THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Тема: Путешествие по русским народным сказкам

Це л ь : Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам , эпизодам;

з акрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;

з акрепить навыки детей пересказа сказок.

р асширить словарный запас;

закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».

«ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.

Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок.

Рассматривание иллюстраций.

Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»

Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

сюрпризный момент;

ответы на вопросы;

обращение к опыту детей;

загадывание загадок;

педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

моделирование сказки;

решение проблемной ситуация;

поисковые действия;

драматизация сказки;

дидактические игры;

физминутка;

мимическое упражнение;

дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

В оспитатель : Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения ). Смотрите, вместо одной из страниц – письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель : Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей . )

Воспитател ь: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек , нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (И гр а « Назови сказки » : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку) .

Воспитател ь: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в С трану сказок приведи!» , клубочек покатился к сундучку ) .

Воспитател ь: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют геро ев сказо к ) Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок!

Воспитател ь: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (М оделирование сказок : «Три медведя», « Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Дети называют сказку, героев) . И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.

Воспитател ь: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищ ем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок) . Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся) .

Воспитател ь: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки . Проводится игра «Помогите!» . Предлаг ается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им) .

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)

«Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)

«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)

«Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитател ь: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка “Сказки (проводят дети под руководством педагога)

1 ребенок : Мышка быстренько бежала (бег на месте) Мышка хвостиком виляла (имитация движения) Ой, яичко уронила (наклониться, “поднять яичко”) Посмотрите-ка, разбила (показать “яичко” на вытянутых руках) 2 ребенок : Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать “силу”) 3 ребенок : Мы славная семья козлятМы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте) Мы любим, бегать и играться Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают “рожки”)

Воспитател ь: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится к онверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка – не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказок . Находим зеленую страницу )

Воспитател ь: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Воспитател ь: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка )

У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка )

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок )

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята )

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?

(голубого)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.

(шапочки: волка и лисы («Ли сичка сестричка и серый волк»); заяц и петух («Заюшкина избушка») ; мышка и лягушка («Теремок») ; волк и коза («Волк и семеро козлят»)

Воспитател ь: Вот и синяя страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок» ) .

Воспитател ь: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами :

удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитател ь: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! (воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка) .

Воспитател ь: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит

(Дети получают в подарок из сундука раскраски ). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу

Образовательная область: речевое развитие.

Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.

Возраст: 6-7 лет.

Тип занятия: Комбинированное.

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование:

Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Методы и приемы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, физминутка, мимическое упражнение) .

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок («Маша и медведь» , «Три медведя» , «Колобок» , «Лиса и заяц» , «Репка» , «Теремок» , рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой» .

Предполагаемый результат:

  • Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
  • Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
  • Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
  • Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Продолжительность занятия: 30 мин

1. Организационный момент:

Дети заходят, становятся в круг.

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»

2. Основная часnь:

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

Почему вы их любите? (Ответы детей)

Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ) . Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель:

Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли) .

Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения) .

Вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель:

Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель:

Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей) .

Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!» , клубочек покатился к сундучку) .

Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

(Сказка «Три медведя» . В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь» , «Курочка-Ряба» , «Репка» , Дети называют сказку, героев) .

Воспитатель:

И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого) .

Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок» .

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся) .

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!» . Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки) .

Игра «Помогите!» .

Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя» )

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок» )

«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» )

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк» )

«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)

Воспитатель:

Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)

Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"

Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

«Гуси-лебеди» . Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)

А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого) .

Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Воспитатель:

Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.

Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.

Игра: «Ты мне – я тебе» .

(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка» .

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… -; Молодцы! -

Воспитатель:

Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)

У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …, фиолетовый.

Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей) .

Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап, снуре!» . Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

  • удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
  • лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
  • весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Рефлексия:

3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски) . Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.

Воспитатель:

Чему нас учат сказки?

Какие бывают сказки?

Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)

Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

Список литературы

  1. Гербова В.В. Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  2. Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л. М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2000
  3. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 2006. - №5
  4. ПРОГРАММА дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г.
  5. Сухин И.Г. «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» - М.: «Новая школа» , 2007.
  6. Твоя первая библиотека «Русские народные сказки» - М.: «Планета детства» , 2003.
  7. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» - М.: «ВАКО» , 2005.

Наталья Игошина

Цель : Выяснить, знают ли дети русские народные сказки .

Задачи :

Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям , закрепить умение классифицировать их на две группы (русские народные сказки и авторские сказки ) .

Развивать культуру речи .

Развивать коммуникативные качества детей, связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение, внимание через интерес к сказкам .

Воспитывать доброжелательность, коммуникативность,

Воспитатель : Ребята, в предыдущих группах каждый год мы читали много рассказов , стихов, знакомились с русскими народными сказками . А как определить сказку ? Правильно, в сказках много чудес . Звери, рыбы, птицы ведут себя как люди, разговаривают. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три, магические предметы. В сказках столько мудрости ! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего навсего какая-то лягушонка. Сказки учат , не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните ? (вывешиваем картинки сказок )

(Дети часто называют авторские сказки . Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора : «Эти сказки появились очень , очень давно, и их не читали, а рассказывали детям , часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длиной.)

Но мы с вами читаем сказки в обработке . Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков.

Ой, ребята смотрите к нам пришла сама Баба-яга! (игрушка бибабо)

Баба-Яга : -Здравствуйте! Я Баба-яга! Скажите, а где добро всегда побеждает зло! Правильно, в сказках . Вот туда мы и отправимся. Закрывайте глаза! Абра-кадабра! Чудо-юдо! Крекс-пекс-фекс! Полетели! (Звучит музыка) Представьте, как мы летим над полями, над лесами, над широкими морями. Над тридевятым царством, тридесятым государством.

Прилетели? А теперь выполните мои задания! Я заколдовала сказки . Угадайте, что это за сказки .

Воспитатель : -Ребята, смотрите, у этой сказки не хватает букв . Я вам сейчас прочитаю то, что осталось, а вы попробуйте угадать. Хорошо?

Жи. бы. де. и ба. И бы. у ни. Ку. Ря. Сне. ку. я не про., а зо. Де. би.

Би---не разби. Ба. би. би---не разби. Мы. бе., хво. ма., я. упа. и ра. Де.

Пла., ба. пла., а ку. Ря. Г. Не пла. де., не пла. ба. Я сне. ва. я не зо., а про.

Дети : Это русская народная сказка «Курочка Ряба» .

Воспитатель : Ребята вот следующее задание от Бабы -яги. Слушайте внимательно. Надо определить из каких сказок эти отрывки .

Собрался народ , пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили (Аленушку) (Сестрица Аленушка и братец Иванушка. В обр. А. Н. Толстого)

Взяла она чистые решета мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай- рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными : по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу звери-рыскучие. (Царевна-лягушка. В обр. М. Булатова)

Воспитатель : Ребята а напомните мне какое сейчас время года? (осень) А какой месяц? А что собирают сельские жители на своих огородах в начале сентября? А про какой известный овощ вы все знаете сказку (репка)

(Физкультминутка)

Воспитатель : Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой скорей полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны )

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» )

Воспитатель : - Ребята вот последнее задание бабы яги, я уверена что вы справитесь. Я вам сейчас скажу что-то неправильное, а вы меня поправите.

Колобок съел лису.

Посадила репка дедку.

Сел пенек на мишку и слышит.

И проглотила бабушка волка.

Плачет курочка, а дед и баба говорят.

Стоит мышка-норушка, а мимо теремок бежит.

Воспитатель : Вот мы и все задания Бабы яги выполнили и сказки расколдовали .

Баба-Яга : Ой молодцы хлопчики и красны-девицы. Теперь и поиграть можно. А знаете ли вы какую-нибудь игру про Бабу-Ягу?

(Проводится подвижная игра. Дети встают в круг, имитируют слова, затем разбегаются а баба-яга их ловит)

В темном царстве есть избушка, Встала задом на перед.

А в избушке Бабка-ежка.

Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят

Фу, противная какая, дыбом волосы стоят! (2раза)

(Баба-яга говорит) – Кто противная, я противная? (догоняет детей)

Баба-Яга : Ух утомили меня. Хорошо у вас, но мне пора. Обещаю сильно в сказках не шалить и героям помогать! До свидания!

Воспитатель : Ребята вы большие молодцы и я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг, чтобы вы увидели какие удивительные и яркие бывают рисунки к сказкам .

Публикации по теме:

Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русские народные сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Составила:воспитатель 1 квалификационной.

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Русские народные сказки» Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную».

Открытое занятие «Русские народные сказки. Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Конспект открытого занятия русские народные сказки. (Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?») вторая младшая группа. Составила.

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших.

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в заданиях на «сказочную» тему.

Образовательные :

  • закрепить знания детейо знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.;
  • учить отвечать на вопросы;
  • закреплять навыки порядкового счета в пределах 5;
  • закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
  • обогащение словарного запаса детей.
Развивающие :
  • развивать речь, мышление, внимание, мелкую моторику;
  • развивать умение анализировать загадки для определения отгадки;
Воспитательные :
  • воспитывать интерес к сказкам;
  • учить выслушивать рассказы товарищей не перебивая, дружно работать в парах.
Словарная работа:Красная шапочка,Буратино, Золотой ключик, сказочный, волшебный, Колобок, Три медведя, Три поросёнка, Айболит, Теремок, Кот в сапогах, Незнайка, Гуси лебеди,Царевна - лягушка, По- щучьему велению, Сивка- бурка, Иван-царевич и серыйволк, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Мальчик-с-пальчик, У страха глаза велики, Петушок- золотой гребешок, Каша из топора.
Предварительная работа:чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.

Материалы и оборудование: картинки сказочных героев, разрезные картинки сказочных героев, посылка, пять писем под номерами с заданиями, медали от Буратино.

1. Организационный момент

Встанем дружно полукругом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Скажем «Здравствуйте!» мы Вам
Уважаемым гостям.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Вы знаете, уже много сказок? Вот сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам. Итак, путешествие по сказочному острову начинается.
Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Присаживайтесь на свои места.
Раздается стук в дверь.
Приносят посылку и письмо.
Давайте его прочитаем?

Письмо : Здравствуйте, дорогие ребята! Я не хотел учиться и меня Мальвина закрыла в чулане. Мне нужна ваша помощь! Помогите выполнить задания Мальвины и волшебный замок откроется. Задания находятся в этой посылке. Важно выполнить задания по порядку. Заранее спасибо. Буратино.

Воспитатель: Ребята поможем освободить Буратино? (Ответы детей)
Тогда в путь.

Вот конверт с первым заданием. Задание № 1

2. Основная часть
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...(Айболит).
В этом доме без забот. Жили звери, только вот,Медведь к ним пришел потом,Поломал звериный дом.(Теремок)

Воспитатель: Вы молодцы отгадали все сказки!

Вот конверт со вторым заданием. Задание № 2

Воспитатель:
Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!Все картинки перепутал Сказки все он спутал. Пазлы вы должны собрать. И сказку назвать!
(Работа в парах. Дети собирают картинки и называют сказку).

Воспитатель: пока дети собирают
Трудно сказку сложить,Но не надо нам тужить.Дружно, смело и умело. С вами мы взялись за дело!
(Ответы детей)
Ой, какие молодцы, все сказки собрали, все сказки отгадали!

Артикуляционная гимнастика

Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям) .
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать(представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша – очень сказка хороша(хлопают в ладоши) .

Вот конверт с третьим заданием. Задание № 3

Дидактическая игра«Сказочный сундук»
- В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна - индюшка» ;
2. «По-собачьему велению» ;
3. «Сивка- будка» ;
4. «Иван-царевич и зелёный волк» ;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» ;
6. «Мальчик-с-кулачок» ;
7. «У страха уши велики» ;
8. «Петушок- золотой пастушок» ;
9. «У смеха глаза велики» ;
10. «Лапша из топора» .
Молодцы!

Вот конверт с четвертым заданием. Задание № 4

Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения »

Воспитатель: Я вам покажу сказочного героя , а вы должны назвать из какой он сказки. Пример: Это Буратино, он из сказки «Золотой ключик», а затем составить о нем предложение из четырёх слов. Пример: Буратино смастерил папа Карло. Выслушать 3-4 ребёнка.
Молодцы справились с заданием!

Физкультминутка

А теперь:
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
а теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.

Воспитатель: отдохнули.
Вот конверт с пятым заданием. Задание № 5

Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

Воспитатель: Вот и все задания выполнены!

3.Заключительная часть

Итог : Ребята, сложно было вам выполнять задания Мальвины? Какое задание было самое сложное? А самоё лёгкое?
Воспитатель: (берёт в руки посылку ) Но у нас ещё что-то в посылке?
(Дети смотрят и находят там медали с изображением Буратино. Воспитатель раздаёт детям медали.)

Тема: Путешествие по русским народным сказкам

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам;
  2. закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования;
  3. закрепить навыки детей пересказа сказок.
  4. расширить словарный запас;
  5. закрепить названия русских народных сказок.

Развивающие:

  1. Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  2. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  2. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.

Использование современных технологий:

  1. Методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой».
  2. «ТРИЗ в детском саду» С.М. Гин.
  3. Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В.Базарного (смена видов деятельности, элементы гимнастики для глаз, физминутка, мимическая гимнастика)

Оборудование:

  1. Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Просмотр презентации «Загадки Кота Ученого»
  4. Игры – инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Словесные:

  1. сюрпризный момент;
  1. беседа;
  2. ответы на вопросы;
  3. обращение к опыту детей;
  4. загадывание загадок;
  5. педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

  1. демонстрация, рассматривание иллюстраций

Практические:

  1. моделирование сказки;
  2. решение проблемной ситуация;
  3. поисковые действия;
  4. драматизация сказки;
  5. дидактические игры;
  6. физминутка;
  7. мимическое упражнение;
  8. дыхательная гимнастика.

Ход занятия:

Дети заходят, становятся в круг.

Воспитатель : Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения ). Смотрите, вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель : Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка (Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какая она красивая! Какого цвета? Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок) Давайте, закроем глаза и 3 раза скажем: «1-2-3 в сказке окажись, страна Сказок, покажись!». Вот мы и попали в страну Сказок!

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок». Дети называют сказку, героев). И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета? Кто изображен? Изображены те персонажи, которых мы с вами расколдовали.

Воспитатель: Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок) . Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки. Проводится игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

  1. «Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
  2. «Помогите, я разбила яйцо – не простое, а золотое!» («Курочка ряба»)
  3. «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
  4. «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
  5. «Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)
  6. «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
  1. «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»)
  2. «Помогите! Я превратилась в облачко!» («Снегурочка»)

Воспитатель: Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки "(проводят дети под руководством педагога)

1 ребенок : Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
2 ребенок : Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
3 ребенок : Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

Воспитатель: Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! (Подходим к столу, где находится конверт с иллюстрациями к сказкам). И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, перепутала все картинки! Как разобраться, где какая сказка - не знаю! Поможем, ребята? (Проводится игра «Собери сказку по картинкам». Дети кратко передают содержание сказок. Находим зеленую страницу)

Воспитатель: Вот и зеленая страничка, а клубок ведет нас дальше.

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

Воспитатель: Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(Гуси-лебеди)

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

(Репка)

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

(Колобок)

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

(Козлята)

Воспитатель: Молодцы, дети! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета?

(голубого)

Клубок зовет нас вперед! Осталось еще несколько страниц, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть. Игра называется «Персонажи беседуют». Предлагаю вам шапочки персонажей, а вы покажете нам отрывок из сказки.

(шапочки: волка и лисы («Лисичка сестричка и серый волк»); заяц и петух («Заюшкина избушка»); мышка и лягушка («Теремок»); волк и коза («Волк и семеро козлят»)

Воспитатель: Вот и синяя страница нашлась! Почти собрали нашу книгу. Осталась еще одна страница. Клубок наш не знает, где она находится. На этот раз нам поможет сам Могучий Ветер, который разбросал страницы. Я знаю один способ, как позвать его. Давайте станем друзьями ветра, и потихоньку подуем, позовем его. (Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»).

Воспитатель: Пока мы с вами играли, Могучий Ветер сам принес нам последнюю страницу. Какого она цвета? Фиолетовая. У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, ….., фиолетовый. Что вам напоминают эти цвета? Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

  1. удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;
  2. лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;
  3. весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! (воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка) .

Воспитатель: Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит

(Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама