THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика. Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.

Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.

В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки? Попробуем проанализировать содержание повести.

Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен — живет «без оглядки», делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное, грациозное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым.

После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н.Н. подозревает, что Ася Гагину не сестра.

При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней жеманности и кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.

«Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих.

Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».

Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».

Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».

Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал ка-кую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только ее оригинальность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.

Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает призрачную, прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так досадует на своего приятеля, злится на Асю.

Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе.

И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.

Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».

Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.

Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.

«Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.

Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.

В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.

В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.

Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».

Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым», — пишет Шопенгауэр. Именно эта мысль и лежит в подтексте повести «Ася».

За ее основу были взяты черты, присущие биографии писателя. Характеристика Аси в повести «Ася» невозможна без краткого экскурса в жизнь, а точнее любовь Ивана Сергеевича.

Вечный друг Полины Виардо

Отношения Полины Виардо и Ивана Сергеевича продлились долгих 40 лет. Это была история любви, которая поселилась только в сердце одного человека, Тургенева, а страстно почитаемая им женщина не отвечала ему взаимностью. Она была замужем. И все четыре десятилетия Иван Сергеевич приходил в их дом в качестве вечного и навсегда верного друга семьи. Поселившись «на краешке чужого гнезда», писатель пытался построить свое, однако до конца жизни любил Полину Виардо. Виардо стала женщиной-разлучницей, убийцей счастья девушек, которые безоглядно влюблялись в Ивана Сергеевича.

Стоит сказать, что трагичные отношения с Виардо были не новы для него. Совсем еще юный Иван в восемнадцатилетнем возрасте влюбился в дочь Катеньку. Милое ангельское создание, какой казалась девушка на первый взгляд, на деле не оказалась таковой. Она имела длительные с главным деревенским ловеласом. По злой иронии девичье сердце покорил Сергей Николаевич Тургенев, отец писателя.

Однако не только писателю разбивали сердце, он сам не раз отвергал любящих его женщин. Ведь до конца дней он обожал Полину Виардо.

Характеристика Аси в повести «Ася». Типаж тургеневской девушки

Многие знают, что тургеневские девушки существуют, но мало кто помнит, какова она, героиня из рассказов писателя.

Портретная характеристика Аси, встречающаяся на страницах повести, такова.

Как видно из приведенных строк, Ася обладала нетипичной красотой: мальчиковая внешность сочетала в себе короткие крупные глаза, окаймленные длинными ресницами, и необычайно стройный стан.

Краткая характеристика Аси, ее внешнего образа будет неполной, если не упомянуть, что, скорей всего, в ней нашло отражение разочарование Тургенева в круга (последствия к Екатерине Шаховской).

Именно здесь, на страницах повести «Ася», зарождается не только тургеневская девушка, но тургеневское чувство любви. Любовь сравнивается с революцией.

Любовь, как и революция, проверяет героев и их чувство на стойкость, жизнеспособность.

Происхождение Аси и характер

Предыстория жизни героини внесла существенный вклад в характер девушки. Это внебрачная дочь помещика и горничной. Ее мать старалась воспитывать ее в строгости. Однако после смерти Татьяны Асю забрал к себе отец. Из-за него в душе девушке зародились такие чувства, как самолюбие и недоверчивость.

Характеристика Аси из повести Тургенева вносит изначальные несоответствия в ее образ. Она противоречива и игрива в отношениях со всеми людьми. Если взять ее интерес ко всему окружающему, то можно понять, что девушка показывает это немного неестественно. Так как она смотрит на все с любопытством, однако по сути дела ни во что внимательно не вникает и не вглядывается.

Несмотря на присущее ей самолюбие, она обладает странным пристрастием: заводить знакомства с людьми, которые классово стоят ниже нее.

Момент духовного пробуждения

Характеристика Аси из повести Тургенева будет неполной, если не обдумать вопрос духовного пробуждения главных героев: Аси и господина Н.Н.

Герой и автор повествования, встретив в небольшом немецком городке Асю, чувствует, что душа его затрепетала. Можно сказать, что он духовно ожил, открылся чувствам. Ася убирает розовую завесу, через которую он смотрел на себя и на свою жизнь. Н.Н. понимает, насколько ложно было его существование до момента знакомства с Асей: время, растраченное на путешествия, теперь ему кажется непозволительной роскошью.

Перерожденное мировоззрение господина Н.Н. с трепетом ожидает каждой встречи. Однако встав перед выбором: любовь и ответственность или одиночество, - он приходит к выводу о нелепости возможной жениться на той, чей нрав ему не покорить никогда.

Любовь также помогает раскрыться характеру Аси. Она начинает осознавать себя личностью. Теперь она не может обойтись обычным чтением книг, из которых она дочерпывала знания об «истинной» любви. Ася открывается чувству, надеждам. Она первый раз в жизни перестала сомневаться и открыла себя для ярких чувств.

Какова она, Ася, в глазах господина Н.Н.?

Характеристика Аси в повести «Ася» производится не самим Иваном Сергеевичем, эту задачу он отводит своему герою, господину Н.Н.

Благодаря этому мы можем заметить трансформацию отношения героя к возлюбленной: от неприязни к любви и недопониманию.

Господин Н.Н. отметил душевный порыв Аси, желающей показать свое «высокое» происхождение:

Все ее поступки поначалу кажутся ему «детскими выходками». Но вскоре он увидел ее в облике испуганной, но прекрасной птички:

Взаимоотношения Аси и господина Н.Н.

Словесная характеристика Аси в повести «Ася» предрекает трагичный исход зарождающихся отношений героини и господина Н.Н.

По природе своей Ася - натура противоречивая от самых своих корней. Стоит только вспомнить отношение девушки к матери и своему происхождению:

Девушка любила, чтобы на нее обращали внимание, и одновременно с тем боялась этого, так как была достаточно робкая и стыдливая.

Ася грезит о герое, который станет для нее воплощением счастья, любви и мысли. Герое, который сможет безропотно противопоставить себя «людской пошлости», чтобы спасти любовь.

Ася увидела своего героя в господине Н.Н.

Рассказчик полюбился девушке с первого момента их знакомства. Она хотела его заинтриговать и при этом показать, что она - родовитая барышня, а не какая-то там дочь горничной Татьяны. Это несвойственное для нее поведение повлияло на первое впечатление, сложившееся у господина Н.Н.

Затем она влюбляется в Н.Н. и начинает ожидать от него не просто действий, а ответа. Ответа на волнующий ее вопрос: «Что делать?» Героиня грезит о подвиге, но так и не дождется его от возлюбленного.

Но почему? Ответ прост: господин Н.Н. не наделен душевным богатством, присущим Асе. Образ его достаточно скуден и немного уныл, хотя не лишен нотки назидательности. Таким он предстает перед нами по мнению Чернышевского. Человеком с трепещущейся, мучающейся душой видит его сам Тургенев.

«Ася», характеристика Н.Н.

Души сердечные порывы, раздумья о смысле жизни были незнакомы герою повести Н.Н., от имени которого ведется повествование. Он вел распутную жизнь, в которой делал, что хотел, и думал только о собственных желаниях, пренебрегая мнением других.

Его не заботили чувство морали, долга, ответственности. Он никогда не думал о том, какие последствия понесут его действия, при этом самые важные решения перекладывая на плечи других.

Однако Н.Н. - не полное воплощение плохого героя повести. Вопреки всему он не утратил способности понимать и разделять добро от зла. Он достаточно любопытен и любознателен. Цель его странствия - не желание познать мир, а мечта узнать много новых людей и лиц. Н.Н. достаточно самолюбив, но ему не чуждо чувство отвергнутой любви: ранее он был влюблен во вдову, которая его отвергла. Несмотря на это, он остается добрым и достаточно приятным юношей 25 лет.

Господин Н.Н. осознает, что Ася - девушка со странностями, поэтому боится в будущем столкнуться с неожиданными поворотами ее характера. Кроме этого, женитьба видится ему как неподъемная ноша, в основу которой входит ответственность за чужую судьбу и жизнь.

Побоявшись перемен и переменчивой, но полной жизни, Н.Н. отказывается от возможного взаимного счастья, взвалив на плечи Аси ответственность за принятие решения об исходе их отношений. Совершив таким образом предательство, он заранее предрекает для себя одинокое существование. Предав Асю, он отверг жизнь, любовь, будущее. Однако упрекать его Иван Сергеевич не спешит. Так как он сам расплатился за совершенную ошибку...

Введение

Произведения И.С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе.

В начале своего творческого пути Тургенев находился под влиянием романтизма. В 40-е годы, в результате сближения с В.Г. Белинским и редакцией журнала "Современник", Тургенев переходит к реализму.

Этот поворот Тургенева уже отразился в его ранних поэмах "Параша" (1843), "Разговор", "Помещик" (18456-1846), драматических произведениях "Неосторожность" (1843), "Безденежье" (1845). В них Тургенев показал быт и нравы помещичьей усадьбы, чиновничий мир, трагедию "маленького человека". В цикле рассказов "Записки охотника" (1847-1852) Тургенев раскрыл высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, произвол крепостников и их управляющих, поэзию русской природы Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература. - М., 1999. .

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне", "Ася", "Первая любовь" и многие другие произведения. Любовь, по мнению Тургенева, таинственна. "Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать - и пройти мимо", - читаем в финале романа "Дворянское гнездо" Тургенев И.С. Дворянское гнездо. - М.: Издательство: Детская литература, 2002. - 237 с..

Все тургеневские герои проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, душевно окрылен.

В романах Тургенева отражены противоречия и переломы исторического развития России, сложное движение общественного и художественного сознания.

Тургеневские повести говорят о важнейших нравственных ценностях, они побуждают задуматься о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки и за те чувства, которые человек внушает окружающим, - и о проблемах более глобальных: о цели и смысле жизни, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева.

Особенности любовной лирики в произведении "Ася"

Сюжет произведения

Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести “Ася”, которая была напечатана в первом номере “Современника" за 1858 год.

Тургенев говорил, что писал эту вещь “горячо, чуть не со слезами” Тургенев И.С. Ася. - М.: Издательство: АСТ, 2002. - 271 с..

“Ася” - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

На момент создания повести "Ася" (1859 год) И.С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести "Ася". Повесть "Ася" писалась около пяти месяцев.

Сюжет "Аси" крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в неё, грезит о счастье, но сразу не решается предложить ей руку, а, решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.

Описанная в "Асе" история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н.Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе "без всякой цели, без плана", и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.

В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: "Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая. " Тургенев в современном мире. - М., 1997. . Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закончен (хотя в них "много жизни и правды") - Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, "проклятой славянской распущенностью". Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом - в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами.

Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало "цепкости и внутреннего жара", у нее ни одно чувство не было "вполовину". Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н.Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки "славянского" внутреннего хаоса. Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него "пленительным светом". Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: "Но. ведь вы не женитесь на ней?". Героя пугает "неизбежность. решения", к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.

Кульминационный момент в повествовании - сцена свидания Н.Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н.Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти "куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг". Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения "Аси" написал Тургеневу: "…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте" Тургенев в воспоминаниях современников. - М., 1983. Т.1-2. .

"Ася" могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше, меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Тема любви в повести "Ася"

Итак, повесть И.С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В повести Тургенева "Ася" писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием. Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести - "блестящий пурпуром воздух", "девушка Ася, облитая солнечным лучом".

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н.Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася - девушка довольно странная.

любовь роман базаров тургенев

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же "ложное" положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: "Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня. мне предстояло. исполнить трудную обязанность. мысль, что я безнравственный обманщик. так и звенела у меня в голове." Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: "Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться". Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, "у счастья нет завтрашнего дня.".

Cтранная история любви. «…Ее душа мне нравилась», - замечает Н. после нескольких дней знакомства с Асей. Но эта симпатия не безусловна. Н. трудно освоиться с бесконечными метаморфозами поведения девушки. Порой он негодует - «что за детская выходка?», порою называет новую знакомку «капризной девочкой с натянутым смехом». И это не просто раздражение взрослого, наблюдающего каприз ребенка. Внешне свободный, господин Н. привык повиноваться законам света. Подобно встреченным на прогулке «чопорным англичанам», которые «словно по команде, с холодным изумлением проводили Асю своими стеклянными глазами…», он шокирован слишком свободным поведением девушки.

Асе приходится самой сделать первый шаг. Она, подобно Татьяне, присылает молодому человеку записку с приглашением на свидание. Пушкину пришлось защищать свою героиню:

За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? За то ль, что любит без искусства Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес одарена Воображением мятежным, Умом и волею живой И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным?

Эти строки, написанные о Татьяне, как нельзя полнее характеризуют и Асю.

В растерянности останавливаются перед «сердцем пламенным и нежным» двое мужчин, брат и возлюбленный. Они, может быть, превосходят Асю в «благоразумии», но неизмеримо уступают в жизненной силе и бескомпромиссности. Гагин причитает тоном старой няньки: «…Она сумасшедшая и меня с ума сведет». «Сел и задумался», получив записочку, господин Н. Растерянность его усиливает прямой искренний вопрос Гагина: «Может быть… как знать? - вам сестра моя нравится?» «Да, она мне нравится», - отвечает наконец Н. Но что-то в тоне его голоса заставляет Гагина с убеждением сказать: «А уезжаем мы все-таки завтра <…>, потому что ведь вы на Асе не женитесь». И повторяет с уверенностью: «Не женитесь».

В сюжетное развитие повести Тургенев вставляет символический эпизод. Н. решил дожидаться времени свидания в маленьком трактире. «Хорошенькая служанка с заплаканными глазами принесла мне кружку пива; я взглянул в ее лицо… “Да, да, - промолвил тут же сидевший толстый и краснощекий гражданин, - Ганхен наша сегодня очень огорчена: жених ее пошел в солдаты <…>.” Она прижалась в уголок и подперла рукою щеку; слезы капали одна за другой по ее пальцам...»

Ганхен… Это ласково-уменьшительная форма имени «Анна» по-немецки, как Ася - по-русски. Перед нами, таким образом, возникает двойник влюбленной девушки. Но что может принести несчастье Асе? Нет объективных причин, как у несчастной немецкой служанки, вынужденной смириться с тем, что ее жениха забирают в солдаты. Ася и Н. - оба свободны, внешних препятствий нет. Гагин сам предложил другу руку сестры.

Словно почуяв немое осуждение, Ася переносит свидание в более «приличное» место, в дом старой немки Луизы. Мы помним, что поэтическое видение юной девушки в доме старухи дало писателю первый толчок к повести. «Морщинистое лицо вдовы бургомистра» с «приторно-лукавой улыбкой» и «тусклыми глазками» напоминает ведьму, которая скрывает взаперти юную принцессу. Герою подобает разрушить злые чары и освободить любимую. Асю он находит притаившейся в верхней комнатке. Ее поза пробуждает поэтическое сравнение с испуганной птичкой. Непосредственное чувство лучше всего выражает себя во взгляде. Теперь Н. сосредоточивает внимание на ее глазах: «О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверяли, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию».

Порыв ответного непосредственного чувства длился недолго. Подобно Онегину, молодой человек начинает читать ей наставления. Асе приходится оправдываться «испуганным шепотом». «Мысль о том, что теперь все пропало, все, все <…>, что Гагин знает о нашем свидании, что все искажено, обнаружено - так и звенела у меня в голове», - так объясняет Н. свое состояние. Он точно забыл, что сам счел нужным рассказать ее брату о роковой записке с приглашением.

Свидание обнажает и различие между двумя героинями, пушкинской и тургеневской. Подобно Татьяне Лариной, Асе с каждой минутой «стыдно становилось и страшно». Впоследствии у Татьяны-княгини «стынет кровь / Как только вспомню взгляд холодный / И эту проповедь...» И однако «сквозь слез не видя ничего / Едва дыша, без возражений, / Татьяна слушала его (Онегина )». «Так смиренно / Урок ваш выслушала я…», - напоминает она Евгению. Напротив, Ася не может и минуты терпеть такое унижение. Едва лишь она поняла, что любовь ее отвергнута - героиня Тургенева стремительно убегает. Исчезает - к большому удивлению простодушной немки, которая не ожидала (как, впрочем, и мы) такого развития событий. «Ведьма» вдруг оборачивается добросердечной растерявшейся старушкой.

Ну а герой - «рыцарь»? В самом деле, что двигало господином Н.? Неужели Н. всерьез разделяет светские предрассудки относительно «незаконного» происхождения девушки? И Тургенев опускается в самые глубины души. У человеческих поступков редко бывает одна причина. Нами движет сложный противоречивый клубок высоких и низких побуждений. Возможно, в поведении героя сказался уже отмеченный страх перед силой Асиного характера. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» - размышлял Н., только готовясь прийти на свидание.

Отчасти его смутило вторжение постороннего в созревающий мир любви. Попытки, хоть и деликатные, Гагина стать посредником между другом и сестрой. Добиваться категорического ответа в сфере чувств - значит затронуть неуловимые движения сердца. Писатель никогда себе этого не позволял даже на страницах романа, общаясь с вымышленными героями.

Тургенев-сердцевед идет дальше. Он сообщает, что у любви, как у всего на свете, тоже бывает возраст. Чувство юноши несколько «моложе», оно запаздывает в сравнении с решительным ритмом Асиной любви. Ненадолго - всего на несколько часов. Но и этого достаточно для роковой развязки. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, - объясняет Н. , - во мне еще не было ясного сознания моей любви». Герой пытается постичь причудливую логику развития чувства: «Оно <…> вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… но уж тогда было поздно».

Словно сжалившись, судьба дает господину Н. последний шанс. Пустившись вместе с братом на поиски, он не нашел девушки. Лишь увидел мельком фигурку, мелькнувшую у креста (Можно представить, с каким жаром молилась там Ася, вспомнив «крест» над могилой матери!). Вернувшись, Н. узнает, что Ася поздней ночью пришла домой. Она здесь, в этом домике. Но власть приличий снова довлеет над ним: «Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в такую пору <…>. «До завтра, - подумал я…» Эти слова повзрослевший герой сопровождает горьким комментарием: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновенье».

Назавтра Н. узнает, что Ася и ее брат уехали. В прощальной записке Аси герой находит подтверждение своих догадок. В бесславном конце их отношений виноват только он: «Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали…» «Видно, так лучше <…>. Прощайте навсегда!» - заканчивает свое письмо безвинно и горько оскорбленная девушка. В ее смирении - великая сила духа.

контрольная работа

1.2 Тема любви в повести "Ася"

Итак, повесть И.С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность, ответственность за свои поступки, о цели и смысле жизни, о выборе жизненного пути, о формировании личности, о взаимосвязи человека и природы.

В повести Тургенева "Ася" писатель выражает свои нравственные искания. Все произведение удивительно чистое и светлое, и читатель поневоле проникается его великолепием. Сам городок 3. показан удивительно прекрасным, в нем царит праздничная атмосфера, Рейн кажется серебристо-золотым. Тургенев создает в своей повести удивительно яркий, насыщенный колорит. Какое великолепное изобилие красок представлено в повести - "блестящий пурпуром воздух", "девушка Ася, облитая солнечным лучом".

Повесть внушает оптимизм и радостную надежду. Но развязка оказывается на удивление суровой. Влюбленные друг в друга господин Н.Н. и Ася молоды, свободны, но, как оказалось, судьба не может их соединить. Судьба Аси очень сложна, и во многом причиной того является ее происхождение. Также характер девушки нельзя назвать заурядным, она, безусловно, очень сильная личность. И вместе с тем Ася - девушка довольно странная.

любовь роман базаров тургенев

Любовь к странной, но очень привлекательной девушке немного пугает молодого человека. К тому же "ложное" положение Аси в обществе, ее воспитание и образование также кажутся ему слишком необычными. Переживания героев в повести показаны очень правдиво и ярко: "Неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня. мне предстояло. исполнить трудную обязанность. мысль, что я безнравственный обманщик. так и звенела у меня в голове." Юноша стремится взять свои эмоции под контроль, хотя это у него получается достаточно плохо. У Аси происходит в душе что-то невообразимое. Любовь оказывается для нее настоящим потрясением, настигает ее, словно гроза.

Тургенев показывает чувство любви во всей красоте и силе, и человеческое чувство у него кажется похожим на природную стихию. Он говорит о любви: "Она не развивается постепенно, в ней нельзя сомневаться". Действительно, любовь переворачивает всю жизнь. И человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.

В результате всех сомнений и душевных терзаний Ася оказывается навсегда потерянной для главного героя. И только тогда он понял, насколько сильным было чувство любви, которое он испытывал к этой странной девушке. Но, увы, уже поздно, "у счастья нет завтрашнего дня.".

"Вечные образы" в творчестве Анны Ахматовой

В начале своего творческого пути Ахматова примкнула к одному из литературных течений - акмеизму, которое возникло в десятые годы XX века как бунт против символизма. (Акмеизм - от греческого слова, означающего острие копья.) Акмеисты (Мандельштам...

"Вешние воды" И.С. Тургенева. Проблематика, художественное своеобразие

тургенев повесть вода художественный В повестях и рассказах семидесятых годов Тургенев разрабатывал преимущественно темы, почерпнутые из воспоминаний о прошлом...

Анализ произведения Вильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"

Сделав героем трагедии человека, Шекспир в первую очередь обратился к изображению самого великого человеческого чувства. Если в «Тите Андронике» голос любовного влечения, едва слышный в начале пьесы...

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви... По произведениям Булгакова "Мастер и Маргарита" и Куприна "Гранатовый браслет"

"right">О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей, Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! "right">Ф.И. Тютчев Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его творчество получило заслуженное признание...

Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой

Любовь в поэзии Есенина

Мы все в эти годы любили, Но, значит, любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С.А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное...

Особенности изображения любви в повести "Гранатовый браслет" А. И. Куприна

"right">Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. "right">Пушкин Александр Сергеевич По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно...

Особенности раскрытия темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова

Поэзия Аркадия Кутилова

Перевернув последнюю страницу стихов "таёжной лирики" мы окунаемся в Любовь. Любовь человеческую, грешную и святую, испепеляющую и дарующую новые силы. Все, что окружает, перестаёт существовать...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Писать о любви Есенин начал в позднем периоде своего творчества (до этого времени он редко писал на эту тему). Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична...

Творчество А.С. Пушкина

Одной из самых главных в творчестве поэта стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность: ...мои стихи, сливаясь и журча...

Творчество Эрнеста Хемингуэя

Любовь занимает огромное место в большинстве книг Хемингуэя. И проблема человеческого мужества, риска, самопожертвования, готовности отдать жизнь за друзей - неотделима от представления Хемингуэя, о том...

Тема любви в литературе

В средние века в зарубежной литературе пользовался популярностью рыцарский роман. Рыцарский роман - как один из основных жанров средневековой литературы, берет свое начало в феодальной среде в эпоху появления и развития рыцарства...

Тема любви в литературе

Данная тема нашла свое отражение в литературе русских писателей и поэтов всех времен. Вот уже на протяжении более 100 лет люди обращаются к поэзии Александра Сергеевича Пушкина, находя в ней отражение своих чувств, эмоций и переживаний...

Тема эксперимента в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом...



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама