THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов

русский советский писатель и поэт, драматург, публицист, киносценарист; журналист, военный корреспондент

Андрей Платонов

Краткая биография

Детство

Андрей Платонович Климентов родился 28 августа 1899 года в Воронеже (Ямская слобода).

Отец - Климентов Платон Фирсович (1870-1952) работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Дважды ему присваивали звание Героя труда (в 1920 и в 1922), а в 1928 году он вступил в партию. Мать - Лобочихина Мария Васильевна (1874/1875 - 1928/1929) - дочь часового мастера, домохозяйка, мать одиннадцати (десяти) детей, Андрей - старший. Мария Васильевна рожает детей практически каждый год, Андрей, как старший, принимает участие в воспитании и, позднее, прокормлении всех своих братьев и сестёр. Оба родителя похоронены на Чугуновском кладбище Воронежа.

В 1906 году поступает в церковно-приходскую школу. С 1909 по 1913 год учится в городской 4-классной школе. С 1913 (или с весны 1914) по 1915 работает подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; помощником машиниста на локомобиле в имении Усть полковника Бек-Мармарчева. В 1915 году работает литейщиком на трубном заводе. С осени 1915 по весну 1918 - во многих воронежских мастерских - по изделию мельничных жерновов.

Служба в РККА. Работа по специальности. Начало литературной деятельности.

В 1918 году поступает на электротехническое отделение в Воронежское техническое железнодорожное училище, окончить которое он смог лишь в 1921 году, по завершении военных действий; служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в Гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года опубликовал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 года побывал как корреспондент газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района» в Новохопёрске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком. Летом 1921 года закончил годичную губернскую партийную школу. В этом же году выходит его первая книга - брошюра «Электрификация», а также были опубликованы его стихотворения в коллективном сборнике «Стихи». В 1922 году родился сын писателя Платон. В том же году в Краснодаре выходит книга стихов Платонова «Голубая глубина». В этом же году назначается председателем губернской Комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923 году Брюсов положительно откликается на книгу стихов Платонова (Печать и революция. - 1923. - № 6). С 1923 по 1926 год работает в губернии как инженер-мелиоратор и специалист по электрификации сельского хозяйства (зав. отделом электрификации в Губземуправлении, построил три электростанции, одну из них - в селе Рогачёвка, её потом сожгли кулаки).

Весной 1924 года участвует в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, у него возникают проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Тогда же, весной 1924 года, вновь подаёт заявление о вступлении в РКП(б) и принимается ячейкой ГЗО в кандидаты, но так и не вступает. В июне 1925 года состоялась первая встреча Платонова с В. Б. Шкловским, прилетевшим в Воронеж на самолёте Авиахима для пропаганды достижений советской авиации с лозунгом «Лицом к деревне». В 1920-х годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).

С 8 декабря 1926 г. по 27 марта 1927 г. Платонов работает в Тамбове, где им созданы такие произведения, как «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов».

В 1927-1930 г. Платонов создаёт свои самые значительные произведения - повесть «Котлован» и роман «Чевенгур». Новаторские по языку и содержанию, оба произведения изображают в фантастическом духе, утопическом духе строительство нового коммунистического общества. Ни одно из них не было опубликовано при жизни писателя.

Репрессии

Прочитав в 1931 году опубликованную в журнале «Красная новь» повесть Андрея Платонова «Впрок», Сталин написал: «Талантливый писатель, но сволочь». Находясь в глубокой депрессии публикует произведение «Впрок», которое вызвало резкую критику Фадеева и Сталина. В редакцию журнала «Красная новь» Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения », потребовав наказать автора и издателей.Писатель получил возможность перевести дух только тогда, когда РАПП сама была раскритикована за перегибы и распущена.

В 1934 году Платонова даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии - и это уже было знаком некоторого доверия. Из Туркмении писатель привёз рассказ «Такыр», и вновь началось его преследование: в «Правде» (18 января 1935) появилась разгромная статья, после которой журналы снова перестали брать платоновские тексты и возвращали уже принятые. В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 - повесть «Река Потудань».

В это время Платонов сотрудничает с известным философом Георгом Лукачем и также с критиком Михаилом Лифшицем. Это период их совместной работы в журнале «Литературный критик» и связи Платонова с кружком или, как сами участники его называли, «течением» Лукача-Лифшица. Платонов был вклю­чён в философские дискуссии по поводу отчуждения и свободы, ведущиеся в «течении».

В мае 1938 был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулёзом. Писатель заразился от сына, ухаживая за ним, с тех пор до конца жизни болел туберкулёзом. В январе 1943 года сын Андрея Платонова умер.

Военный корреспондент

Во время Великой Отечественной войны писатель в звании капитана служит военным корреспондентом газеты «Красная звезда», военные рассказы Платонова появляются в печати.

На фронте был скромен в быту и много времени проводил на передовой среди солдат, участвовал в боях. Несмотря на добросовестное выполнение обязанностей военкора и риск, превышающий определённый этими обязанностями, в отличие от многих других военных корреспондентов (см. Симонов, Шолохов, Гроссман, Шевцов и др.), был награждён только медалью «За победу над Германией».

В феврале 1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни.

Последние годы

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова «Возвращение» (авторское название - «Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой».

В конце 1940-х годов, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Есть версия, что Платонов в качестве литературного негра написал за Шолохова «Они сражались за Родину».

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за вышедшим из заключения сыном. У сына, в свою очередь, уже был свой ребёнок, Платонов успел стать дедом. Похоронен на Армянском кладбище.

У писателя осталась дочь - Мария Платонова (умерла в 2005 году), которая готовила книги отца к печати.

Память

  • По просьбе Евгении Таратуты астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала в честь писателя астероид (3620) Platonov, открытый 7 сентября 1981 года.
  • В Воронеже имя писателя носят:
    • улица
    • библиотека
    • гимназия
    • литературная премия
    • международный фестиваль искусств.
  • В центре Воронежа на проспекте Революции перед одним из корпусов Воронежского университета установлен памятник писателю с цитатой из его рассказа «Жена машиниста»: «Без меня народ неполный…»
  • 15 декабря 2011 года в Воронежском литературном музее открылась постоянно действующая выставка, посвящённая жизни и творчеству писателя.

Стиль и тематика

Сложное мировоззрение Андрея Платонова сочетает в себе элементы коммунизма, христианства и экзистенциализма, и не поддаётся однозначному определению.

Одной из наиболее ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе язык, который часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным» и т. п. Платонов активно использует приём остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для, например, детской речи. Юрий Левин выделяет такие характерные для Платонова приёмы, как избыточность («Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды»), использование (синтаксически неправильных) конструкций типа «глагол + обстоятельство места» («думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль»), употребление предельно обобщённой лексики («природа», «пространство», «погода») вместо конкретных пейзажных описаний («Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды»), активное использование придаточных причины («наступила пора питаться для дневного труда») и цели («Настя… топталась около мчавшихся мужиков, потому что ей хотелось»), по смыслу часто излишних или логически немотивированных. По мысли исследователя, с помощью этих оборотов Климентов формирует «пантелеологическое» пространство текста, где «всё связано со всем», а все события разворачиваются среди единой «природы». Отмечается также активное употребление типично советских бюрократизмов, часто в ироническом ключе («конфисковать её ласки»), но далеко не всегда. В творчестве Андрея Платонова форма и содержание составляют единое, неразрывное целое, то есть сам язык платоновских произведений является их содержанием.

К числу ключевых мотивов в творчестве Платонова относится тема смерти и её преодоления. Анатолий Рясин пишет о платоновской «метафизике смерти». Попавший в молодости под влияние идей Николая Фёдорова, Платонов неоднократно обращается к идее воскрешения мёртвых, которая в сознании его героев связывается с грядущим приходом коммунизма («Прушевский! Сумеют или нет успехи высшей науки воскресить назад сопревших людей? - Нет… - Врёшь! (…) Марксизм всё сумеет. Отчего ж тогда Ленин в Москве целым лежит?») Один из повторяющихся мотивов в его творчестве - смерть ребёнка: в «Котловане» соответствующая сцена становится ключевой - после смерти своей воспитанницы Насти работники, копающие котлован, теряют веру во всесилие коммунизма и надежду на победу над смертью («Я теперь ни во что не верю!»). Левин называет Платонова экзистенциалистом.

Отзывы

Иосиф Бродский в своём эссе «Катастрофы в воздухе» упоминает Андрея Платонова в одном ряду с Джеймсом Джойсом, Робертом Музилем и Францем Кафкой. Также Бродский сравнивает Платонова с Достоевским . Михаил Волохов сравнивал Платонова с Ионеско и Беккетом.

Библиография

  • 1920 - рассказ «Чульдик и Епишка»
  • 1921 - рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
  • 1922 - книга стихов «Голубая глубина»
  • 1926 - рассказ «Антисексус», повесть «Епифанские шлюзы»
  • 1927 - повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
  • 1928 - повесть «Происхождение мастера», пьеса «Дураки на периферии», очерк «Че-Че-О» (в соавторстве с Б. А. Пильняком)
  • 1929 - роман «Чевенгур» (в первой редакции - «Строители страны», 1927)
  • 1929 - рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
  • 1930 - «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
  • 1931 - «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
  • 1933 - 1936 - «Счастливая Москва» (роман не окончен)
  • 1934 - повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
  • 1936 - рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (незаверш.)
  • 1937 - рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна)
  • 1938 - рассказ «Июльская гроза»
  • 1939 - рассказ «Родина электричества»
  • 1942 - «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе
  • 1942 - «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
  • 1943 - «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
  • 1943 - «Броня» (сборник рассказов)
  • 1944 - пьеса «Волшебное существо»
  • 1945 - сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
  • 1946 - рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
  • 1947 - книги «Финист - Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
  • 1948 - пьеса «Ученик лицея»
  • 1950 - «Волшебное кольцо» (сборник русских народных сказок)
  • 1951 - «Ноев ковчег» (незавершённая пьеса-мистерия)

Издания

  • Собрание сочинений в трех томах. - М., Советская Россия, 1984-1985.
  • Избранные произведения в двух томах. - М., Художественная литература, 1978
  • Епифанские шлюзы. - М.: Молодая гвардия, 1927.
  • Луговые мастера. - М., Молодая гвардия, 1928
  • Сокровенный человек. - М., Молодая гвардия, 1928
  • Происхождение мастера. - М., Федерация, 1929
  • Река Потудань. - М., Советский писатель, 1937
  • Июльская гроза. - М.-Л., Детиздат, 1940
  • Одухотворенные люди. - М., Молодая гвардия, 1942
  • Под небесами Родины. - Уфа, Башгосиздат, 1942
  • Бессмертный подвиг моряков. - М., Военмориздат, 1943
  • Броня. - М., Военмориздат, 1943
  • Одухотворенные люди. - Магадан: Советская Колыма, 1943
  • Рассказы о Родине. - М., Гослитиздат, 1943
  • Платонов А, П. В сторону заката солнца. - М., Советский писатель, 1945
  • Солдатское сердце. - М., Детгиз, 1946
  • В прекрасном и яростном мире. Повести и рассказы / Вступ. ст. В. Дорофеева. - М.: Художественная литература, 1965. - 630 с.
  • Избранное. Повести, рассказы / Вступ. Федот Сучков. - М.: Московский рабочий, 1966. - 541 с.
  • Избранное / Сост. М. А. Платонова. - М.: Современник, 1977. - 445 с.
  • Сокровенный человек (Рассказы. Повести). - Кишинёв: Литература артистикэ, 1981. - 640 с.
  • Повести, рассказы, статья, из писем / Сост. и подгот. текста М. А. Платоновой; Вступ. ст. В. А. Свительского. - Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1982. - (Отчий край). - 453 с.
  • Ювенильное море. Повести. Рассказы. Публицистика. Пьеса. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1988. - 431 с.
  • Государственный житель: Проза, письма / Сост. М. А. Платонова; Вступ. ст. и коммент. В. А. Чалмаева. - М.: Сов. писатель, 1988. - 608 с. - ISBN 5-265-00404-1
  • Записные книжки. Материалы к биографии / Сост. Н. В. Корниенко; Публ. М. А. Платоновой. - М.: Наследие, 2000. - 421 с. (2-е изд.: М.: ИМЛИ РАН, 2006.)
  • Сочинения. Том 1: 1918-1927, Книга 1: Рассказы. Стихотворения. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 644 с. - ISBN 5-9208-0146-8
  • Сочинения. Том 1: 1918-1927, Книга 2: Статьи. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 510 с. - ISBN 5-9208-0181-6
  • Собрание сочинений в восьми томах / Сост. Н. В. Корниенко. - М.: Время, 2009-2011.
  • Чевенгур / Илл. С. Филипповой. - СПб.: Вита Нова, 2008. - 560 с. - ISBN 978-5-93898-185-0.
  • «…я прожил жизнь»: Письма 1920-1950 / Сост., вступ. статья, ком. Н. Корниенко и др. - М.: Астрель, 2013. - 688 с. - (Наследие Андрея Платонова). - 3000 экз. - ISBN 978-5-271-46785-1.

Экранизации произведений

  • «Айна» (1930) - художественный фильм. Режиссёр - Николай Тихонов, сценаристы «А. Платонов», М.Смирнова по рассказу Андрея Платонова «Песчаная учительница».
  • «Фро» (1964) - по мотивам одноимённого рассказа.
  • «Родина электричества» (1967/1987) - художественный фильм по мотивам одноимённого рассказа Андрея Платонова. Режиссёр Лариса Шепитько.
  • «Рабыня» (1968) - художественный фильм Булата Мансурова по мотивам рассказа «Такыр».
  • «Возвращение» (1968) - телеспектакль в постановке Академического театра им. Евгения Вахтангова.
  • «Житейское дело» (СССР, 1976 год, Ленфильм) - состоит из трёх новелл, объединённых темой войны. «Житейское дело» (1 новелла), Мелодрама, поставленная по одноимённому рассказу Андрея Платонова.
  • «Три брата» (1981)- итальянский фильм по мотивам рассказа «Третий сын», действие перенесёно в Италию.
  • «Домой!» (1982) - художественный фильм по мотивам рассказа «Возвращение».
  • «Возлюбленные Марии» (1984) - фильм по мотивам «Реки Потудань», сюжет перенесённый в США.
  • «Одинокий голос человека» (1987) - художественный фильм (киностудия «Ленфильм», 1987 год) Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера».
  • «Иван великий » (1987)-по мотивам военных рассказов.
  • «Маркун» (1989) - короткометражный фильм. Главную роль исполнил Иван Охлобыстин
  • «Корова» (1989) - мультфильм Александра Петрова по одноимённому рассказу.
  • «Возвращение» (1997) - телеспектакль-чтение Авшарова Ю. М.
  • «Опять надо жить» (1999) - художественный фильм по мотивам рассказов Андрея Платонова «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Сокровенный человек».
  • «Случайный взгляд» (2005) - по мотивам повести «Котлован».
  • «Отец» (2007) - художественный фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение».
  • «Никита» (2011) - художественный фильм по мотивам рассказа «Никита». Режиссёр Марат Никитин.
  • «Юшка» (2017) - художественный фильм по мотивам рассказа «Юшка». Режиссер - Юлия Горбачевская.

Постановки

14 мая 1987 года на сцене Саратовского академического театра вышел спектакль по одноимённой пьесе Платонова «14 красных избушек», режиссёр - Александр Дзекун.

В 1999 году в Малом драматическом театре Львом Додиным был поставлен спектакль «Чевенгур».

В 2003 году в Московском драматическом театре имени Пушкина вышел спектакль «Джан», режиссёр Алла Сигалова.

В сентябре 2007 года на сцене московского театра «Школа драматического искусства» состоялась премьера спектакля по рассказу Андрея Платонова «Корова».

В 2009 году в театре «Студия театрального искусства» поставлен спектакль «Река Потудань».

9 марта 2011 года в Московском драматическом театре имени Гоголя состоялась премьера спектакля «Дураки на периферии» по пьесе Андрея Платонова, впервые опубликованной в сборнике драматургии «Ноев ковчег» в 2006 году.

24 сентября 2011 года в Воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Дураки на периферии», режиссёр - Михаил Бычков.

В 2011 году московский театр «Собеседник» представил спектакль Николая Сутармина и Игоря Попкова по рассказу Андрея Платонова «Возвращение». В спектакле также звучат песни Булата Окуджавы.

В 2012 году Харьковский государственный академический театр кукол имени Афанасьева представил премьеру спектакля «Чевенгур» в постановке Оксаны Дмитриевой, художник Наталья Денисова. Премьера состоялась 16 октября 2012 года.

В 2013 году в Воронежском Камерном театре состоялась премьера спектакля «14 красных избушек», режиссёр - Михаил Бычков.

21 июня 2014 года в Рижском русском театре имени Михаила Чехова состоялась премьера спектакля «Фро», режиссёр - Руслан Кудашов.

18 ноября 2014 года состоялась премьера в Свердловском государственном академическом театре драмы спектакля «Платонов. Две истории» на основе рассказов «Фро» и «Третий сын». Режиссёр-постановщик - Дмитрий Зимин.

27 марта 2015 года состоялась премьера в Воронежском «Театре равных» спектакля «Пустодушие», поставленного по трём рассказам автора: «Юшка», «Фро» и «Пустодешие». Режиссёр-постановщик - Вадим Кривошеев.


Имя: Андрей Платонов (Андрей Климентов)

Возраст: 51 год

Деятельность: писатель, поэт, драматург

Семейное положение: был женат

Андрей Платонов: биография

Андрей Платонович Платонов - советский прозаик, поэт, публицист, драматург. Большая часть лучших произведений автора была опубликована после его смерти.

Родился Андрей Платонович в августе 1899 года в Ямской слободе (Воронеж). Мальчик был первенцем в семье железнодорожного мастерового. Отец будущего писателя, Платон Фирсович Климентов, был машинистом паровоза и слесарем, он дважды удостоен звания Героя труда. Мать Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера. После замужества женщина занималась домашним хозяйством.


Семья Климентовых была большой. За свою жизнь Мария Васильевна родила одиннадцать детей. Платон Фирсович проводил в мастерских почти все свое время. Старшие дети с юных лет помогали отцу зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью.

В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 13 лет будущий писатель начал работать по найму. Юноша пробовал разные профессии, до восемнадцати лет он успел поработать во многих мастерских Воронежа.

Творчество

Андрей Климентов поступил в железнодорожный техникум в 1918 году. Окончить обучение молодому человеку помешала Гражданская война. Для Андрея настал новый период жизни. Гражданскую войну он прошел в рядах Красной Армии. Октябрьская революция стала для молодого человека толчком к творчеству.

В начале двадцатых годов Климентов изменил фамилию и стал сотрудничать с редакциями разных журналов и газет Воронежа. Он попробовал себя как поэт, публицист, критик, обозреватель. В 1921 году из печати вышла первая книга Андрея Платонова под названием «Электрификация». Его рассказы более раннего времени отличаются агрессивностью. Смена тона в творчестве писателя произошла в 1921 году после встречи с будущей женой.


В год рождения своего первенца Платонов выпустил сборник стихов «Голубая глубина». В 1926 году писатель окончил работу над рукописью повести «Епифанские шлюзы». Переезд в Москву и некоторая доля известности вдохновили автора. Следующий год был для Платонова очень плодотворным. Из-под пера писателя вышли повести «Сокровенный человек», «Город Градов», «Эфирный тракт», а также рассказы «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича», «Ямская слобода».

Свои главные произведения Платонов создал на рубеже тридцатых годов прошлого века. В 1929 году он закончил работу над романом «Чевенгур», а в 1930 году – над социальной притчей «Котлован». При жизни писателя эти произведения не были изданы. Его отношения с властью и цензурой были очень натянутыми. Писатель неоднократно попадал в опалу. Повесть «Впрок», опубликованная в 1931 году, вызвала сильное недовольство . Политический деятель потребовал лишить писателя возможности печататься.


Иллюстрация к повести Андрея Платонова “Котлован”

В 1934 году давление власти немного ослабло. Платонов отправился с коллегами в поездку по Средней Азии. Вдохновение пришло к писателю после посещения Туркмении, и он написал рассказ «Такыр», чем вызвал новую волну неодобрения и критики. Когда Сталин читал некоторые из произведений Платонова, он оставлял на полях пометки в виде бранных слов, характеризующих автора.


Писатель Андрей Платонов

Несмотря на недовольство власти, писатель смог опубликовать в 1936 году несколько своих рассказов. После начала Второй мировой войны в его творчестве появилось место для фронтовой темы. В пятидесятых годах Платонов сосредоточил свое внимание на литературной обработке народных сказок.

Личная жизнь

Андрей Платонов женился в возрасте 22 лет. Его избранницей стала Мария Кашинцева. Девушка была первым серьезным увлечением писателя. Через 6 лет после начала семейной жизни Платонов написал рассказ «Песчаная учительница», который посвятил супруге. В основу сюжета легли факты из биографии Марии Александровны.


Андрей Платонов с женой Марией Кашинцевой

Будущая жена писателя в 1921 году уехала в захолустье, чтобы избежать отношений с Платоновым. Этот «побег от любви» и лег в основу рассказа об учительнице. Мария жила в шестидесяти километрах от города. Писатель навещал невесту два-три раза в месяц. Беременность Марии окончательно решила вопрос ее отношений с Платоновым. Писатель своей настойчивостью склонил девушку к замужеству в 1921 году. В 1922 году в семье родился сын, мальчика назвали Платоном в честь отца писателя.


В том же году от отравления ядовитыми грибами умерли брат и сестра прозаика. Он испытывал сильные душевные муки, разрываясь между счастьем супружеской жизни и семейным горем. Мать писателя не нашла общего языка с невесткой, Андрей Платонович оказался в сложной ситуации. Ему так и не удалось примирить двух главных женщин в своей жизни.

В 1929 году в возрасте 54 лет мать прозаика умерла. Через семь лет после ее кончины Платонов написал рассказ «Третий сын», посвященный Марии Васильевне.


Жизнь внука Климентовых оказалась короткой и трагичной. Платон много болел в детстве, вырос капризным и бесконтрольным юношей. В возрасте пятнадцати лет он попал в тюрьму. В заключении Платон заболел туберкулезом. Молодой человек скончался от чахотки в возрасте двадцати лет. Незадолго до своей смерти Платон Андреевич стал отцом.

Личная жизнь писателя имела отражение в творчестве Платонова. Его герои страдали вместе с ним, любили вместе с ним, сходили с ума и умирали. Платонов стал дедом, но потеря сына сломила его внутренний стержень.


В 1944 году Мария Александровна решилась на вторые роды. На свет появилась дочь писателя Маша. Платонов в то время уже был болен чахоткой. Фото последних лет жизни писателя дает ясное представление о состоянии его души и тела.

Смерть

Во время Второй мировой войны Андрей Платонович в чине капитана служил фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». Писатель участвовал в боевых действиях, не отсиживался в тылу, был скромен в солдатском быту. По одной из версий, чахоткой Платонов заразился именно на войне. Солдатский быт помог писателю собрать материал для фронтовых рассказов и очерков, которые были напечатаны в журнале «Красная звезда».

В 1943 году умер единственный сын писателя. Платонов ухаживал за ним долгое время, но юноша так и не смог оправиться после тюремного заключения. По одной из версий, писатель заразился туберкулезом от сына.


В 1946 году Платонов был демобилизован из-за болезни. В этом же году он закончил работу над рассказом «Семья Иванова», который появился в печати под названием «Возвращение». Волна критики снова накрыла Платонова с головой. Он был обвинен в клевете на воинов-победителей и отлучен от печати.

Последние годы жизни Платонову пришлось ради заработка заниматься черновым литературным трудом. Творчество писателя сосредоточилось вокруг переработки народных сказок. Интерес к детской литературе появился у Платонова из-за его маленькой дочки Машеньки. В 1950 году писатель закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». По мотивам этих произведений советские мультипликаторы создали в конце семидесятых годов мультипликационные фильмы.


Памятник Андрею Платонову в Воронеже

Умер писатель зимой 1951 года в Москве от чахотки, похоронили его на Армянском кладбище. В 1952 году окончился жизненный путь отца писателя. Жена Платонова скончалась в 1983 году, она пережила мужа на три десятка лет. Их дочь Мария Андреевна посвятила свою жизнь работе по публикации произведений отца. Она также создала одну из версий его биографии.

Книги Платонова стали активно издаваться в восьмидесятые годы прошлого века. Произведения автора вызвали волну интереса у нового поколения читателей. В 2005 году Мария Андреевна умерла и была похоронена на Армянском кладбище.

Библиография:

  • 1920 - рассказ «Чульдик и Епишка»
  • 1921 - рассказ «Маркун», брошюра «Электрификация»
  • 1922 - книга стихов «Голубая глубина»
  • 1927 - повести «Город Градов», «Сокровенный человек», «Эфирный тракт», рассказы «Ямская слобода», «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича»
  • 1929 - роман «Чевенгур»
  • 1929 - рассказы «Государственный житель», «Усомнившийся Макар»
  • 1930 - «Котлован», «Шарманка» (пьеса)
  • 1931 - «Бедняцкая хроника» «Впрок», пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
  • 1934 - повести «Мусорный ветер», «Ювенильное море» и «Джан», рассказ «Такыр»
  • 1936 - рассказы «Третий сын» и «Бессмертие»
  • 1937 - рассказы «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «Фро»
  • 1939 - рассказ «Родина электричества»
  • 1942 - «Одухотворённые люди» (сборник рассказов)
  • 1943 - «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
  • 1943 - «Броня» (сборник рассказов)
  • 1945 - сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
  • 1946 - рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
  • 1947 - книги «Финист - Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
  • 1948 - пьеса «Ученик лицея»
  • 1950 - сказка «Неизвестный цветок»

(1899–1951)

Настоящая фамилия Климентов.

Он родился в рабочем пригороде Воронежа в большой многодетной семье. Его отец работал слесарем, а потом помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей был старшим ребенком в семье, и у него было еще девять братьев и сестер. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать, чтобы помогать кормить семью. Так

с четырнадцати лет он и начал работать, сначала подсобным рабочим, а потом приобрел специальности слесаря-литейщика и помощника машиниста.

Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семен»(1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. С 12 лет Платонов писал стихи. Впоследствии книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова.

До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п. По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

После революции Платонов оказался в Красной армии. Причем записался он туда добровольно. Там же в армии он впервые начал писать, публикуя свои стихи и небольшие очерки в различных мелких газетенках. После демобилизации Платонов решил осуществить свою давнюю мечту и поступил в Воронежский политехнический институт, однако своих литературных занятий не оставил. Он публикует свои материалы в местных газетах, выступает на литературно-журналистских собраниях.

После окончания института Платонов мечтал полностью посвятить себя литературе, однако жизнь заставила его изменить планы. Надо было заботиться о семье, поэтому писать приходилось урывками. В течение нескольких лет Платонов работает губернским мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам и помогает налаживать хозяйство. Эту беспокойную жизнь он и отражает в своих рассказах, написанных в то время. В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой. После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его

Сильным потрясением для молодого инженера была засуха 1925 года. Он много размышлял о ее трагических последствиях и тогда впервые осознал, что как писатель он может принести не меньше пользы в деле преобразования жизни, чем в качестве специалиста.

В 1926 году Платонов приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов «Епифанские шлюзы», который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М.Горького. За ним последовала повесть «Сокровенный человек» (1928). Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма. Постепенно,


Иллюзия №1 под влиянием трагических событий коллективизации, писатель расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы.
Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа ЧИТАТЬ « Усомнившийся Макар» вызвали волну критики в адрес Платонова. Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе – проповеди гуманизма.

В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова «Чевенгур» (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР). «Чевенгур» стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость.

Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В «Котловане» воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек постигает истину, пропуская через себя пространство.

Своеобразным зачинщиком развернутой против Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей. Выход в свет повести-хроники «Впрок» с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной.

С этого времени в печати появлялись только небольшие рецензии и критические статьи Платонова. Платонов наряду с К. Паустовским начинает писать сказки и становится известен своими обработками сюжетов мирового фольклора. Эти произведения не запрещались, поэтому к своим переработкам классических авторов Платонов иногда присоединял оригинальные произведения.

В 1933 году в составе группы писателей Платонов совершил большое путешествие по Туркестану. В результате этой поездки появилась его фантастическая повесть «Джан».
К повести «Джан» примыкает и большой роман Платонова «Ювенильное море», в котором с горькой иронией писатель показывает нелепость столь популярных в тридцатые годы проектов преобразования пустыни. Написанные в 1930-е годы пьесы «Шарманка» и «14 Красных Избушек» не были опубликованы при жизни автора.

Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему («Броня», «Одухотворенные люди», 1942; «Смерти нет!», 1943; «Афродита», 1944 и др.; вышло 4 книги). Но когда в дом Платоновых приходит беда – погибает на фронте единственный сын, писатель снова испытывает горькое разочарование в жизни. Это настроение Платонова отражено в его рассказе «Семья Иванова». После того как его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение») в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы.

Написанный в 1930-е годы роман «Счастливая Москва» был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

После войны писателю негде и не на что жить, поэтому он устраивается во флигеле Литературного института и работает дворником. Правда, и в эти тяжелые годы в его жизни иногда случались радостные события, какими стало рождение долгожданной дочери. Впоследствии она станет хранительницей архива своего отца и основным публикатором его рукописей. Однако сам писатель к тому времени уже был тяжело болен. Зимой 1951 года он умер от туберкулеза. Основные произведения Платонова были опубликованы в России только после 1988года.

Андрей Платонович Платонов — это один из литераторов советских времен, чей стиль написания был наиболее самобытен. Платонов — драматург, прозаик, поэт, писатель, чье творчество выпало на первую половину двадцатого века. Сегодня же предлагаем изучить Платонова для детей, которая даст возможность узнать больше о жизни этого замечательного писателя.

Биография Платонова кратко

Краткий пересказ биографии и жизни Платонова начинается с начала его жизненного пути. Произошло это в 1899 году. В начале осени и рождается будущий писатель в обычной семье, проживающей в Воронеже.

Его образование — это учеба в приходской школе, после которой он заканчивает четырехклассную школу в городе. Дальше Андрей, на тот момент Климентов, поступает в училище. В связи с нищетой, дабы помочь родителям, рано начинает работать. Работал будущий писатель в разных сферах.

Литературное творчество

В краткой биографии Платонова за 6 класс, его творческая деятельность начинается работой в газетах и журналах. Будучи военным корреспондентом, Платонов печатается во многих газетах. А в 1921 году выходит первая его книга Электрофикация. Уже на следующий год он выпускает свой сборник стихотворений под названием Голубая глубина. Его литературное творчество получает хорошие отзывы от критиков. В 1927 году Платонов издает первую книгу рассказов.

После политехникума Андрей Платонович занимает должность электротехника, был мелиоратором, продолжает писать и в 1931 году выходит первая его работа, которая вызывает негодование критиков. Это было произведение под название Прок, после которого писателя отказываются печатать в изданиях. В 1937 году, в виде исключения, печатают его повесть Река Потудаль.

В годы Великой Отечественной он начинает вновь печататься, так выходят его рассказы на военную тематику. Однако после рассказа Возвращение, писатель вновь был раскритикован и обвинен в клевете. Теперь же возможность печататься для писателя была закрыта. Чтобы хоть как-то жить и зарабатывать, он начинает обрабатывать сказки для детей, что печатают в детских журналах. Таким образом в его биографии кратко и все самое важное связано с детским творчеством.

Умирает писатель в 1951 году от туберкулеза, который он подхватил, ухаживая за своим единственным сыном.

Платонов был старшим ребенком. В семье же было десять детей.

С 1920 года Андрей из Климентова превращается в Платонова, так как писатель меняет свою фамилию.

Биографическая канва “дописательской” жизни Андрея Платоновича Платонова (настоящая фамилия — Климентов) во многом напоминает конспект судьбы М. Горького: сумрачное детство, ранний, в 13 лет, выход “в люди”, вереница рабочих профессий, “университеты” самообразования, тяга к писанию стихов. Сын слесаря железнодорожных мастерских, Платонов вошел в литературу как один из “пролетарских” писателей и с восторгом принял революцию, увидев в ней торжество разума над косной стихией природы. Именно пафос преодоления не просветленной разумом жизненной стихии определил смысловую направленность его дебютных произведений — публицистической книги “Электрификация” (1921) и сборника стихов “Голубая глубина” (1922). Подобно другим писателям-дебютантам из рабочей среды, Платонов верит в это время в светлые перспективы артельной работы по “ремонту земли”, да и сама литература мыслится им — в этом он близок В. Маяковскому — в ряду рабочих профессий: это дело, технология, производство.

Однако уже на раннем этапе писательства позиция Платонова существенно отличалась от позиции его собратьев по поколению. Платонов был сосредоточен не на сокрушении старых порядков, а на поиске путей созидания, а потому держался в стороне от “пролетарского” творческого цеха, да и от других литературных объединений 20-х гг. Погрузившись в изучение философских трудов Н. Федорова, П. Флоренского, Н.Бердяева, он приходит к миропониманию, близкому федоровской “Философии общего дела”. Вот что писал Платонов в статье с характерным названием “Христос и мы”: “Люди видели в Христе бога, мы знаем его как своего друга... Он давно мертв, но мы делаем его дело — и он жив в нас”. Нравственным идеалом для Платонова, по сути, становится христианский идеал братства всех людей, причем это братство, по мысли писателя, должно скрепляться не стремлением к всеобщему материальному достатку, а императивом неизбирательной любви, которая позволяет каждому преодолеть чувство сиротства в этом “прекрасном и яростном мире”.

Вот почему в произведениях писателя, поначалу свято верящего в идеалы революции, ощущается стремление проверить и перепроверить точность маршрута, заданного “паровозом истории”. Поиск ответа на этот вопрос ведется Платоновым в трех направлениях: в произведениях на исторические темы, в научно-фантастической прозе и в рассказах и повестях о современности. Общей сюжетной “формулой” этих разных по материалу произведений становится попытка реализации дерзновенного проекта — научно-исследовательского, производственно-технологического или социального. В соответствии с этой формулой ключевыми фигурами платоновских сюжетов выступают ученые-изобретатели, строители или революционеры-преобразователи.

Вот как реализована эта сюжетно-композиционная схема в повести “Епифанские шлюзы” (1926), первом из зрелых произведений Платонова (эта повесть дала заглавие сборнику прозы писателя, вышедшему в 1927 г.). Сюжет произведения основан на реальных исторических фактах: речь идет о неудачной попытке соединить каналом реки Волжского и Донского бассейнов в начале XVIIl в. Петровская Россия увидена в повести глазами англичанина — руководителя работ инженера Бертрана Перри. Инженер приезжает в Россию по приглашению царя; он надеется заработать денег, чтобы сделать возможной женитьбу на его возлюбленной Мери. Ему нравится поначалу русский царь, нравится неброская русская природа, нравятся русские люди. He щадя себя, инженер с головой погружается в работу. Ho надежды Перри на успех рушатся, столкнувшись с реальностью: невеста в письме извещает его о свадьбе с другим, работы по строительству шлюзов идут слишком медленно, уровень воды в них оказывается недостаточным, крепостные строители бегут со стройки.

Попытка осуществить “прожект” оканчивается казнью Перри в Пыточной башне Кремля. Бертран Перри выглядит в повести Платонова палачом и жертвой одновременно. Знаток своего дела, он служит царю и на службе не щадит никого — наказывает нерадивых работников, приказывает казнить беглецов. Будучи незлым от природы человеком, он приносит несчастному народу мучения; являясь умным специалистом, помимо своей воли несет “неученым” зло. Итак, строительство, которое ведется по законам “прогресса”, по “бумажке” и вопреки здравому смыслу и сердечному чувству, которыми обладает народ, — такое строительство не только не прибавит счастья его участникам, но лишь увеличит вереницу смертей.

Гибелью главных героев или их трагическим разуверением в возможности реализации мечты завершается и большинство других произведений Платонова этой поры — научно-фантастической повести “Эфирный тракт” (1927), рассказа “Усомнившийся Макар” (1929), романа “Чевенгур” (1929). В последнем из них в основе сюжета — попытка группы большевиков построить коммунизм в небольшом городе. В первой части романа его герои идут в поисках счастья, бродят по России, охваченной Гражданской войной. Во второй части они приходят в своеобразный город Солнца — Чевенгур, где коммунизм уже осуществился. При этом пространство города, в котором реализовалась коммунистическая утопия, будто изымается из пространства земли и потока истории, всякое движение в нем прекращается. Условием будущей счастливой жизни оказывается предварительное истребление всех тех, кто коммунизма недостоин, — почти всего населения города. Финал романа мрачен: происходит схватка между чевенгурскими “апостолами” и регулярной воинской частью, посланной государством на поиски исчезнувшего из-под государственной власти города. Дорога, по которой шли искатели коммунизма, заканчивается смертью. Эта смерть носит в романе форму своего рода коллективного самоубийства: чевенгурцы умирают в бою с чувством радостного облегчения, освобождения от скуки построенного “земного рая”.

Писатель будет возвращаться к проблемам, поставленным в романе, до конца своего творческого пути. Постепенно круг этих проблем будет сужаться, потому что обсуждать их в какой бы то ни было форме в обстановке 30—40-х гг. будет все труднее и труднее. Бескомпромиссная “ревизия” коммунистических идей с позиций “абстрактного гуманизма” (это одно из самых мягких обвинений в адрес писателя со стороны современной ему критики) не пришлась по вкусу властям. С середины 30-х-гг. Платонова печатают все реже и реже. Публикация в 1937 г. книги рассказов “Река Потудань” вызвала в адрес писателя новую волну “проработочной” критики, которая практически перекрыла ему доступ к читателю. He опубликованными при жизни писателя остались повести “Котлован” и “Ювенильное море”, незавершенный роман “Счастливая Москва”, уничтожен был набор книги “Размышления читателя”.

Лишь работа военным корреспондентом “Красной звезды” позволила Платонову вновь вернуться в современный ему литературный процесс: за время войны и сразу после нее вышли его книги рассказов “Одухотворенные люди” (1942), “Рассказы о Родине” (1943), “Броня” (1943), “В сторону заката солнца” (1945). В тот же период были написаны такие платоновские шедевры, как рассказы “Афродита” и “Семья Иванова” (позже этот рассказ получил название “Возвращение”). Впрочем, последний из них вновь вызвал резкие критические нападки, обвинения в “клевете” на советскую семью, так что в последние пять лет жизни Платонова увидело свет только несколько его книг детских сказок.

Оказавшись в конце жизни в полной творческой изоляции, Платонов — с присущим его героям “юродивым языком” и “религиозным душеустройством” — был востребован в качестве одного из самых современных и самых глубоких писателей-мыслителей в пору перестройки, когда выяснилось, что его наследие составляет одну из ярчайших страниц русской литературной классики XX в.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама