживает так за себя, как за других людей: за голодных и нищих детей, за сестру, за Соню, которую жизнь заставила зарабатывать неподобающим образом, за Катерину Ивановну, которой даже не было к кому обратиться за помощью.

Психологическое осмысление униженных и оскорбленных

Настоящие этих людей так же драматично и ужасающе, как и их будущем, в котором невозможно представить просвета и радости. Только у одного Родиона истории этих людей вызывают такие чувства, другие же улыбаются, зевают и даже не пытаются понять суть их плачевной жизни.

Отвергнутые и униженные обществом люди уже сами не задумываются над тем, что они достойны лучшей – сытной и теплой – жизни, так как в восприятии других людей не находится места для таких мыслей, о них никто не заботится, им никто не желает помочь.

Раскрывая картину жизни «униженных и оскорбленных» Достоевский не просто описывает их существование, он сразу переходит к психологическому осмыслению. Убийство, совершенное Раскольниковым, кажется скорее естественным результатом происходящего, чем противоестественным.

Писатель желает не просто обратить внимание на таких людей, он желает, чтобы все остальные задумались, к чему это приведет. Но Достоевский не оправдывает преступление своего героя, нет, он показывает, что и такой путь неприемлем для того, что исправить ситуацию.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама